Выбор профессии: музыкант – не самая лучшая идея

Ребенок осваивает фортепиано /©https://tcdk.mos.ru/
Ребенок осваивает фортепиано /©https://tcdk.mos.ru/

Когда мне было лет семь, я ехал в поезде и смотрел в окно. В голове крутилась какая-то навязчивая мелодия. И вдруг у меня мелькнула мысль: «Я понял, кем я стану, когда вырасту, я стану музыкантом!» Я тут же радостно сообщил об этом решении своей маме, сказав, что хочу окончить музыкальную школу, а затем и консерваторию. Да, я очень любил музыку и даже сейчас хорошо понимаю, почему тогда, будучи семилетним мальчиком, я так решил.

Но этим планам не суждено было сбыться, и я связал свою жизнь с компьютерами. Но, оглядываясь назад, я часто задумывался о том, как бы сложилась моя жизнь, если бы я все-таки решил стать профессиональным музыкантом. И, анализируя полученную информацию, я ничуть не жалею о принятом решении не связывать свою работу с музыкой. Почему так произошло, я и хочу рассказать в данной заметке.

Давайте будем исходить из того, что хорошая работа должна приносить стабильный заработок. Я не говорю о больших деньгах, нет, я говорю именно о стабильности заработка; как раз она-то и играет решающую роль для относительно комфортного существования. Музыкант лишен стабильного заработка по ряду причин. Понятно, что не всё в нашей жизни должно измеряться деньгами, но всё же: для того, чтобы творить, а не думать о завтрашнем дне, творческому человеку нужно ощущение твердой земли под ногами. Итак, давайте перечислим причины, по которым музыканту трудно добиться финансовой стабильности.

Причина первая. Борьба за популярность

Музыкант – это, в первую очередь, артист, тот человек, кто работает на публику. И именно от того, насколько музыкант популярен, зависит признание, а, стало быть, и заработок. Можно быть сколь угодно талантливым музыкантом, разбираться в теории и практике классической музыки, уметь отличать Шопена от Шопенгауэра, но вместе с тем прозябать в нищете.

С появлением YouTube и блогеров стало понятно, что для возникновения популярности талант и усердие не так важны, как важны новизна и оригинальность. Людям нужно шоу, развлекательные материалы. По этой причине какой-нибудь блогер Влад Бумага будет в сотни раз популярнее самого старательного и талантливого музыканта.

Я долго следил за творчеством выдающегося петербуржского музыканта Евгения Алексеева, с которым познакомился после просмотров его фортепианных каверов на YouTube на песни группы «Пикник». Евгений – выпускник Петрозаводской государственной филармонии. С 2010 года живет в Германии, где закончил Высшую школу музыки. Евгений сходу подбирает разнообразные популярные мелодии, легко импровизирует, глубоко чувствуя музыку, грамотно расставляет акценты в своих музыкальных импровизациях, приближая их к классической музыке. Особый интерес к деятельности Евгения у меня еще и подогревался тем фактом, что мы с ним почти ровесники. Талант и понимание традиций русских песен позволял Евгению вести концертную деятельность в России и в странах СНГ. Но, если оценивать востребованность творчества Евгения по числу подписчиков, то их всего 38 тысяч. А это значит, что деятельность условного дяди Васи, который делает обзоры на снегоходы, более востребована и актуальна. К слову, всё поменялось после февраля 2022, когда Евгений, являясь мужем оперной певицы Натальи Балант венгерского происхождения, стал выражать свою гражданскую проукраинскую позицию на стримах, пытаясь собрать средства к существованию на пожертвованиях неравнодушных пользователей. Талант Евгения – бесспорный, но он не приносит стабильности в доходах и заслуженного признания.

Причина вторая. Короткий век артиста

Все мы с вами видели, как артисты, словно звёзды, вспыхивали на музыкальной эстраде и вскорости гасли. Взять, например, немецкий дуэт «Modern Talking», крайне популярный в середине 80-х. Когда новомодное звучание группы приелось и надоело публике, коллектив пропал с вершин хит-парадов, изредка появляясь на концертах типа «Вечеринка Ретро FM». Или давайте возьмем пример из современности – певицу Макsим. Записав в 2006 году свой альбом «Трудный возраст», состоящий из песен, зачастую сочиненных еще в школьный период, искренний, настоящий, певица взмыла на вершину популярности. Но уже через несколько лет оказалось, что Макsим в своих песнях сказала все, что хотела и в новых песнях пытается лишь копировать свое раннее творчество. Начались творческие поиски, проявившиеся в такой песне, как «Одиночка», выбивающейся из общей канвы. Но былого успеха уже достичь не удалось.

Интересно было наблюдать за Димой Маликовым, который в середине десятых решился спеть дуэтом с набирающим популярность у молодежи блогером Хованским, хотя песни раннего Маликова и стилистически и по содержанию мало чем похожи на те реп-треки, что выдавал Хованский. Чего только не сделает артист, чтобы о нем вновь заговорили!

Причина третья. Популярность – это удача. Получив ее раз, можно стать «певцом одного хита»

Когда на музыкальной сцене появился такой певец, как Niletto и исполнил знакомую всем и каждому композицию «Любимка», я подумал: «Вот он, новый Сергей Жуков, который завалит русскую эстраду хитами», но ошибся. «Любимка» была встречена с восторгом, и как бы певец не старался удержаться за уходящую популярность, как за край надломившегося льда в проруби, подняться вновь на вершину популярности ему не удалось. Не помогли ни дуэты с Клавой Кокой, ни упор на акробатические танцевальные трюки: нынче слушатель в России привередлив.

Или же возьмем Люсю Чеботину с ее «Солнцем Монако». Где песни, сопоставимые с этим хитом по популярности? Их нет. Вырисовывается такой не совсем оптимистичный жизненный цикл музыканта: если артисту повезло, и он нашел свою нишу, то после исполнения тех песен, где он высказывает все то, что мог и хотел сказать, приходит забвение. И то, чем остается довольствоваться музыканту – это концертами в провинциальных клубах и скромными авторскими отчислениями. На них, кстати, и живет Андрей Губин, некогда очень популярный, а теперь полностью прекративший всякую концертную деятельность.

Причина четвертая. Кризис музыки

Музыка, как таковая, сейчас мало кого интересует. Скажем, вы просматриваете какое-то видео: про космос, про ремонт автомобиля, про путешествия и фоном звучит красивая притягательная мелодия. Много ли будет комментариев о музыкальном оформлении ролика, вопросов про автора музыки? Ответ – нет, их не будет, а если и будет, то очень мало. Композиторами обычно почти не интересуются, они остаются в тени даже тогда, когда написали популярную песню. Зачастую вся слава от исполнения песни достается именно певцу, хотя он, как правило, лишь воспроизвел то, что за него придумали другие люди – композиторы и поэты.

Еще я заметил, что в последнее время появляется действительно мало новых интересных мелодий. Первую скрипку в современной музыке играет рэп, а этот стиль и музыкой-то можно назвать с большой натяжкой. Второй момент – многие современные хиты обыгрывают старые популярные мелодии. Например, исполнением старых песен на новый лад прославилась группа “Filatov & Karas”. Разве это не говорит о кризисе музыки?

Причина пятая. Высокая конкуренция

Хороших музыкантов очень и очень много. Взять, к примеру, город Самару и его праздники, корпоративные вечеринки, промо-акции. Музыкальных групп, выступающих на разный лад, исполняющих оригинальные авторские песни, так и перепевающих известные хиты – видимо-невидимо. И все они хотят выступать, все они хотят зарабатывать. Вот и получается, что доход у рядового музыканта крайне нестабилен, рынок музыки постоянно меняется, в нем разгораются самые настоящие баталии за место под Солнцем. Более предприимчивые коллективы будут выступать по случаю дня города Чапаевска, а менее удачливые ограничатся пешеходным переходом. Вот и всё.

Что же делать?

Занятия музыкой оказывают колоссальное влияние на развитие личности и интеллекта. Я очень рад, когда дети искренне тянутся к музыке, охотно поступают в музыкальные школы или самостоятельно осваивают музыкальные инструменты. Например, когда в школе есть своя рок-группа – это же здорово! Или же когда ребенок учится создавать музыку на компьютере, с гордостью сообщая, что записал собственную песню – это потрясающе! Но вот становиться профессиональным музыкантом – это, на мой взгляд, опрометчивый шаг. Пусть лучше музыка остается хобби, а основной работой будет что-то другое.