БЕСПЛАТНЫЙ МАРАФОН. День 1. Речь. Значение коммуникации в жизни человека.

178 прочитали
Всем здравствуйте! Мы начинаем наш бесплатный марафон с первой темы, где рассмотрим значение речи в жизни ребенка, какие функции она выполняет и почему важно развивать все вовремя.

Всем здравствуйте! Мы начинаем наш бесплатный марафон с первой темы, где рассмотрим значение речи в жизни ребенка, какие функции она выполняет и почему важно развивать все вовремя.

Умение слушать, читать, разговаривать- те умения, которые жизненно необходимы человеку. С самого рождения ребенок познает окружающий мир и пытается в нем адаптироваться. Родители считают до сих пор, что все происходит само собой, что вовсе не обязательно лезть к ребенку с развивашками и проводить занятия, якобы настанет момент и он сам пойдет, сам научится читать и говорить. Однако мы видим следующую картину: дети с каждым годом становятся труднее, менее управляемыми, с большим количеством логопедических проблем и неусидчивостью. В таком случае помощь мамы поистине необходима. Каким бы грамотным не был специалист, но он не в силах вытащить вашего ребенка, если дома не будет организована соответствующая среда и дополнительная помощь.

А что вообще значит "речь","коммуникация" с научной точки зрения? Это способность получать информацию посредством общения, то есть с помощью слов, жестов, рисунков и даже песен. Чем раньше ребенок будет окружен полноценным общением со взрослыми людьми, тем раньше сумеет освоить систему родного языка, его лексико-грамматический строй, не путать падежи, окончания, легко справляться с предлогами, местоимениями, не испытывая никаких сложностей с высказываниями.

ВАЖНО: разнообразная и интересная среда в детстве приводит к развитию мозговой деятельности. Такие малыши оказываются более способными по различным показателям. Особенно полезна та среда, благодаря которой у ребенка развивается желание все исследовать, проявляется любопытство!

Рассмотрим основные функции речи. Именно здесь вы сможете узнать, почему же так важно малышу успеть заговорить до 3 лет☝

1. Коммуникативная. Здесь все достаточно просто и понятно, нам нужно уметь говорить, чтобы объясняться с другими людьми, сообщить о своих планах, желаниях и проблемах, поделиться знаниями и опытом. Но согласитесь, как же все-таки важно нам встретиться с дорогими людьми, чтобы за чашечкой чая рассказать о том, как прошла поездка или поддержать в трудную минуту, подыскав нужные слова. Благодаря этой функции мы можем знакомиться, находить друзей по интересам, путешествовать, не боясь обратиться с просьбой оказать помощь, устроиться на работу и т.д. Я не буду подробно заострять внимание на каждой функции, моя задача в этом марафоне познакомить вас с развитием речи и дать базовую информацию, в то же время не перезагрузив.

Фото яндекс
Фото яндекс

2. Регулирующая функция. Вот здесь уже я хочу задать вопрос родителям чересчур активных детей, которые отличаются неусидчивостью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, как менялось поведение детей с коррекцией речи? Уверена, многие из вас ответят, что с запуском речи улучшалось произвольное и волевое поведение. Речь поистине помогает нам контролировать свое поведение. Когда ребенок имеет возможность объясниться с нами- его нервная система находится под контролем.

3.Функция обобщения.

Эта функция позволяет находить нечто общее у определенной группы предметов и называть их обзим словом. Например: яблоко, груша, ананас- все это фрукты. Огурец, картофель, помидор- овощи. Дети, у которых не развита функция обобщения имеют сложности с когнитивной функцией, то есть развитием познавательного процесса, а они напрямую связаны. При ее недоразвитии ребенку не удается плодотворно учиться и усваивать школьный материал.

4. Прогностическая функция. Если говорить проще, то это умение ребенка мыслить наперед, уметь прогнозировать, предугадывать, находить причинно-следственные связи. Если я не сделаю уроки, то получу низкую оценку; если я не надену шапку, то простыну; если я не почищу зубы, то придется идти к стоматологу. Согласитесь, все логично, но детям с плохим пониманием речи и неумением логически мыслить это дается очень тяжело, по этой причине родители с детьми постоянно ссорятся и устают договариваться, объясняя по 10 раз, что сперва съешь суп, а потом только получишь конфету или если не пойдешь в садик, то не пойдешь вечером со мной в магазин; если не успеешь на горшок, то будешь мокрым.

Фото яндекс
Фото яндекс

5. Познавательная функция

Способность ребенка проявлять желание узнать окружающий его мир. При отсутствии речи или ее выраженной задержке мы видим насколько ребенок не любит, когда его пытаются побеспокоить.

Зовете почитать, а он кричит, убегает, закрывает ушки. Показываете новые фигурки животных, предлагаете новые игры, а он к ним равнодушен. На улице показыаете окружающие предметы, рассказываете о них, стремитесь, чтобы ребенок обратил внимание на высокий дом, летящий самолет, ярко красную машину, а ему все равно.

Еще раз повторюсь, любознательность- двигатель вашего прогресса. Если ребенку будет неинтересно заниматься, то вы хоть какие купите игрушки, они все будут валяться. Нужно уметь найти подход к ребенку и заинтересовать, замотивировать его, и тогда он захочет развиваться, захочет говорить.

6. Семантическая функция.

Это умение ребенка понимать смысл слов. А еще это способность понимать особенный смысл слов и фраз ( вспомните, ваши личные шуточки, которые можете понять только вы с другом), это умение воспринимать юмор.

7. Эмоционально-выразительная функция.

Способность человека буквально читать эмоции других людей, понимать то, что чувствует он и другие, окружающие его люди. Чтобы эта функция развивалась я давно настоятельно рекомендую с ранних лет читать сказки детям, стихотворения, петь песни, но делать это не для галочки, а с выражением и любовью к своему ребенку.

Фото яндекс
Фото яндекс

8. Номинативная функция.

Это способность человека составлять новые слова. С моторными алаликами мы долго сидим на словообразовании, особенно когда речь касается падежей...🙈 Дети с неразвитой речью не понимают, как правильно ответить на вопросы взрослого. Приведу пример: "Что делает кошка? Кошка пьет молоко. А что делают кошки? Кошки пьют молоко. Здесь работа над единственным и множественным числом, ребенок с неразвитой номинативной функцией будет отвечать шаблонными фразами, не меняя глаголы и существительные, "кошка пить молоко", или "кошка пьет молоко". Еще интереснее обстоит дело с падежами и числительными, там совсем будет беда. Поэтому старайтесь расширять словарный запас ребенка☝

По этой причине важно расширять словарный запас

9. Мнестическая функция ( способность запоминать слова и их образ)

У сенсо-моторных алаликов и детей с РАС с этой функцией всегда большие проблемы. Очень важно видеть предмет или слышать название и тут же получать ответ из мозга, где появляется картинка, то есть образ слова. При сенсорной алалии происходит очень долгая обработка информации, ребенок никак не поймет, что мяч- это не только тот реальный красный мяч, который показывала тётя Ира вчера, а еще и синий большой, и зеленый маленький и на картирке "круглый шарик", который забили мальчики в ворота- это все тоже называется мяч. Для того чтобы слово устаканилось приходится задействовать все точки восприятия ребенка, в особенности зрительную и тактильную ( осязание).

Надеюсь, что теперь вы поняли насколько важна коммуникация в жизни человека и не упустите время для обращения к логопеду, а также при необходимости и к другим специалистам, чтобы помочь вашему малышу вовремя заговорить.

Первая тема марафона рассмотрена. Увидимся совсем скоро, а пока поддержите статью, чтобы я знала, что данный марафон вам полезен!👍