162 подписчика

Грушинский фестиваль: что изменилось с советских времён

Грушинский фестиваль (Груша)— крупнейший фестиваль бардовской песни, который с 1968 года проходит под Самарой. В июле 2022 года я отправилась туда, чтобы своими глазами увидеть исполнителей, чьи песни мы пели в Нижегородском горном клубе, чтобы окунуться в атмосферу вечеров у костра, походов и песен про доброе и светлое. Увидеть светящуюся гору из песни «Гора, гори!», про которую пел Андрей Козловский.

В моем воображении Груша была оазисом, где ещё уцелел советский туризм в лучшем его проявлении.

В официальной группе фестивали некоторые писали, что Груша уже не та и раньше было лучше. Мне захотелось посмотреть, в каком виде она дошла до наших дней.

Путь от станции до лагеря идет по лестнице
Путь от станции до лагеря идет по лестнице

Валерий Грушин, именем которого назван фестиваль, был самарским студентом, ходил в походы и писал песни и даже организовал трио «Поющие бобры». В 1967 году он погиб на сплаве по реке Уда в Иркутской области. Спас детей из перевернувшейся лодки, сам выплыть не смог. Начало сентября, вода в сибирской реке ледяная, долго в ней не протянуть. Валерию было всего 22 года.

Через год друзья Валерия собрались в Жигулевских горах, чтобы почтить память друга. Так прошел I фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина.

Сейчас — это место встречи старых друзей. Основную массу фестиваля, как мне показалось, составляли люди старшего поколения. Но и молодежь там была. Каждый год песенные клубы и просто компании туристов приезжают на Грушу и ставят лагерь на излюбленном месте. Стоянку можно отметить на карте фестиваля и заранее отгородить, что многие и делали.

Грушинский фестиваль (Груша)— крупнейший фестиваль бардовской песни, который с 1968 года проходит под Самарой.-2

Участники всё прибывали и прибывали
Участники всё прибывали и прибывали

Фестиваль проходил с 30 июня по 3 июля, но многие приезжали и раньше.

Мы с молодым человеком приехали 30 вечером, людей было немного и мы спокойно выбрали место под палатку. В пятницу и субботу народа стало раза в два больше.

Десять сцен были открыты с утра до вечера и музыканты переходили с одной на другую. Это удобно, потому что позволяет не собирать толпу у одной сцены, а рассредоточить людей по всей территории, которая весьма обширна. В этом году, по слухам, собралось 50 тысяч человек, но они распределились по лесу и не создавали огромную толпу, по крайней мере днём.

Роман Ланкин
Роман Ланкин

Дмитрий Дубров
Дмитрий Дубров

Главная сцена
Главная сцена

В ночь с субботы на воскресенье открылась плавучая сцена Гитара. В 21:00 прекратили работать все площадки и люди потянулись к горе по деревянному мостику через озеро. С горы была отлично видна фестивальная поляна на другом берегу и сцена Гитара. Именно на ней выступали лауреаты фестиваля.

Грушинский фестиваль (Груша)— крупнейший фестиваль бардовской песни, который с 1968 года проходит под Самарой.-7

Грушинский фестиваль (Груша)— крупнейший фестиваль бардовской песни, который с 1968 года проходит под Самарой.-8

Галина Хомчик
Галина Хомчик

Когда запели Козловского «Гора, гори!» все достали фонарики и гора засияла. Это было невероятно! Я ехала на Грушу чтобы своими глазами увидеть Гору, и когда это произошло в моей голове радостно билась мысль “Гора существует!». Я вижу вокруг тысячи фонариков, и слышу тысячи голосов и легенда становится явью.

Магия горы
Магия горы

Это была ниточка, соединяющая туриста 70-х и нас сегодняшних. И она важна, может быть потому, что даёт опору. Наше снаряжение стало более совершенным, мы открываем новые маршруты, но все так же поем о дружбе, мужестве и красоте. Человек с брезентовым рюкзаком жив.

К сожалению, под влиянием времени, а иногда и финансовых интересов, фестиваль меняется. Целое поле фудтраков, шашлыки, плов и алкоголь, ярмарка эзотерических товаров и развлечения в стиле «забей гвоздь с двух ударов и получи 1000 рублей» уводят фестиваль далеко в сторону от бардовских вечеров.

Бесплатный вход, как магнит притягивает людей, которые приезжают не послушать авторскую песню, а выпить на природе и потанцевать в пьяном угаре

Возможно введение входной платы и ограничение на алкоголь, как на том же WAFEste, помогло отсеять лишних людей и сохранить атмосферу.

Мы послушали много хорошей музыки — Фахртдинов, Пиковский, Ланкин, детский коллектив авторской песни из Самары, Олег Медведев, Галина Хомчик. Я открыла для себя Дмитрия Дуброва (Plotnik 82) и Александра Саввина, которых мы ходили слушать три раза.

Но, к сожалению, последние песни о туризме были написаны лет тридцать назад, а новых всё нет. Изначально на фестиваль собирались туристы, но постепенно они смешались с просто отдыхающими, а тема туризма растворилась. И только в песнях Визбора, Высоцкого и других бардов она вспоминается вновь.

Хочется верить, что будут появляться и новые песни молодых авторов. Авторов, которые ходят в походы и сплавляются по рекам, делят суровые условия с товарищами, любят и дружат, а возвратившись в города пишут об этом музыку. Надеюсь, это не в прошлом. Именно в этом, мне кажется, и есть ценность фестиваля.