В 2018 году был опубликован Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В Указе «единым культурным кодом», объединяющим современное российское общество, называлось «сохранение и развитие русской культуры и языка и исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации».
В августе 2018 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором статус родного языка был установлен и для русского языка. В соответствии с этим законом и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) родной язык (русский), как и родная литература (русская), как и другие языки и литературы народов России, стали обязательными для изучения в школе.
Сохранение русского и языков всех народов РФ и их популяризация были объявлены задачей национальной безопасности страны.
Главная задача курса родного русского языка — показать, «как именно, с помощью каких механизмов язык отражает культуру и как на деле культура живёт в языке», и на этой основе сформировать познавательный интерес к родному языку, а через него — к родной культуре. Поэтому основные вопросы, на которые должен дать ответ школьный курс родного русского языка, таковы:
- Что язык может рассказать нам о наших далёких и не очень далёких предках и о нас самих?
- Почему язык сравнивают с зеркалом национальной культуры?
- Почему язык — живой организм?
- Почему надо заботиться о сохранении и развитии родного языка?
- И что каждый может для этого сделать?
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Это понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Учебник родной (русской) литературы отвечает всем требованиям. Достаточно открыть содержание:
Преданья старины глубокой.
Города Земли Русской.
Родные просторы.
Праздники Русского Мира.
Тепло родного дома.
И, конечно, Загадки русской души.
В учебнике за 9 класс есть бесподобная тема: Августовские Спасы.
Эпиграфом к уроку служит четверостишие из произведения Бориса Пастернака:
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
А затем как падающие с веток спелые наливные яблоки появляются все новые и незнакомые доныне шедевры:
Первый Спас Константина Бальмонта,
Само упало яблоко с небес Евгения Евтушенко,
Уж август в половине Беллы Ахмадулиной...
Завершает урок рассказ Евгения Носова Яблочный Спас:
Утро клубилось молодыми августовскими туманами, еще легкими, не виснущими на кустах и травах, а кисейно парящими поверх изб и свежих сенных стогов, полня собой все остальное небесное пространство, уже степленное незримым солнцем, отчего казалось, будто перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня....
Немного жаль, что урок этот проходит в слякотном феврале.
Как обещание будущего лета...