Антон Федоров, Ratchet Motorsport: в Российском Кольце больше нет «просто гоночек» - каждая гонка имеет значение и смысл

Интервью с основателем и пилотом команды Ratchet Motorsport Антоном Федоровым по итогам Чемпионата Московской области, завершившимся большой схваткой за победу с многократным чемпионом России Алексеем Ивановым: об актуальных трендах в российском мотоспорте, плавном переходе на профессиональные рельсы и границах, которые приходится расширять в этой связи.

Антон Федоров, Ratchet Motorsport, Чемпионат России "Суперспорт"
Антон Федоров, Ratchet Motorsport, Чемпионат России "Суперспорт"

В 2023 году в Чемпионате Московской области по кольцевым мотогонкам приняли участие 43 пилота, но во всех трех гонках на старт вышли только 10 из них. Этой десятке это было очень нужно, каждый из них точно знал, зачем он это делает. Явная осознанность и четкость в планировании сезона стала ярко отличать спортсменов-любителей от тех, кто стремится перейти в касту прорайдеров.

По мнению лидера команды Ratchet Motorsport Антона Федорова, в России больше не осталось «незначительных» гонок

О том, что любительский чемпионат в рамках TrackRaceDays, получивший в 2018 году официальный статус Чемпионата Московской области, перешел некоторую границу между «гоночками» и Гонками, стало ясно, когда на старт Moscow Raceway в 600-кубовом классе стали регулярно выходить 4-5 пилотов из ТОП-7 Чемпионата России в классе Supersport. Тенденция зародилась в 2021, но сезон-2023 вышел на особенный уровень – схватки по скорости и накалу ничем не отличались от того, что мы видели в Чемпионате России Lavr Motoring.


Схватка с Алексеем Ивановым на Moscow Raceway - уже не первая с начала 2023 года
Схватка с Алексеем Ивановым на Moscow Raceway - уже не первая с начала 2023 года

Одна гонка становилась логичным продолжением другой, схватки переходили из серии в серию; неизменными оставались действующие лица – Дмитрий Седин, Алексей Иванов, Антон Федоров, Кирилл Битков, Денис Колпаков… Промежуточный итог этой битвы подвели 5 августа на Moscow Raceway, когда Федоров и Иванов вцепились мертвой хваткой в свой шанс на победу в одной отдельно взятой гонке. Оба знали: даже если Алексей приедет вторым, он заберет титул. Тем не менее, Иванов боролся до последнего за эту, казалось бы, не самую важную победу в жизни. Их дуэль стала важной по двум причинам: во-первых, Алексей Иванов ощутил реальную угрозу со стороны соперника, которого прежде считал незначительным; во-вторых, психологический аспект навязанной ему схватки мог оказаться гораздо сильнее в случае победы Антона – а Федоров боролся так, как если бы это был финал Чемпионата России! Потому что… нет разницы, какой статус у гонки, если в ней борются два равных фаворита.

- Разрыв в чемпионате получился гораздо меньше, чем мы ожидали. У Кирилла Биткова чуть побольше, но между мной, Алексеем Ивановым и Сединым он существенно сократился с 2022 года. Думаю, что к 3-му этапу Чемпионата Московской области мы достигли определенного паритета, - говорит Антон Федоров.

Весь сезон, начиная с Грозного, Антон изучал соперников, использовал для этого все возможности, каждую сессию. Нередко на свободных практиках можно было увидеть, как он преследует Иванова или Седина, изучая стиль конкурентов, что заметно нервировало титулованных соперников. Были выработаны конкретные тактические приемы, как справиться скиллом против «большой пушки» – мощного мотора, подготовленного еще DMC… А у Алексея таких моторов несколько, тогда как у Ratchet Motorsport – один на весь сезон, и он уже однажды намекал команде, что Антон хочет от него слишком многого.


Схватка с Алексеем Ивановым на Moscow Raceway - уже не первая с начала 2023 года
Схватка с Алексеем Ивановым на Moscow Raceway - уже не первая с начала 2023 года

- Сегодняшняя гонка могла обернуться иначе, - продолжает Антон. - Но дважды мы упирались в круговых, и дважды это меняло наш ритм. Каждый раз темп снижался на пару секунд, к сожалению, в некоторых моментах у меня больше, чем у Леши. В первый раз, это дало ему возможность меня нагнать. Во второй, это дало возможность мне наверстать, и я уже начал показывать ему колесо, накатывать, в том числе, на «дуге мужества». Не хватило одного или двух кругов, чтобы подобраться вплотную для новой атаки.

В минувшую субботу Антон Федоров был близок ко второй цели своего большого продвижения по карьерной лестнице в классе «Суперспорт». Если на этапе ЧР в Игоре ему уже удалось выиграть схватку с Сединым, то на
Moscow Raceway он оказался в 1 секунде от победы над Ивановым.

Статус гонки не важен. Важно, кто в ней участвует и на какой трассе всё проходит

Moscow Raceway отлично подходит для актуализации реального уровня пилотов в нашем мотоспорте. Это трасса-маркер, где все хорошо изучено за 10 лет, по которой все равняются: есть большая статистика, которая ведет отсчет от результатов самой первой гонки World Supersport 2012 года; есть знаки прогресса российских пилотов с того момента и по сей день; есть телеметрия, новые наработки. Самым трудным для российских гонщиков является выход на уровень скорости 140-сильных «мировых» моторов WSS образца 2012-14 года, но здесь наши пилоты отбирают доли секунды за счет пилотажа.


Первая победа Антона Федорова на этапе чемпионата России в Игоре (2023)
Первая победа Антона Федорова на этапе чемпионата России в Игоре (2023)

– После Игоры мы почувствовали, что к нам изменилось отношение [со стороны конкурентов], нас стали активно «прощупывать» перед этапами: какой у нас настрой, особенности сетапа, какая резина… раньше этого не было. На первом этапе TRD отношение было такое, что мы «мешаемся под колесами». Но на этот раз чувствовалось принципиально иное отношение – можно побороться, и даже зарубиться. Появился взаимный интерес.

Антон Федоров, Кирилл Битков и весь проект Ratchet Motorsport в Чемпионате России – это явное доказательство прогресса TrackRaceDays, если можно сказать, конечный продукт серии трек-дней, основанных Дмитрием Белоусовым и теперь находящийся под управлением Moscow Raceway: именно здесь всё для них закрутилось по-настоящему, именно здесь были приняты решения о серьезном расширении команды и вступлении в титульные классы – для битвы за гораздо большие и значимые призы.

– Для нас TrackRaceDays и Чемпионат Московской области всегда были основополагающей серией, потому что именно здесь мы, благодаря постоянному участию и прогрессу, получили главный опыт, а в последствии, и столь ценные сегодня спортивные разряды. Сегодня узнал, что 17 августа мне должны присвоить КМС. TRD – серия, где организация и личное участие Игоря Васильевича Коновалова, за что мы ему невероятно благодарны, действительно работают на спортивный рост гонщиков. Создан удобный формат. Но если в 2021 году мы и сами еще не расценивали эти «достижения», как Достижения, то в 2023 они уже существенны. Для Ratchet Motorsport при построении планов на сезон Чемпионат России и Чемпионат Московской области – два обязательных чемпионата. Остальные гонки – по ситуации и возможностям.


При достижении определенного уровня от команды требуется регулярная и кропотливая работа с техникой
При достижении определенного уровня от команды требуется регулярная и кропотливая работа с техникой

Обратная сторона реального прогресса – несравнимое увеличение нагрузки, как чисто спортивной, так и финансовой. Насколько чемпионаты стали затратными? И даже не чемпионаты, а уровень, которого достигли команды и отдельные пилоты.

– Это правда. Как только мы вышли на определенный уровень, сразу почувствовали, как он требует, требует и требует… Резина, механика, электроника, запчасти. У нас даже была такая шутка: почему у Леши Иванова мотоцикл все время ломается? А потому что он его действительно выжимает до железки, все соки! Теперь мы к этому с большим пониманием относимся, поскольку сами окунулись в это с головой.

Каждые 27-30 кругов требуется новый комплект шин. И это не ошибки настройки или подвески, это пределы работы резины

- Думаю, что мы сегодня уже близки к потолку результатов, которых можно достичь на стандартных мотоциклах. Мы ощутили это, как только стабильно поехали «низкие» 1:41. В прошлом году ехали «высокие» 1:42, и такого не было. Разница – всего секунда, но это очень дорогая секунда. В этом году у меня цель - дойти до 1:40. В прошлом году лучшее время показал Антон Ерёмин – 1:39, но это уже план на следующий год.


Дуэль Антона Федорова с Дмитрием Сединым на Игоре
Дуэль Антона Федорова с Дмитрием Сединым на Игоре

Как выясняется, достичь нового уровня сегодня мешает и еще одно обстоятельство: пилотов, которые едут не «покататься», а за результатом стало больше, чем пару лет назад, и нынешние форматы трек-дней перестали удовлетворять чисто спортивным планам команд.

– Сегодня нас таких в «Суперспорте» уже, наверное, пятеро – стабильно, а то и шестеро, кого разделяют десятые доли секунды. И в этом виде в тренировочной группе «А» стали появляться определенные риски, даже если вилка между быстрыми – лишь 3 секунды, это уже для нас слишком большая разница. И еще появилась ситуация, которая стала регулярной: «литры» и «шестисотки» в одной сессии очень друг другу начинают мешать. Очевидно, что на прямой медленный пилот на «литре» быстрее – открыть газ много скилла не надо, но в поворотах быстрая «шестисотка» обгоняет медленный литр! Часто стали возникать ситуации, например, в Т15 [на
Moscow Raceway], когда литр обходит перед началом входа на траекторию и занимает ее, но не может ехать так же, как ты на 600-кубовом мотоцикле – буквально встревает, создавая очень большую угрозу, реально портит круг! Такие проблемы стали накапливаться и сдерживать нас от прогресса, поскольку – большой трафик, нюансы в группах с разными мотоциклами, наличие праздно катающихся – сегодня это действительно стало мешать, если хочешь собрать идеальный круг. Мы хотим сделать 1:40, но за весь трек-день собрать его физически получилось бы, ну, раз или два. И вот – вопрос: как мы дальше хотим развиваться?


Ratchet Motorsport встречает Антона Федорова на пит-лейне после победы в Игоре
Ratchet Motorsport встречает Антона Федорова на пит-лейне после победы в Игоре

Мы подбираемся к определенному конфликту интересов – чистого спорта и любительских трек-дней в рамках одного уикенда. Любителей становится всё больше, и коммерческий интерес организаторов понятен, мы целиком и полностью его разделяем и уважаем. Разрабатывали ряд стратегий, как бы нам избежать вот этих нюансов с медленными – выезжали в самом начале сессии, в середине и подгадывали с трафиком, и к концу, но всегда, всегда есть кто-то, в кого упрешься!..

Есть ли путь, как уже сегодня изменить сложившуюся ситуацию, не перекраивая форматы трек-дней?

– Есть простейший момент – лицензия. Начинаешь понимать, что лицензию в наших условиях уже нельзя «просто продавать». Нужно какой-нибудь экзамен учредить, как минимум, на знание флаговой сигнализации. Потому что много новичков приходит в гонки «покататься», как на еще одну тренировку. Сегодняшняя гонка - хорошее доказательство: пилот видит синий флаг, но буквально не понимает, что делать – как пропускать, кого пропускать. И ведь материалы для изучения есть! Организаторы серии Чемпионата России LAVR Motoring в этом году методичку очень классную подготовили – настоящую настольную книгу кольцевого пилота. Материал отменный, по нему хотелось бы организовать тестирование или экзамен. Даже если допустить использование «шпаргалки» это все равно будет очень большим делом.

Мы уже перешли ту грань, когда это «покатушки» и «гоночки». Сливать деньги за «просто прикольно покататься» не актуально – это требует определенной ответственности, как перед собой, так и перед другими.

Для нас это уже серьезные инвестиции. Чтобы быть в этой форме, нам нужны регулярные выезды на трек и прогресс, а также, как минимум, два-три раза в неделю усиленных функциональных тренировок в зале. Когда втягиваешься в эту систему, становится очень приятно жить – начинаешь ощущать себя уверенней, цели становятся достижимыми, в целом меняется мировосприятие. Появилась методика для занятий и питания, потому что активность по-настоящему высокая – требуется много энергии. И теперь я знаю, как быть на пике энергии в нужный момент!

Подробности? Скоро на
МОТОГОНКИ.РУ!