8,9K подписчиков

Все мультфильмы студии Мельница: от худшего к лучшему

41K прочитали

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом. Хотя сейчас студия, конечно, погрязла в сплошной баблодойке, напостой снимая продолжения «Трёх богатырей» или «Ивана Царевича». Что меня удивило, за почти четверть века своего существования по большей части Мельница только и занималась тем, что клепала мультики для двух основных франшиз. Количество их полнометражных проектов еле перевалило за два десятка — половина из которых отошла «Богатырям» и пять «Царевичу». Поэтому в такой замечательный день, 27 августа, в День российского кино, мы с вами вспомним все полнометражные мультфильмы этой поразительной студии (а через пару дней затронем и советское кино). Ну и про метод расстановки. Обычно фильмы в списках распределяются по местам при помощи этой формулы. (КП+IMDb+(RT+Met)/2)/3. Но проблема в том, что в таком случае не получится обсчитать русские фильмы. Но и в России тоже есть сайты критиков, поэтому в данном случае на помощь придёт сайт Критиканство. А формула подсчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+Критиканство)/3

24. Три богатыря: Ход конём (2014), (59+52+43)/3=51.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.

На последнем месте очутилась явно не самая худшая часть франшизы. Сюжет и концепция третьего кроссовера мне в целом даже понравились. Вернуть в историю то самое дерево из сольника Алёши, говорит за которого великий, ужасный и харизматичный Дмитрий Нагиев — заделка неплохая. Плюс, мне понравилось, что сюжет случился только из-за того, что конь напару с князем беспросветные болваны, которые, будучи важнейшими лицами государства, на полном серьёзе не могут найти защиты во дворце и бегут за помощью к деревянному Нагиеву. Да и дальнейшее развитие, где Древо захватывает власть в стране и разводит свои порядки — это даже круто. Ещё мне понравилась часть мультфильма, где все ютятся в маленьком домишке матери Ильи. Да и финальная часть, где самым прозорливым оказался Тихон, мне тоже понравилась. То есть сейчас хотелось бы выступить защитником этого мультфильма, поскольку мне он действительно понравился. Здесь на удивление много интересных сценарных ходов и поворотов. Да, мультфильм не самый логичный, но зато весёлый. Если российские комедии представляют из себя отборнейший кал, то богатырская франшиза даже в самых неудачных частях может привести хотя бы немного смешных шуток. Ну и музыка мне тоже понравилась. «Занесло» очень бодро смотрелась (слушалась) в середине мультфильма, прикольная песня. И мультфильм в целом тоже вышел годный. Он интересный и даже захватывающий, я бы поставил вполне крепкие 7 из 10.

23. Урфин Джюс и его деревянные солдаты (2017), (60+47+51)/2)/3=52.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-2

«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» должен был стать очень важным проектом для «Мельницы». Во-первых, это первый полнометражный 3D-мультфильм студии. Во-вторых, впервые за долгое время конвейеры про «Царевича» и «Богатырей» были ненадолго успокоены лишь для того, чтобы их затмила новая мультивселенная с Волшебником страны Оз и Урфином. И если неплохие кассовые результаты позволили сиквелу увидеть свет, то вот качество проекта явно оставляет желать лучшего. Вроде бы идея освежить Изумрудный город, не пережёвывая одну и ту же историю сотни раз, передав полномочия внучке Элли при её-то знаниях 21 века, кажется довольно неплохой. И тут ты понимаешь, что российским сценаристам мультфильмов нельзя давать писать про детей-зумеров с их новомодными гаджетами, иначе бред получится. Но это ладно, это дойдёт до сиквела. Что же мы имеем в оригинале? Нам технично, в скомканной манере таки пережевали оригинал, только испортили достижения персонажей в прошлом. Страшила всё тот же недалёкий и наивный увалень (как будто бы во всех предыдущих интерпретациях он был гораздо сообразительнее), Лев так и продолжает всего бояться, а остальные персонажи появляются тупо для галочки. История Урфина Джюса тоже максимально странная и недокрученная. Начало встречает нас довольно милым прологом с 2D-анимацией, которая буквально сразу же сменяется несколько стрёмным 3D. Чем же примечателен путь Урфина? А, ну, он... это, пыль волшебную нашёл, оживил себе палок в качестве деревянных солдат и пошёл Изумрудный город захватывать. Чем мотивировано всё это? А, ну его... это, в детстве просто никто не любил, хотя кто-то всё-таки любил, но он эту любовь не принимал, а потому он остался одиноким, а с властью решил заставить всех его любить, хотя у него и без власти был такой шанс... Короче, бред какой-то. Но ещё больший бред — это победа над Урфином. Злых солдат можно сделать добрыми, просто перерисовав их страшный рот в улыбчивый — да, чё б нед. Но финал не только оставляет смешанные чувства в плане развития событий, относительно персонажей это тоже очень спорное кино. Ни у замены Элли, ни у её новых друзей нет совершенно никакой сюжетной арки — они просто что-то делают. В их поступках нет как такового смысла, так что нужны они здесь тупо для того, чтобы оправдывать бренд. Урфин Джюс вроде бы будто бы в финале даже захотел пройти хоть какой-то путь, а его взгляд на игрушку подружки казался хоть сколько-нибудь весомым, но по итогу всё всё равно закончилось драчкой, где злодей был вынужден огрести. Как вы поняли, мне тридэшный блин Мельницы показался комом, потому как посредственно или плохо ну просто всё.

22. Иван Царевич и Серый Волк 2 (2013), (54+51+56)/3=53.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-3

Если глядеть на эту пятисерийную франшизу, то сиквел однозначно был принят всеми гораздо хуже оригинала, да и вообще стал худшей частью серии. Но знаете, а мне даже понравилось. Это, конечно, фигня какая-то, но это и вправду было весело. Царь со свитой по случайности создают натурального суперзлодея, похитившего Василису, чтобы Иван попробовал проявить свою храбрость и чувства к любимой. Они с Волком отправляются на, чёрт его дери, Луну при помощи пушки, где начинается просто какая-то вакханалия, но зато такая весёлая. Тебе и камнепад, и какие-то мамонты с медведями, и ракета на курьих ножках. Финальный экшен тоже пошёл по стопам оригинального мультфильма, просто устроив махач с огромным мрачным мужиком, которого победить как нефиг делать. А, ещё музыкальный номер с полётом в облаках потрясающий — музыка и визуал, моё почтение. Картина в целом показалась мне очень даже прикольной: она смешная, заводная и очень быстрая. Я бы даже 7 из 10 поставил, а то всего 5 кажутся какими-то уж слишком мелочными.

21. Три богатыря и принцесса Египта (2017), (58+44+62)/3=54.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-4

В начале я говорил, что постараюсь главным образом франшизу хвалить, но в этот раз не получится. «Принцесса Египта» была последним фильмом своеобразной 2-й фазы этой франшизы — кроссоверы на скорую руку, которые доили серию по максимуму. И сейчас рейтинг у «Принцессы» добрал до более-менее адекватного. Году в 2018–19 я отчётливо помню, что на КиноПоиске балл был равен 5,1 из 10. И в этот раз что «Богатырей», что сценаристов действительно занесло куда-то не туда, занесло опять. Идей настолько не было, что в этот раз пришлось отправиться в Египет, где вместе с Дедом Морозом останавливать ледниковые периоды вперемешку с адской жарой. И если в «Морском царе» была вложена хотя бы толика усилий, то вот в «Принцессе» не старался никто. Сценаристы продолжают активно выдвигать на первый план князя и Юлия, которые к этой части уже просто достали своими заплесневевшими кривляниями. «Богатыри» опять находятся где-то на отшибе, битый час занимаясь бесполезными делами. Хоть какую-то сюжетную линию имеет только Алёша, который и в самом первом мультфильме был глуповат, но к кроссоверам стал просто полным клоуном. Юмор тоже не работает. Хотя я посмотрел «Принцессу Египта» года 4 назад, но всё равно весело мне не было. Князь, конечно, сострил с «Чтоб у всех росла зарплата», но более чего-то весёлого не было. Максимально примитивное и глупое развитие событий, где всё идёт благодаря шуткам или кретинам князю и Юлию. Я до того не то чтобы любил франшизу, но было у неё одно незыблемое достоинство — она не раздражала. В «Морском царе» уже было много спорных решений, но «Принцесса Египта» стала квинтэссенцией всех этих неудачных решений. Это был первый мультфильм в серии, который меня реально выбесил, к тому же чертовски наскучил, 4 из 10.

20. Три богатыря и Морской царь (2016), (57+48+62)/3=55.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-5

В этой бесконечной серии мне откровенно не нравятся только две части — это уже всплывшая «Принцесса Египта» и, собственно, «Морской царь». И в случае с царём дело даже не в том, что Мельнице уже давно пора завершить серию, а в том, что впервые в жизни хотя бы у одного из заявленных в названии богатырей появился конфликт, который в итоге запороли. За это серию ругали постоянно — богатыри в своём кроссовере не воспринимаются главными героями или вообще нужными для истории персонажами. И хотя у Морского царя с этим тоже есть ряд проблем, но троица получила свою сюжетную линию со своим кризисом, а Добрыня получил даже отдельную сюжетную арку. И что самое печальное, в буквально единственном фильме серии с аркой у одного из богатырей эта арка в итоге не работает нормально. Во-первых, у пары Добрыни и Настасьи всё плохо с химией. В сольнике про Никитича отношения у пары были весёлыми, в первом кроссовере тоже, но в дальнейшем на этом не акцентировали внимания. К Морскому царю развитие их отношений даже не воспринимается сильным моментом. А приключение князя и Юлия в этом фильме стандартно высосано из пальца, а также очень наскучивает под конец. Ну а финал — это просто ужасающе плохо продуманные сценарные ходы. То этот царь влюбляется в Настасью, то все начинают устраивать дикий махач, который наверняка привёл бы к куче жертв (был бы мультфильмы пожёстче), а потом под различные песенки вместе кутят на свадьбе. В итоге я бы сказал, что мультфильм тоже стал неудачным. И главной проблемой стала не безыдейность, а банально плохая работа с арками персонажей. Там было несколько годных шуток, неплохой саундтрек, а также одна относительно неплохая драматическая сцена (где Илья и Алёша пытались поднять Добрыню), но в целом мультфильм посредственный, 5 из 10.

19. Карлик Нос (2003), (74+67+30)/3=57.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-6

Многие сейчас наверняка удивлены, но первая полнометражная работа «Мельницы» встала всего лишь на 18 место. Оценки от зрителей могли бы вполне забросить кино до 70 баллов, но всего лишь одна рецензия на сайте «Критиканство» с результатом в 30 из 100 сильно подкосила мультфильм. Вообще, я удивлён, что именно «Карлик Нос» является первым мультфильмом студии — почему-то мне думалось, что полные метры «Мельница» начала клепать ещё в 90-х. Хотя в детстве я совершенно не обращал внимания на то, русский мультфильм или нет, так что «Карлик Нос» у меня почему-то всегда ассоциировался с диснеевскими мультфильмами 90-х. Такое чувство, что это прям качественный закос под Disney с привнесением особого колорита. «Карлик Нос» очень контрастирует с теми же «Богатырями». Если последние всегда были исключительно про комедию, то «Карлик Нос», будто бы и не пытался шутить — ему по силам было скорее напугать до дрожи. В детстве меня не то чтобы пугал мультфильм, но в его подаче и атмосфере чувствуется мрачность, драматизм происходящего. Блин, Якоб — ну это же максимально трагичный персонаж, столько переживший за какой-то час хронометража. Правда, в дикую мрачность мультфильм не уходит, так что остаётся весьма милым приключением и отличной историей про дружбу. В то же время финальное противостояние аки Злой Королеве остаётся жутким и мрачным. Мультфильм прямо здорово играет в таких сценах: что-то милое и доброе сменяется мрачностью. Вот, мультфильм сделан прям с душой и действительно ощущается искусством. Я бы не сказал, что люблю его всей душой, но это как минимум очень хорошее произведение, на мой взгляд, достойное входить в один ряд с классическими мультфильмами Disney.

18. Барбоскины Team (2022), (82+46+44)/3=57.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-7

Говорил я пару мест назад, что наших сценаристов нельзя подпускать к детским историям, где фигурируют современные технологии. И ладно, сиквел «Урфина Джюса» в этом отношении ещё более-менее адекватный, чего не скажешь про «Барбоскиных». Господи, танцевальный конкурс, мегапопулярный канал про танцульки на кухне, способный ставить дизлайки искусственный интеллект, главная злодейка-продюсер и прочая беспредельная лабуда. Я ненавидел оригинальный мультсериал про семью каких-то моральных уродов, но там хотя бы был хронометраж минут в 10, а вот пережить целый час с гаком было для меня просто непостижимо больно. Я просто сгорел на просмотре вот этого вот — это было выше моих сил. Это абсолютно несмотрибельная история с идиотским сюжетом, отвратительными диалогами и ужасной клоунадой. Такое просто нельзя показывать детям. Хотя я смотрел это нечто с ребёнком, и ей вроде как даже понравилось — во что превратилась современная анимация? Серьёзно, я смотрел просто какой-то парад вымученных сказочек с максимально вымученной историей и ужасными персонажами. Ну и на сладкое: какого, спрашивается, чёрта у «Барбоскиных» настолько заоблачные 8,2 на КиноПоиске? Типа, вы серьёзно, второй лучший мультфильм в истории Мельницы, который, до кучи, если судить по оценке на КП, лучше «Рататуя», «Стального гиганта», «Аладдина», «Суперсемейки», того же Алёши Поповича, да просто кучи шедевров анимации? Просмотр новых, ещё невиданных мною мультфильмов студии не то чтобы был очень радужным, но вот финал оказался прям непомерно ужасным: я б назвал «Барбоскины Team» худшим мультфильмом Мельницы.

17. Три богатыря на дальних берегах (2012), (57+51+66)/3=58.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-8

К самому первому кроссоверу у многих зрителей уже были вопросы, но вроде как в итоге проект получил неплохую критику. Но вот «На дальних берегах» уже получил шквал критики, что в целом заслужено. Богатыри опять львиную долю хронометража провели где-то на отшибе, на этот раз их отправили на какой-то тропический остров. И впервые именно с этой части внимание на себя перевели конь и князь. А также это была первая часть в серии, где к общему капустнику к роли злодея вернулся один из злодеев из сольных фильмов. Колыван вместе с бабой Ягой были очень харизматичными героями в истории Добрыни, и их появление в кроссовере внушало, что может получиться вполне себе годное кино. Как это часто случалось, сценаристы не смогли справиться с главной сюжетной линией картины. Яга и Колыван захватили трон, а князь и Юлий пытаются вернуть расположение дел себе. И как бы сценаристы ни пытались в сатиру, самоиронию, в конечном итоге получилось не очень. Надо сказать, экшен в картине неплохой. Месилово с гориллой на острове было весёлым, а финальные разборки с зайцами по масштабности действительно походят на размах относительно русских фильмов. В целом я воспринял вторую часть «Трёх богатырей» нейтрально. Там было много спорных моментов, но было и что-то приятное, 6 из 10.

16. Урфин Джюс возвращается (2019), (75+42+58)/3=58.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-9

При всех проблемах первого «Урфина Джюса» у него была одна достаточно неплохая ветка: это как бы путь главного злодея. Да, всё закончилось драчкой, но мне хотелось верить, что с изгнанием Джюса он нашёл свой путь, что делает кино хоть сколько-нибудь завершённым. Но существует у Урфина Джюса и сиквел, который мог бы запахнуть керосином, но оценка в 7,5 внушала что-то хорошее. Так вот, посмотрел я вернувшегося Урфина Джюса — а что, собственно, изменилось? Джюс живёт таким же одиноким болванчиком, которому вдруг с нифига захотелось снова захватить Изумрудный город. Я посмотрел буквально то же самое, так что разительно не понимаю, для чего существует вторая часть. Элли всё так же случайно попадает в Изумрудный город, только вместе с ней попадает ещё пацан. В остальном это абсолютно то же самое — даже закончилось такой же никчёмной драчкой, а Урфин Джюс так и остался совершенно никчёмным и бесполезным, никакого смысла в нём нет. Так что, раз мы обсудили это кино на 22-м месте, можно затронуть и анимацию. Которая получилась прям очень скверной, ну серьёзно. На дизайны персонажей смотреть больно: спичка-Элли, странный Лев и непонятный Дровосек — это выглядит очень сыро и отталкивающе, даже Illumination не создают настолько скверные коробки из людей и прочей живности. Урфин Джюс тоже выглядит своеобразно, но это хотя бы можно привязать к его образу одиночки. Константин Хабенский же, к моему удивлению, никакой погоды персонажу не сделал — от него не исходит ни харизмы, ни азарта, ничего. Совсем мёртвый текст затащить никто не сможет. Хотя, окей, порадовали меня Валерий Соловьёв и Валерий Кухарешин (блин, это ж Бонд против Ле Шиффра) на озвучке, но у них строчки три диалогов. Не знаю, по-моему, кино ещё хуже очень плохой первой части, потому что повторило абсолютно всё, уничтожив хоть что-то перспективно хорошее из оригинала.

15. Иван Царевич и Серый волк 3 (2017), (63+55+63)/3=60.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-10

Ну что за дела-то, мне ведь и третья часть тоже понравилась — даже больше скажу, для меня это вообще лучшая часть серии. Знаете, по-моему, я в кино на это за каким-то чёртом сходил, но было весело. Этот ваш Пал Палыч — палка угарная. Его план по захвату мира при помощи варенья — тоже вещь довольно ироничная. Все эти отсылки на современность вместе с крутыми музеями, больницами и театрами — это ведь тоже прикольно. Мульт, несмотря на горы клише и стереотипов, в целом выглядит просто угарным, никак иначе. Ну, блин, волшебное пугало при помощи варенья хочет заколдовать всех людей, дабы захватить весь мир. Ну какой сюжет для мультфильма может быть лучше? Не знаю, у меня вдруг резко закончились слова для того, чтобы описать третьего Ивана Царевича. Было весело, мультфильм нескучный, экшона много, разной постиронии тоже. Мне, короче, понравилось, для меня это явно лучшая часть серии, 7 из 10.

14. Барбоскины на даче (2020), (84+53+44)/3=60.33*

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-11

Ну что ж, дамы и господа, вот мы и добрались до того самого мультфильма, который признан КиноПоиском лучшим в истории студии Мельница. Да, чёрт эти рейтинги подери, это и вправду шедевр в истории российской анимации, который по рейтингу КП лучше 26 работ Pixar. Но ладно, вообще плевать на заоблачный рейтинг КП — теперь я на все сто уверен, что без манипуляции с оценками дело не обошлось. Но, как понимаете, мне мультфильм совершенно не понравился. Чем-то он, несомненно, лучше продолжения — в нём в разы меньше контента, завязанного на зумерских замашках. Но кино всё равно весьма спорное и вымученное. Меня всегда удивлял хронометраж некоторых фильмов и мультфильмов не для ТВ — в час и минут 10. С одной стороны, можно отмазаться контентом для детей, а детям не надо подавать мультфильмы на 3,5 часа, но для меня подобный хронометраж всегда ассоциируется с тем, что авторам было тупо нечего сказать, и они высасывали события из пальца, как только могли (конечно, даже в случае с самой «Мельницей» случались исключения, но зачастую это так). Мультфильм вообще сшит очень плохо. Сначала мы битый час добираемся до этой дачи через максимально бредовое экшоновое начало, после чего персонажи тупо ни черта не делают. Самый мелкий комок шерсти раздражающе шастает по всем персонажам, а те тупо его игнорируют. В какой-то момент акцент и вовсе сменяется с собак на котов, которые по ощущениям и являются главными героями истории, хотя образы у них максимально невзрачные. Большинство персонажей и вовсе ведут себя очень мерзко, но так как это лишь мультик, то всё можно закончить экшонием. Наверное, из всего мультика только анимацию можно назвать качественной — эти плюшевые зверушки, может, и далеки от идеала, но по сравнению с «Урфином Джюсом» это хотя бы немножко приятно глазу. Мультфильм же в целом мне показался ужасным — я искренне не понимаю, как такое вообще можно смотреть. Правда, один раз мне всё-таки удалось посмеяться от души — когда дед начал цитировать великих людей из франшизы «Форсаж».

13. Конь Юлий и Большие скачки (2020), (72+53+57)/3=60.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-12

Спустя столько времени — аж 10 лет — франшиза наконец догадалась назвать мультфильм не в честь богатырей, а в честь действительно главного героя всех этих историй. И «спин-офф» про Юлия стал настоящим рекордсменом франшизы — он первым за 13 лет дошёл до зелёной зоны на КиноПоиске (у «Наследницы престола» рейтинг раньше был ниже, а недавно сова полез вверх). И перед просмотром я даже преисполнился верой, что «Мельница» ещё не выдохлась и способна поставлять качественный отечественный контент. Получилось ли у них в итоге? И да, и нет. Относительно предыдущих частей действительно видна работа над ошибками. Мультфильм сподобился на вменяемую и логичную историю, перестал делать из Юлия и князя каких-то моральных уродов. Но не обошлось и без минусов. Во-первых, абсолютно вторичная и крайне пресная история, которая, тем не менее, всё-таки смотрится выигрышнее тех, что смогли предложить «Наследница престола», «Принцесса Египта», «Морской царь» и т. д. Во-вторых, мультфильм совершенно не чувствуется продукцией Мельницы. Спин-офф кажется какой-то 2D-продукцией от DreamWorks или, скорее, Illumination. Здесь максимально детская история, подкреплённая различными музыкальными сценами и откровенно наивным главным героем. Это действительно неплохо освежило франшизу, но мультфильм в целом лишился какого-либо намёка на оригинальный подход. Это неплохая история, которая в контексте других частей кажется странной или даже чуждой. Но что меня однозначно порадовало — в спин-оффе, где градус с богатырей должен был сместиться ещё сильнее, они получили порядочное количество хронометража и первый раз в своей жизни получили нормальную продуманную арку. Возможно, за такое проект ценить стоит. Ну и в целом это не халтурная поделка уровня «Миньонов», которую разок можно посмотреть, 6 из 10.

12. Три богатыря и Пуп Земли (2023), (61+61+61)/3=61.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-13

Бесконечная богатырская серия продолжает расширяться и расширяться. Хотя нельзя не отметить, что в последнее время «Богатыри» стали представлять из себя смотрибельное кино. «Конь на троне» не был идеальным мультфильмом, но там хотя бы была душа. Я не ждал от «Пупа Земли» чего-то великого, но думал, что уж качественную приключенческую комедию создатели покажут. Я не смотрел трейлер и только по постеру знал, что в сюжете как-то будут присутствовать динозавры. Как оказалось, «Пуп Земли» имелся в виду в буквальном смысле — пупок в земле по фану перенёс персонажей в мир динозавров и неандертальцев. И свою концепцию мульт реализовал очень слабо. Во-первых, опять вы разделяете мультфильм на двадцать пять сюжетных линий. Для 80-минутного мультика здесь неприлично много сюжетных линий — отдельная у Алёши, князя и Юлия, жён, Ильи и Добрыни, Горыныча, ещё отдельно Ильи, даже про Фросю из предыдущей части не забыли. Все эти 100500 линий сменяют друг друга каждые 3 минуты, так что какой-нибудь Алёша может спокойно исчезнуть минут на 30. И самое обидное в том, что более-менее ни у кого нет интересной «новеллы». Князь и Юлий вновь повторили свои роли второплановых сайдкиков, которые зачем-то щеголяют на главной роли. «Богатыри», правда, в сюжете что-то делают, и подобие арки у них тоже есть. Алёша вновь тупая груша для экшена. Жёны тупо ничего не делают. Как будто бы только 3 минуты Фроси эмоционально завлекают. Персонажи тоже откатились назад. Наконец-то князь в прошлой части сделался адекватным — в «Пупе Земли» он снова недалёкий и трусливый болванчик. Юлия сколько ни перевоспитывай, он всегда будет тем, кто из-за своей жадности и корысти устроит основной замес. Аж двум богатырям в этот раз даже добавили арку — весь мульт они с грустными лицами грустили из-за того, что обидели Алёшу и налажали с князем. А потом пояснили Алёше, что он хоть и молоденький, но с Ильёй и Добрыней стоит наравне. По-моему, это выяснили ещё в первой части, когда все трое такие: «Так кто первый богатырь на Руси?» — «Мы». Долгое «во-вторых», появление в сюжете динозавров — это вообще полнейший треш. Да и непонятно, для чего они появились. Алёша устроил взбучку Ти-Рексу — что было очень похоже на битву с гориллой из вторых «Богатырей». Остальные — ещё более фоновая животина для красивых картинок. Но хотя бы анимация классная, выглядит визуал всё ещё прикольно. От песен, кстати, почему-то отказались, их как-то не хватало. В-третьих, мультик очень скучный. Стремительный сюжет и несбавляющее обороты действие не помогают сделать мультфильм интересным. Через полчаса я почувствовал лютую скукотень, а потом всеми силами пытался не уснуть. Детей на сеансе было много — и все полтора часа они провели в гробовой тишине, лишь какие-нибудь кадры с динозаврами вызывали в них интерес. Я же просто выгорел в самом конце, настолько мне надоело. Концовка, правда, сначала казалась мне любопытной. Поспойлерю. Алёша остался в мире динозавров, а я такой: вы чего, обнаглели, вы сейчас закончите на клиффхэнгере, чтобы подарить 2023 ещё одно кино с половиной истории? Ан нет, всё по классике закончилось пиром. Не понял я, для чего было вплетать мнимую философию. Этот «Пуп», оказывается, решил устроить богатырям проверку, а все персонажи как будто бы должны были выяснить для себя что-то новое и поучительное. В чём это проверка состояла? Деревцем динозавров от метеорита спасти? Тогда почему их в настоящем нет? Да и Алёша остался в том мире из-за того, что сам полез на рожон, без всякого самопожертвования. Будь сюжет честным, Попович почил бы, ведь в команде работать он не умеет, но почему-то финал выставляет его молодцом. К сожалению, «Богатыри» опять возвращаются в разряд трешовых мультфильмов. Да, анимация классная. Но история и персонажи — атас. Ждём приключений героев в космосе, тем более что Иван Царевич и Волк там уже побывали. «Пуп Земли» же в целом норм, на 6 из 10, но сценарий какой-то нелогичный, сюжетных линий чересчур, ещё и до смерти скучно.

11. Три богатыря и Конь на троне (2021), (75+55+56)/3=62.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-14

Похоже, похождения Юлия вселили в студию надежду на то, что сценаристы ещё могут придумать какую-нибудь простую завязку для новой части, что способствовало в конце 2021 года, когда было и без того много ожидаемых фильмов (и русских в том числе), выходу уже седьмого кроссовера в серии. И кроссовер тоже умудрился поставить новый рекорд — это единственный мультфильм про всех трёх богатырей, что добрался до зелёной зоны на КиноПоиске (опять же, у «Наследницы» раньше зелёной зоны не было). И я не хочу сейчас настраивать каких-то теорий, возможно, зрителям действительно понравилась эта часть, но во время проката рейтинг последней части на КиноПоиске, я запомнил, составлял 6,0 из 10. И хотя «Конь на троне» всё-таки мне не то чтобы прям понравился, но среди всех других мультфильмов этот, по-моему, лучший со времён «Шамаханской царицы». И, скорее всего, мне мультфильм понравился исключительно из-за ветки князя. Всегда он был нелепым сайт-киком, который чересчур часто перетягивал одеяло на себя (в том смысле, что его экранное время было больше, чем у богатырей). Он никогда не казался полноправным правителем, а просто долгой и местами смешной шуткой, которая искала приключения напару с конём. Но «Конь на троне» наконец разъединил эту парочку, что развело картину на четыре сюжетные линии. И моя главная проблема в том, что я испытываю слабость к некоторым сюжетам. И арка князя, где он вместе с маленькой девочкой проходит через много трудностей, чтобы впоследствии стать для неё настоящим отцом, — ну это слишком хитрый ход, который меня не может оставить равнодушным. Тот же «Логан» мне во многом понравился из-за отношений Росомахи и девочки. В остальном же мультфильм по духу напоминает спин-офф про Юлия. Много песен, злодей/не злодей с акцентом и иностранным колоритом, много неплохого юмора и интересный визуальный стиль. По-моему, мультфильм смотрибельный и вполне достоин 7 баллов из 10.

10. Иван Царевич и Серый волк 5 (2022), (74+48+70)/3=64.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-15

«Иван Царевич и Серый Волк» — это ещё одна аналогичная «Богатырям» франшиза от «Мельницы», только которая чуть менее откровенный конвейер и кассовая бомба. Но если у всё тех же «Богатырей» были какие-никакие самородки во франшизе, то у «Царевича с Волком» всё как-то не заладилось с первой части. Я серию не то чтобы люблю, большинство частей мне кажутся средними, хотя третья даже нравится. А это уже пятая часть, которая вышла под Новый год, но не смогла собрать много денег и, очевидно, вообще перестала привлекать для массового зрителя внимание. Мне так и вовсе показалось, что авторы насмотрелись «Доктора Стрэнджа» и решили устроить свою мультивселенную безумия, только с Иваном и Волками. Оказалось, что они насмотрелись всяких фильмов про эффект бабочки и решили устроить такое и для Ивана. Мне сюжет показался откровенно вымученным и вообще не вызывал интереса. Ещё из авторов сценария ушёл «Квартет И», так что герои потеряли свои фирменные фишки и стали более пустыми, но зато перестали шутить на очень специфичные темы. Добрые минут 40 мультфильма вообще мало что происходит. Иван с Волком что-то там делают, пытаются наладить контакт с Василисой. Ещё эти дурацкие шуточки про то, как герои в своём средневековье знают про телефоны и разъезжают на «Титанике». Пятый мультфильм в целом ну совсем уж скучный, стерильный и откровенно бесполезный. Был, правда, один момент, который прям зацепил. Это неплохой ромком у Василисы и Ивана на острове — это было мило и местами даже трогательно. И чутка про озвучку. Царя в предыдущих частях озвучивал Охлобыстин, который делал это прикольно. Тут его вдруг заменили на Максима Сергеева, и персонаж стал звучать теперь очень плоско. Я б не стал рекомендовать мультфильм из-за одной цепляющей сцены, поэтому смотреть его явно не стоит, хотя общему качеству серии пятый фильм соответствует.

9. Про Федота-стрельца, удалого молодца (2008), (66+65+62)/3=64.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-16

До знакомства со списком мультфильмов Мельницы я как-то даже и не слышал про «Федота-стрельца», но перед просмотром насмотрелся и начитался мнений, так что готовился к худшему. Но знаете, а мне очень даже зашло. После просмотра чересчур детских мультов для дошкольников «Федот» был прямо глотком свежего воздуха. Прикольная ироничная история про харизматичных и довольно ярких персонажей (может, кроме главного, но хотя бы Сергей Безруков на озвучке, которого я не узнал, затащил). Ещё я понял, что обожаю кино, где все персонажи не просто говорят, а говорят в рифму. Блин, так хорошо было наслаждаться этими офигенными перепалками разных героев. Плюс царь так классно ругается, просто загляденье. Экспериментальная анимация, кстати, мне тоже очень даже зашла — визуальный стиль очень даже прикольный, мне очень понравилось. На мой взгляд, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — это прям очень качественная и весёлая сатира с очень яркой манерой повествования, хлёсткими диалогами и просто кучей запоминающихся моментов.

8. Три богатыря и Наследница престола (2018), (72+55+72)/3=66.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-17

До «Наследницы престола» серия переживала не лучшие времена и уже почти добралась до красной зоны. Тогда впервые со времён «Алёши Поповича» в режиссёрское кресло вернулся Константин Бронзит, что определённо дало свои плоды. Что удивительно, именно с этой части сменился визуал франшизы. Персонажи стали более объёмными, а также постепенно стало вклиниваться 3D. И мне такой стиль откровенно не нравится, что постоянно мешало просмотру. Плюс мне не понравился сюжет. Ну, это всё-таки такой мультфильм, где никто не может умереть, а поверить в смерть самого князя совершенно невозможно. Да и финальный «сюжетный поворот» я сразу же разгадал, так себе достижение. И это уже третий кроссовер, что вернулся к истокам. Вновь появились не только Елисей с Забавой, но и император Византии вместе с Соловьём. И такой фансервис сработал наполовину. Император заполучил точно такую же мотивацию, что и в сольнике про Илью, только к нему добавился раздражающий сынок. Появление Соловья меня тоже расстроило — для меня этот персонаж существует только в озвучке Андрея Толубеева (который, к слову, и Колывана в сольнике Добрыни озвучивал), но, к сожалению, актёр скончался в 2008 году. А Максим Сергеев (что голос Дэйва Батисты) на замене не звучит в этой роли органично. В остальном же история опять же довольно пресная и скучная. Это не уровень посредственности «Морского царя» или «Принцессы Египта», но определённо не отлично, 6 из 10.

7. Иван Царевич и Серый волк (2011), (67+62+71)/3=66.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-18

Как оказалось, первая часть про Ивана-Царевича тоже не была особо тепло встречена зрителями, хотя и положила начало этой длинной франшизе. Хотя не знаю, мне мульт нравится. Вот чем хороши действительно хорошие мульты «Мельницы» — часовая веселуха про фарс, отсылки и помороженный визуал. «Иван Царевич» ещё и берёт начало со сценария «Квартета И», что придаёт мультфильму определённый шарм и фирменный шикарный бред в диалогах. «Иван Царевич и Серый Волк» только приоткрывал дверь в этот помороженный мир, так что лично для меня все диалоги про различия 3/9 и 3/10 царств залетали на ура. Сюжет про любовь и поиски, не знаю чего, уже не был столь же хорош по сравнению с потрясающим началом, но в финале снова пошёл огонь. Хотя я почему-то всегда забываю, что в этом мультфильме на кой-то чёрт есть антагонист. Я, кстати, так и не понял, в чём его соль — как будто бы он добавлен сюда просто ради финального экшона в духе какого-нибудь фильма-катастрофы. И вот чего я не понял: ну что за халтура с озвучкой? Все мультфильмы Мельницы, очевидно, пишут на Неве в Санкт-Петербурге, при этом для каждой части никогда не меняют каст: за всех персонажей регулярно звучит какой-нибудь Олег Куликович или Максим Сергеев или Мария Цветкова-Овсянникова. Но, блин, в этом мультфильме у вас Артур Смольянинов озвучивает и Волка, и главного злодея (КиноПоиск всё врёт, у меня уже чуйка на повторение голосов). Хотя чёрт бы с этим. Мульт всё равно довольно-таки весёлый, и час с небольшим на его просмотр было потратить не жалко.

6. Три богатыря и Шамаханская царица (2010), (69+63+71)/3=67.66

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-19

Первый кроссовер по итогу стал лучшим среди всех, что, по-моему, вполне справедливо. Я вообще скепсис по поводу качества этой части совершенно не разделяю, поскольку мне этот мультфильм нравится больше всего в линейке. Это чуть ли не единственная часть с отличным антагонистом во франшизе, что уже хорошо. Ещё сюжет не примитивно прилизанный. Действие развивается интересно, не возникает этой нелепой фальши, что была в худших частях. Мультфильм довольно часто обращается к Юлию и князю, но при этом оставляет достаточно времени титульной троице. У Алёши по ходу сюжета даже встревает небольшой конфликт, что, как мы узнаем дальше, будет для серии в диковинку. Добрыня по итогу делает выбор в пользу того, чтобы пожертвовать собой ради друзей. Это была крутая сцена. Юмор тоже классный. Было действительно много удачных шуток. В эту часть завезли даже экшена, который тоже очень драйвовый и зрелищный. Так что первый блин, на мой взгляд, всё же не вышел комом. Он очень ладно построен, действие не сбавляет в поворотах, а событий много. Кому как, но для меня однозначно лучший мультфильм серии, 8 из 10.

5. Илья Муромец и Соловей-разбойник (2007), (73+69+65)/3=69.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-20

Хотя сольный фильм об Илье Муромце и получил неплохие 7,3 на КиноПоиске, но всё же уже тогда у серии начинались проблемы. Именно эта часть стала триумфом для князя, который забрал себе большой кусок пирога. А Илья для этой истории был почти что лишним. К тому же сказалось то, что из всей троицы Илья в итоге оказался самым скучным. Вся его миссия — это банальное роуд-муви, за которое он даже не проходит своей арки. Если сравнивать историю развития сюжета среди трёх сольных фильмов, то очевидно, что Муромец среди всех является самым слабым звеном. Его история кажется самой бессвязной, во многом нелогичной, где-то немотивированной, а местами чересчур нелепой или просто глупой. Но в целом мультфильм весёлый и вполне себе классный. С юмором у «Мельницы» никогда не было особых проблем. В «Илье Муромце» же очень много времени уходит на второстепенные сайдкики, но это ещё не так выражено, как будет в кроссоверах. Но за потрясающего Соловья я готов простить мультфильму многое. Да и экшен в финале с фирменным «Русские не сдаются» удался на славу. К тому же это единственная часть франшизы, что имелась у меня на DVD, поэтому смотрел я его чаще и запомнил получше. Плюс оказалось, что озвучивает Муромца Валерий Соловьёв. Если кто-то не знал, то в сольных проектах Добрыню и Илью озвучил один и тот же актёр (ещё это голос Джеймса Бонда Дэниэла Крейга). Мельница вообще очень любит приглашать одних и тех же актёров на озвучку разных персонажей, находящихся в одной вселенной (Соловей-Колыван, Алёша-Горыныч и т. д.). И в итоге получился вполне себе годный мультфильм, который звёзд с неба не хватает, но всё ещё работает.

4. Иван Царевич и Серый волк 4 (2019), (77+57+74)/3=69.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-21

Если раньше я, с позволения сказать, следил за франшизой Ивана Царевича и всё смотрел, то на четвёртую часть было как-то плевать. Типа она правда вышла в 2019-м? Этот год как будто был так давно, в нём было так много более интересных фильмов, что четвёртого Ивана я даже и не заметил. Я наткнулся на него по телику году в 2021-м, благополучно промотал, иногда поглядывая на экран, но в целом эта часть совершенно меня не зацепила. Главный прикол, наверное, в том, что четвёртый мультфильм стал мюзиклом, а главные герои благополучно переквалифицировались в певцов. Сюжет чем-то напоминает тех же «Барбоскиных» — главные герои с нифига решили, что суперзвёзды, которым по зубам нагнуть всех остальных никчёмных. Правда, что в защиту четвёртого Ивана, он хотя бы как-то пытается обыграть это всё юмором — правда, я бы не назвал этот юмор смешным, но это уже лирика. Не знаю, мне как-то хватило трилогии, а квадриквел будто бы изжил франшизу. Не знаю, почему на КиноПоиске балл самый высокий в серии (КиноПоиск HD, ты ли это виновен?), но персонажи уже откровенно надоели, причудливость мира перестала быть свежей, а классические диалоги от «Квартета И» по сотому кругу тоже оригинальности не добавили. Особенно грустно было смотреть на дуэт главных героев — оба персонажа уже просто скатились, к этой части у них отсутствовала всякая химия вместе с обонянием образов первых частей. Мне четвёртая часть вот как-то совсем не зашла, так не хотелось случайно наткнуться на куски мульта по телевизору, хотя на некоторые сцены из адекватных «Богатырей» я даже не прочь взглянуть.

3. Добрыня Никитич и Змей-Горыныч (2005), (76+70+64)/3=70.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-22

Несмотря на кассовую неудачу Алёши Поповича, богатыри ещё оставались интересным для «Мельницы» проектом. Вторым богатырём стал Добрыня Никитич, который разительно отличался от Алёши. Он был более угрюмым, опытным, обладал нехилой тактикой и стратегией и не всегда опирался на грубую силу. К тому же у него была своя философия и ряд других особенностей, что в купе с озвучкой Валерия Соловьёва сделало лично для меня Добрыню самым любимым богатырём. Но, к сожалению, в дальнейших частях его образ затерялся. Ещё сольник Добрыни уже не обладал столь размашистым количеством второстепенных героев, что плелись по пятам за главным богатырём. В этот раз столь любимый для франшизы сюжет с роуд-муви обзавёлся конфликтом наставника и ученика/старого и молодого. И Елисей определённо обладает своей харизмой, а образ в целом вышел занятным и весёлым. Колыван же — очень харизматичный и классный антагонист. Юмор в картине тоже очень удачный. В этой истории отсутствует Юлий, а князь мелькает буквально в паре сцен, но мультфильм всё равно находит отличные способы пошутить. В остальном картина тоже не уступает. Есть много классных персонажей, интересная и красочная история. А ещё мне очень нравится финальная часть с противостоянием этим ожившим 3D-деревьям. Для меня это определённо самый любимый персонаж и самый любимый сольный мультфильм, 3 место вполне заслужено.

2. Крепость: Щитом и мечом (2015), (75+64+86)/3=75.0

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-23

Вот кто бы знал, что в 2015 году Мельница доберётся до исторического эпоса с обилием противоречивых персонажей, жесточайших сцен и адски страшных для рейтинга 6+ вещей. Я уже довольно давно познакомился с «Крепость: Щитом и мечом», этот мультфильм всегда умудрялся интересовать меня. Я пересматривал мультфильм много раз, всегда находя в нём интересные для себя элементы. С одной стороны, это образ Сашки. Главный герой — маленький мальчик, который желает помочь воеводе, желая проявить себя в сражениях. С другой стороны, это образ самого воеводы. При нехилых талантах в тактике и стратегии он вынужден вести неравный и жестокий бой с противником, до кучи отгораживая от всего этого главного героя. С третьей стороны, вы просто взгляните на размах мультфильма. Это же натуральный эпический блокбастер, который всего за 3,5 млн долларов умудрился показать просто совершенные визуально батальные сцены с захватом Смоленской крепости. Причём кино и не пытается каким-то образом романтизировать показанные события. Сражений и драк в мультфильме много, но буквально каждую секунду в этом экшене кто-то да умирает. Кино вообще невероятно жестокое и во многом работает даже лучше фильмов про войну с реальными актёрами. К тому же мультфильм не только может в масштабные сражения, но и умеет работать с подачей персонажей. Режиссура у мультфильма действительно замечательная — удалось передать переживания героев за счёт многих визуальных решений, которые обычно в мультфильмах не используют. К примеру, мне очень запомнился момент бега Сашки, где нам показали взгляд от его лица: он смотрит на озирающихся на него людей, камера дико трясётся, перемещаясь от одного человека к другому. Раньше я подобного не наблюдал. В общем, назвал бы «Крепость: Щит и меч» одним из лучших мультфильмов Мельницы, который даст жару даже Disney с Pixar.

1. Алёша Попович и Тугарин Змей (2004), (78+71+77)/3=75.33

Мельница — главный поставщик мультипликационного контента в России. У нас отечественные мультики в целом выходят нечасто, но вот на этом поприще Мельница выглядит главным монополистом.-24

Как это обычно бывает, самая первая часть по итогу становится самой лучшей. И в «Алёше», как оказалось, максимально простая история с максимально простыми персонажами, которая, тем не менее, умудряется работать. Я вижу два непревзойденных плюса картины, что сделали из всех клише настоящую конфетку. Во-первых, это химия между персонажами. Мультфильм представляет сразу шесть действующих лиц, каждому из которых выделили значительное количество хронометража, снабдили харизмой и дали несколько потрясающих сцен. Во-вторых, это юмор. Вся франшиза представляет из себя комедию, но при этом я никогда не воспринимал сольные проекты комедиями в чистом виде. Как оказалось, «Алёша Попович и Тугарин Змей» в этот тезис не совсем вписывается. Что в Добрыне, что в Илье было много юмора, но так или иначе история над всем этим главенствовала. Алёша же соткан из нескольких скетчей, которые сшиты общей сюжетной линией. Мультфильм можно разделить на новеллы, где в каждой главным юмористическим лицом будет выступать один конкретный персонаж, а остальные будут идти за ним по пятам. Чаще всего таковым был Юлий, потом уже Тихон, Алёша, бабуля и т. д. И чего греха таить, по части комедии это однозначный победитель во всей франшизе. Мультфильм действительно очень весёлый, а юмор невероятно разнообразный. Хотя я никогда не фанател от мультфильма, но не могу не признать, что он действительно получился весёлым.

Подводя итог, можно сказать, что в итоге от продукции «Мельницы» у меня остались смешанные ощущения. С одной стороны, после перечитывания всего материала создаётся впечатление, что действительно хороших проектов у «Мельницы» было много. С другой стороны, все ещё не просмотренные мною проекты были такими посредственными или попросту ужасными, что после всего этого остаётся осадочек. Тем не менее, не хотелось бы говорить, что вот «Мельница» прям такая плохая. Они не сделали полнометражку по Лунтику, и мне не пришлось её смотреть для статьи (ах, скоро вот выйдет) — это уже золото. Да и в остальном некоторые части «Богатырей», «Ивана Царевича» и замечательные рисковые вещи вроде «Карлика Носа» и «Крепости: Щитом и мечом» мне нравятся. Конечно, посмотрим, что же нам подарит тринадцатая часть «Богатырей». Если кто не в курсе, недавно в сеть просочился дебютный постер и трейлер мультфильма «Три богатыря: Пуп Земли», который выйдет в прокат 28 декабря этого года. Судя по трейлеру, где есть динозавры, получится грёбаный шедевр, не иначе. Следующее От худшего к лучшему будет по советской франшизе про Шерлока Холмса.

Ссылка на телеграмм-канал.