Найти тему
Dingir dingirra

Стоит ли верить Сталину?

Оглавление

Многое об исторической эпохе может рассказать искусство того периода. Иногда оно представляет собой всю эпоху, например эпоха Возрождения знаменита именно своим искусством. А архитектура это самое практичное из искусств. Что же может рассказать архитектура об эпохе Сталина.

Коммунистическая архитектура

Начнем с того что коммунистическая революция полностью изменила архитектуру. Изменились эстетические представления. Отброшено в прошлое украшательство присущее классицизму или модерну. В прошлом дома для рабочих тоже украшались. Это был стиль кирпичной эклектики, который любили такие фабриканты как Морозовы. То была буржуазная архитектура для рабочих.

-2

Теперь все стало по-другому. На первое место вышла рабочая архитектура, теперь она для всех. Пролетарии как известно не отличаются потребностью в сложных формах искусства, поэтому у них оно максимально простое. Если мы взглянем на живопись того периода, то увидим там авангард, если на поэзию то футуризм. Архитектура в то время стала конструктивистской. Новые формы позволяли реализовывать совершенно новые проекты такие как фабрика-кухня. Соединять заводы и жилые помещения.

-3

Новые здания чем-то напоминали цеха, в них не было украшений, они несли лишь функцию. Так строили в двадцатые годы. Казалось вот она архитектура для коммунистического века! Однако вскоре и она была отброшена.

Социалистическая архитектура

Партия объявила курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Строительство социализма должно быть красивым, тем более социализм строили впервые. Модернизм 1920х годов никак под это не подходил. Он был слишком революционен и прост. Он не вызывал восхищения. Вскоре левые проекты в искусстве начали закрывать, случился поворот к классицизму.

Архитектура также стала поворачиваться к традиционным формам. Но тут была незадача. Прежняя архитектурная школа уже была разогнана. Кто эмигрировал заграницу, кто попал в лагеря. Советская архитектура уже не могла создавать дореволюционную форму. Ей предстояло заново пройти от конструктивизма к классицизму.

-4

Началось все с того, что к простым прямоугольным конструкциям добавили колонны. Точнее сказать полуколонны, они станут визитной карточкой сталинской архитектуры. А добавили их прямо на стену. Они не несут никакой функции, на них не держится свод. Единственная их функция это чтобы здание не было похоже на конструктивистское. Они просто есть на фасаде для красоты, потому что без них здание было бы похоже на брежневку. Над полуколоннами возвышаются еще одни капители полуколонн.

-5

Тоже самое ложные фронтоны. Они тоже вешались на стену для красоты. А внутри них могли поставить еще один ложный фронтон. Иногда под ними даже располагался ложный балкончик.

-6

Здесь мы видим как внутрь арки зачем-то поставили капители, которые держат перекладину для часов. Перекладина внутри арки выглядит лишней. Впрочем все стена заставлена полуколоннами которые ничего не держат.

Для чего все это нужно?

-7

Если убрать со стен сталинок внешние элементы, оставив только те что несут функции, мы увидим удивительную картину. Сталинка это по сути постое функционалистское здание, мало чем отличающееся от позднесоветской архитектуры. Революция Ленина в продолжалась и после его смерти, только на рабочие казармы вдруг навешали украшения в виде классической архитектуры.

Поэтому Сталин вовсе не восстанавливал Российскую империю, он всего лишь предал СССР некоторые её внешние черты. Архитектура вышла ненастоящей, противоестественной как сочетание конструктивизма и классицизма. Она была такой же как и политическая система.

Ставьте лайки