6,8K подписчиков

В ней как будто навсегда поселилась молодость

89K прочитали
Бекки Шарп. «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея. 1962
Бекки Шарп. «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея. 1962

Рука не поднимается написать о ней «старейшая». Поэтому скажем так: 26 августа отмечает творческий юбилей наша самая опытная актриса – народная артистка России Лилия Витальевна Юдина. Ровно 70 лет назад очаровательная выпускница училища имени Щукина впервые вышла на сцену Малого. Театралы и сегодня продолжают ходить «на Юдину»: в знаменитой комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Лилия Витальевна с большим успехом играет Турусину.

Поздравляя актрису с поистине фантастическим юбилеем, мы желаем ей крепкого здоровья, новых ролей, неиссякающей зрительской любви. Предлагаем вашему вниманию статью старшего научного сотрудника музейно-информационного центра Елены Микельсон, посвящённую Л.В.Юдиной.

***

Народная артистка России Лилия Витальевна Юдина отмечает юбилей. Семь десятилетий творит она на сцене Малого театра. Юдина успела сыграть всё, что было положено ей судьбой: Шоу, Скриба, Чехова, Теккерея, Грибоедова, Горького, Островского, Шекспира, Гауптмана… И сегодня вдохновляет режиссёров, радует зрителей своим появлением на сцене. Не каждый человек творческой профессии на долгие годы способен сохранить себя как художника. Она – сохранила, а потому заслуживает уважение и признание публики.

Выпускница Щукинского училища, Лилия Юдина – ученица великих мастеров Анны Орочко, Цецилии Мансуровой, Рубена Симонова. Актёры вахтанговской школы отличаются точностью в деталях, изысканностью стиля, пластической яркостью, ироничностью и обаянием. Окончив училище, Юдина покинула alma mater и обрела новый Дом – Малый театр. Впитала, приняла его школу, его традиции. В 1953 году Юдину зачислили в труппу. С тех пор она предана одной сцене: сыграла несколько десятков ролей, вошла в число ведущих мастеров прославленного театра и, кажется, совсем не изменилась.

Лилия Юдина – актриса уникальная, с блестящим чувством юмора на сцене и в жизни. Она по-прежнему элегантна, обладает темпераментом, большим диапазоном актёрских возможностей, красотой голоса – редкого полнозвучного, низкого, грудного тембра. В ней как будто навсегда поселилась молодость. В Малом театре долгожители – дело привычное. Однако к Юдиной категорически не подходит выражение «старейшая». Она ещё может дать фору молодым! Немного найдётся людей этой профессии, способных, достигнув солидного возраста, открыться вдруг ошеломляющей палитрой актёрских красок, эмоций, энергетических потоков, порхать по сцене в туфлях на каблуках и держать в счастливом восторге зал на протяжении всего спектакля. Словно стремясь доказать непререкаемость вахтанговской формулы «Театр – праздник».

Юдина легка, подвижна, танцевальна, музыкальна… В ней постоянно живёт упоение игрой.

Её Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского очаровательна, кокетлива, и вместе с тем простодушна. В сдобренной хорошей порцией юмора сатирической комедии Л.Вернея и Ж.Берра «Как обмануть государство» актриса играет экстравагантную, забавную, легко меняющую поклонников содержанку Бетти Дорланж. И снова – женщину вне возраста.

Дом на Театральной площади составляет смысл и главную ценность её жизни.

Юдина всегда была интересна своим великим партнёрам и режиссёрам: Пашенной, Бабочкину, Ильинскому, Жарову, Царёву…

Как актриса. Как пленительная, оригинальная женщина.

В постановках Бабочкина, принципиально новых, свежих, глубоко отличных от традиционной манеры, Юдина сыграла свои лучшие роли: Поликсену («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского), в горьковских пьесах – Юлию Филипповну («Дачники») и Елизавету («Достигаев и другие»). Борис Андреевич подарил актрисе фотографию с надписью «Прекрасной Лилии, моей талантливой, очаровательной партнёрше в знак любви, уважения, глубокой симпатии. На память и на счастье».

Юдину признали и полюбили грандиозные «старики» Малого. Дебютировавшую в «Иване Грозном» А.Н.Толстого молодую актрису незадолго до начала спектакля буквально сковал панический страх. И тогда её партнёр В.Н.Пашенная, взяв Лилию за руку, произнесла: «Настоящие, большие актёры всегда перед выходом на сцену испытывают волнение…»

С Пашенной актриса сделала несколько ролей: учительницу Илону в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки, Кэт в «Острове Афродиты» А.Парниса. В своём режиссёрском дебюте И.В.Ильинский поручил Юдиной роль Ребекки Шарп, введя её в спектакль «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея. Актриса великолепно сыграла Бекки, сделав её действительно незаурядной женщиной: героине не откажешь в уме, энергии, огромной силе характера. Обладая редким обаянием и почти гипнотическим воздействием на окружающих, Ребекка Юдиной стремительно продвигалась к своей цели. Актрисе удалось создать подлинно современный характер. В давно сыгравшийся ансамбль первоклассных мастеров Малого театра Лилия Юдина вошла с той же уверенностью, что и её героиня в английское высшее общество. Пожалуй, такой Бекки нынче нетрудно было бы прижиться на российской почве…

Абигайль, лорд Болингброк – Николай Афанасьев. «Стакан воды» Э.Скриба. 1966
Абигайль, лорд Болингброк – Николай Афанасьев. «Стакан воды» Э.Скриба. 1966

Малый театр предоставил одарённой актрисе возможность пробовать силы в разнообразном классическом репертуаре, западном и русском. Большинство её героинь жили взахлёб, с азартом и радостью. Юдина великолепно чувствует себя в комедии. В спектакле «Лес» А.Н.Островского она сыграла свою помещицу Гурмыжскую не старухой, а, прежде всего, женщиной, с безумной жаждой жить, чаровать, отдаваться страсти и с расточительной щедростью платить за неё.

Ещё студенткой Лилия Юдина дебютировала на широком экране, но роман с кинематографом, к сожалению, был недолгим и не самым бурным. Зато её ждал оглушительный успех в роли Лизы Синичкиной («На подмостках сцены»). Партнёрами были непревзойдённые мастера: Василий Меркурьев, Михаил Яншин, Александр Сашин-Никольский, Николай Афанасьев, а сама она – юная, простодушная, пленительная – под стать самой Лизе – задорно отплясывала и пела незамысловатые куплеты.

Юдина – счастливый, влюблённый в своё призвание человек. Абсолютная приверженка театра, она умеет любить на сцене, в её ролях всегда много любви.

А может быть, чудесный дар её долголетия – в лёгкости, детскости души? Словно она знает, что Театр – это театр.

И всё-таки нам не известен главный секрет Лилии Витальевны. Кто и как заряжает её актёрский и человеческий аккумулятор? Почему она не устала от театра, от жизни, от себя и от всех нас? Почему до сих пор открыта для свежих впечатлений? Хочет и может репетировать новую роль?

Рука не поднимается написать о ней «старейшая». Поэтому скажем так: 26 августа отмечает творческий юбилей наша самая опытная актриса – народная артистка России Лилия Витальевна Юдина.-6

Сегодня о мастерах старшего поколения не так много пишут, не часто говорят. Они живут уже совсем другой жизнью: меньше ролей – меньше внимания. Но продолжают самоотверженно работать. Лилия Витальевна – не исключение. Поражает её безоглядная бесшабашность относительно себя и своего здоровья: не задумываясь о многочасовых перелётах, переездах, кочевой жизни по гостиницам, в былые годы она соглашалась на военно-шефские поездки, и сегодня, не раздумывая, с радостью отправляется на гастроли.

С юбилеем, Лилия Витальевна, и новых Вам ролей!

Елена Микельсон