30,3K подписчиков

5 нескучных писательских практик, которые я испробовала на себе

Писательских практик много и, давайте признаемся, почти всегда их лень делать. Не важно, чем вы занимаетесь — пишете ли для себя или работаете с текстом профессионально — заставить себя непросто.

Я решила сделать подборку таких упражнений, протестировать их на себе и поделиться с вами, что у меня получилось, — в примерах. Возможно, это вдохновит вас на создание своего текста.

Портреты

Попробуйте создать с помощью текста портрет — опишите знакомого вам человека или самого себя (черты характера, образ мышления, поведение).

Даже описывая кого-то другого, вы, по сути, разбираетесь в себе. Окружающие вас люди — это зеркала, в которых можно увидеть собственное отражение, если внимательно приглядеться.

Еще одно замечательное применение этого метода — создать портрет своего образа с точки зрения кого-то другого. Возможно, того, с кем у вас непростые отношения. Как воспринимает вас этот человек? Что ему в вас нравится? Чем вы его раздражаете? Как вы встретились?

Выбирайте тот вариант упражнения, что вам больше нравится.

Писательских практик много и, давайте признаемся, почти всегда их лень делать. Не важно, чем вы занимаетесь — пишете ли для себя или работаете с текстом профессионально — заставить себя непросто.

Я писала текст в гуглдоке — потому как привыкла работать на ноутбуке. На самом деле можно использовать любой удобный вам способ

Пример

Я выбрала вариант «создать портрет с точки зрения кого-то другого». Текст, на удивление, написала очень быстро. И поменяла имена, чтобы никто из знакомых себя не узнал:)

Надя смотрела на свою подругу, которая с недавних пор постоянно её раздражала. Они были знакомы — подумать только — почти двадцать четыре года. Провели вместе детство, юношество, пережили её, Надин, развод, но теперь не могли сойтись почти ни в чем. Вот и сейчас, как только Наташа открыла рот и озвучила свою мысль, Надя тут же переключила внимание на посуду, которая стояла на столе, и стала пристально изучать узор на заварочном чайнике.

В этот момент в её голове в очередной раз всплыл вопрос: «Красивая ли у неё подруга?». Мама всегда говорила, что да. «Наташа тебя симпатичнее», — вкрадчиво сообщала она дочери, как будто даже не понимая, какую волну негодования и боли запускает у неё внутри.

На самом деле Наташа не была красавицей. У неё были обычные не слишком славянские черты: темные кожа и волосы, карие глаза, веснушки, непонятно зачем раскиданные на щеках, и небольшой шрам, который поселился на правой половине лица, почти у носа. Ничего выдающегося. Возможно, красота, которую так явно видела мама, появлялась, когда Наташка начинала говорить, смеяться или злиться — тогда от неё прямо перла энергия, в существование которой в этот момент волей-неволей приходилось верить. «Ведьма, — думала Надя. — Сущее зло, не иначе».

Субличности

Представьте (скорее отыщите внутри себя) какую-нибудь субличность и опишите её. Будем знакомиться! Субличности могут быть очень разными, например:

  • Перфекционист
  • Комедиант
  • Герой
  • Супермама
  • Изгой
  • Вамп
  • Фантазер
  • Послушная дочь
  • Жертва
  • Кормилец
  • Тревожный
  • Казанова
  • Клоунесса
  • Рыцарь в доспехах
  • Скиталец

Описывая одну из своих субличностей, дайте ей имя и персонифицируйте ее.

Если вы не можете понять и назвать свою субличность, попробуйте использовать метафорические карты и разбудить воображение

Пример

Это задание далось мне непросто: я долго не могла решить, какую субличность описывать. И даже дать ей имя было почему-то сложно. В итоге родилась какая-то лесная женщина. Текст вышел неказистым, но я всё равно его оставила: тут явно видно, что мне есть куда расти.

Лесная женщина смотрит на меня из-за угла. Её платье зелено, руки покрыты мхом, волосы болотного оттенка. Она молчит — только медленно поднимает бубен и легонько бьет в него костяшками пальцев. Разносится едва уловимый звук, скорее даже дребезжание, которое — раз! — тревожно отдается в теле. Лесная женщина знает, что теперь я чувствую — вернее, предчувствую. Она поселила во мне мысль, которую можно назвать предсказанием, ведьминской ворожбой или всего лишь интуицией. Теперь мне неспокойно, а она тихо уходит, оставляя на вокруг водоросли, тину и разливающийся запах болота.

Вопросы

Попробуем поучиться задавать вопросы — это полезно и для интервью, и когда вы собираете фактуру для статьи в блог, СМИ или даже для поста в соцсети (Гуглу ведь мы тоже вопросы задаем).

Предположим, вам нужно написать заметку. Выберите инфоповод: Алиса упала в кроличью нору, Ромео влюбился в Джульетту, принц нашел туфельку Золушки после бала.

К кому бы вы обратились за комментариями? Опишите минимум трех ньюсмейкеров и придумайте по три вопроса, которые вы бы им задали.

Иллюстрация Zdzislaw Witwicki. Источник - http://3.bp.blogspot.com/-iAGVucEoIhk/U1ebUWuZRBI/AAAAAAAARiQ/ab21RLFTH9c/s1600/Dziwie_sie_swiatu_Zdzislaw_Witwicki+005.jpg
Иллюстрация Zdzislaw Witwicki. Источник - http://3.bp.blogspot.com/-iAGVucEoIhk/U1ebUWuZRBI/AAAAAAAARiQ/ab21RLFTH9c/s1600/Dziwie_sie_swiatu_Zdzislaw_Witwicki+005.jpg

Пример

Классное задание! Да и еще и короткое. В воображении картинка очень четкая сразу представляю видео с интервью героев. Даже захотелось написать пьесу.

Ньюсмейкер № 1 — Король. Растерянный, но воодушевленный мужчина. Обожающий сына и предвкушающий невероятное приключение с поисками претендентки на сердце принца. Ничуть не унывающий.

Вопрос: вы уверены, что поиски пропавшей девушки необходимы?

Ньюсмейкер № 2 — одна из сестер. Возмущенная молодая девушка, которая надеялась на этот бал и на принца. Немного грустная — потому как Золушка своем домашнем платье выглядит лучше её. Но уверенно идущая к своей цели — удачном замужестве.

Вопрос: на что вы готовы ради этой туфельки?

Ньюсмейкер № 3 — уборщица замка. Простая добрая женщина, которая не первый год служит во дворце. Видела еще юного короля. Молчалива, но в нужную минуту может сказать что-то поддерживающее.

Вопрос: видели ли вы сбежавшую девушку?

Словесный спринт

Откройте любую книгу на 17-й странице, ищите 6-ю строчку — это будет темой для вашего текста.

А затем сядьте и пишите в течение 10 минут (поставьте таймер). Вдохновения ждать не надо. Пусть это будет механистическая работа: берите ручку и водите по бумаге, позвольте пальцам барабанить по клавиатуре.

Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости. Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.

Словесный спринт предлагает вам выключить оценочные суждения и окунуться в поток интуиции. Увидите, куда это вас приведет.

Пример

А вот это упражнение мне было о-о-о-очень лень делать. Несколько раз я хотела начать и сразу же отлынивала. Смущало именно время: 10 минут писать без перерыва. В итоге всё оказалось куда проще.

Перед тем, как поставить таймер, я думала, что буду смотреть на часы постоянно. И ошиблась: я взглянула на цифры один раз, когда до конца оставалось 2 минуты. Всё это время я писала. Спринт был неравномерный: иногда я всё-таки замирала и думала, туда ли хочу пойти. А затем снова продолжала писать.

Вот что вышло.

Писательских практик много и, давайте признаемся, почти всегда их лень делать. Не важно, чем вы занимаетесь — пишете ли для себя или работаете с текстом профессионально — заставить себя непросто.-4

Строчку взяла из книги «Вот оно, счастье» Найлла Уильямза

Моя строчка: «Те мужчины были из мест, где от уединения характер человека делается кристально прозрачным».

Уединение, которое так часто путают с одиночеством, не иссушало, а наоборот, наполняло тебя. Заставляло всматриваться в себя и находить в себе такую глубину, что порой становилось страшно. В этой бездонной тьме таилось много чего: страхи, сомнения, воспоминания, желания и сожаления. Можно было запустить руку и вытащить наугад что-то — а затем пристально изучать, удивляясь, какой ты странный всё-таки человек.

В тех местах такими были все. Никаких дежурных улыбок и бесед — почти у каждого взгляд проникал прямо в суть, серьезный, пристальный, цепляющий своей прямотой и силой. Невозможно было поверить, что эти люди умели смеяться. Кажется, они были созданы носить в себе эту мудрость и становиться серьезнее день ото дня.

Хотя, конечно, всё было не так: вместе с этой сбивающей с толку суровостью соседствовали и сострадание, и нежность, и доброта. Объятия тут были не в ходу, но уже если кто тебя обнимал, то на мгновение ты осозновал, что значит быть в абсолютной безопасности. Никуда не спешить. Доверять. Просто быть и чувствовать.

Драма

В любой истории наиболее драматичный момент наступает, когда, казалось бы, хуже быть уже не может. И вдруг… все становится еще ужаснее. Обычно это кульминация: всё — убийцу признают невиновным и отпускают на свободу, а влюбленных разлучают. Придумайте худшие обстоятельства для героев перечисленных ниже сюжетов.

  • Богач умирает, ему осталось жить всего неделю. Он принимает решение раздать все свое богатство на благотворительность, но…
  • Снеговик ожил и намеревается открыть для себя весь мир. Он подружился с белым медведем, но…
  • Сборщик кофе получает новое место на крупной плантации. Он влюбляется в работницу плантации, но…

Зачем это надо? Чтобы включить воображение. Не слушайте тех, кто считает, что все истории рассказаны. Даже если ваши герои — семеро козлят и серый волк, вы все равно можете рассказать сказку по-своему, лихо закрутив сюжет и изменив стиль повествования.

Пример

Понравилось! Захотелось сочинить несколько альтернативных вариантов, а не один. Кажется, эту практику можно выполнять бесконечно, выдумывая абсолютно разные повороты сюжета.

Богач умирает, ему осталось жить всего неделю. Он принимает решение раздать все свое богатство на благотворительность, но тут получает письмо. В тексте неизвестный отправитель пишет о том, что знает, как излечить его болезнь. В одной вьетнамской деревушке, пишет незнакомец, есть колдун, который может избавить его от неизлечимого недуга. Но не просто так.

Нет, ему не нужны деньги. Нужна жертва. Богач должен найти человека, которому колдун передаст его недуг. Это должен его родственник — тот, в ком течет та же кровь. Ошарашенный герой не может в это поверить. Но даже такой призрачный шанс дает надежду, и он остро осознает, что очень не хочет умирать. Перелистывая семейный альбом, он выискивает фотографии, где запечатлен самый далекий из близких. Тот, кого он готов отдать смерти взамен себя.

Вывод

Мне понравилось. Если поработать с мотивацией и сесть за работу, можно обнаружить, что тексты пишутся очень быстро. Исчезает страх чистого листа. Появляется азарт и огонь. Включается вдохновение. И сквозь текст начинает проступать что-то любопытное — то, что позволяет посмотреть, что происходит внутри нас.

Писательские практики взяла из наших книг — «Как писать крутые тексты», «Писать легко», «Начни писать», «Бизнес-копирайтинг» — и лагеря для пишущих Summer Camp. По промокоду blog — скидка 30% (но не более 50% с другими акциями).

Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер».