Спорт и деньги

248 прочитали

…У Шукшина есть такой рассказ – «Забуксовал». Жил себе человек, и вдруг «забкусовал»: задался вопросом, на который никак не мог найти ответа. Вот и у меня сейчас нечто похожее. Скажите, а как относиться к людям, которых я считаю не очень хорошими, но они помогают спорту? Вроде бы они молодцы, их любить надо, но у меня почему-то не получается...

…У Шукшина есть такой рассказ – «Забуксовал». Жил себе человек, и вдруг «забкусовал»: задался вопросом, на который никак не мог найти ответа. Вот и у меня сейчас нечто похожее.

Послушайте историю. Жил в одном городе человек с ярко выраженной нехорошей репутацией. И однажды на спортивном мероприятии его наградили за поддержку бокса. Один человек говорит один организатору: «Вот вы его наградили, а он он же такой-сякой!» «Но он спорту помогает». «Так он же там себе бойцов готовит! Зал открыл, денег дает, чтобы свои ряды пополнять». «Да, но по факту же он помогает!»

А еще был такой человек Пабло Эскобар. Тоже спорт любил, футболу помогал. Помню, в какой-то передаче болельщики говорили: «Да, про него рассказывают всякое, но ведь это человек, который искренне любил футбол, и при нем результат был!»

...Вот есть некие внутренние вещи, через которые переступить очень трудно. Например, я считаю, что в спорте категорически нельзя все эти договорняки, попадание в сборную «по блату» и так далее. А для кого-то это норма, дескать, не мы такие, жизнь такая. Эти циники часто добиваются в жизни успеха. А успех – это деньги. А деньги – это кровь экономики и прочее.

Так вот я подумала: хорошо мне «в белом пальто» сидеть и рассуждать, что эти циники не правы, в то время как они мешками приносят деньги в спорт.

Взять наш ледовый дворец и команду «Сибскана». Да, я во многом категорически не согласна с Владимиром Матиенко. Его принцип тащить свою политику в спорт, делить людей на своих и чужих, «раздолбать в хлам» не потому, что человек провинился, а потому что попал в поле зрения его интересов и стал на пути – я считаю, так нельзя. Но при этом я искренне считаю: если бы не он, не было бы у нас «Сибсканы» и ледового дворца «Байкал». Должна ли я ему за это простить все то, что считаю неприемлемым? И вообще, что значит – простить? Изменить внутренние установки и отныне считать, что хорошее – это плохое, и наоборот? Или жить по принципу «вообще-то нельзя, но нашим можно»? Но придет другой человек и скажет: «Ника, но это же неправильно!» И мне будет нечего ему ответить.

В последнее время в Иркутске активно обсуждается судебный иск компании «Эн+» к Федерации хоккея с мячом Иркутской области. Федерация защищалась привычными методами – политическими. Тут как на выборах: поднять шум, привлечь как можно больше уважаемых людей, которые скажут: «Мы голосуем за вот этого кандидата и вас призываем тоже!»

Конечно, мне тоже звонили, писали знакомые и спрашивали: «А ты за кого?» Спрашивали, потому что сами не могли сориентироваться в такой дикой ситуации. Как так? Чемпионат мира пусть частично, но прошел, деньги потрачены, а теперь – верните? Целиком все пятнадцать миллионов.

В эту дичь с трудом верят люди. Да, кое-какая информация у меня есть, но до суда ничего писать не могу. Суд уже скоро, 14 августа. Я бы могла обратить ваше внимание на кое-какие нелогичности в материалах от «Альтаира» и «Байкальских вестей», но пока это будет мелко. Скажут: главного не говорят, а к мелочам цепляются. Поэтому ждем.

Но главный вопрос для меня сейчас вот какой. Да, спорт не может жить без денег. А большому спорту нужны большие деньги. И могу ли я, любя спорт и с удовольствием посещая соревнования, не поддерживать тех, кто изыскивает для него материальные блага?

Люди, которых я по-настоящему уважаю, говорят:

- Если бы не этот человек, у нас бы не было того-то и того-то.

- Но вот это же неправильно? Так же нельзя! А почему он не может, поддерживая спорт, обойтись без нечестных решений, непорядочности?

- А где по-другому? Вот посмотрите, футбол, баскетбол, легкая атлетика…

Но есть же и примеры, где руководители добивались успеха просто грамотной работой, не возводя в систему обман, искажение. И таких примеров достаточно много!

Я только в Иркутске могу перечислить несколько удачных проектов, за которыми не тянется шлейф нехороших историй, а руководителей абсолютное большинство поддерживает и высоко оценивает их работу. Борис Дмитриевич Серов создал клуб «Звезда» с отличной школой, инфраструктурой (база в Утулике), а команда мастеров в основном состояла из местных воспитанников. Если уж заговорили про футбол, то вспомним Александра Петровича Веденеева, которого называют создателем Иркутского футбола. Его ученики до сих пор собираются вокруг имени учителя. Татьяна Геннадьевна Лешина – сначала вывела женский хоккей с мячом в Иркутске на мировой уровень. А когда у нее отняли команду (она срочно понадобилась другому человеку, угадайте с трех раз, кому), она повторила то же самое с керлингом: с нуля создала команду мирового уровня. Аркадий Владимирович Журавлев, директор школы «ЦРС»: пришел в никому не известную школу, за несколько лет у нее появилось имя, инфраструктура, успехи в спорте. Это благодаря ему мы не потеряли команду Владимира Наумова 2005 года. Федерация футбола города Иркутска, Артем Сергеевич Райников сумел выстроить работу так, что любительский футбол собирал гораздо больше внимания, чем профессиональный клуб «Зенит» в Иркутске. И если Серов, Лешина, Журавлев сами – профессиональные спортсмены, то Артем Сергеевич – адвокат, а дело развернул за счет грамотного отношения. Примеров много – как люди в Иркутске именно выстраивали системы. Та же Ольга Буянова с художественной гимнастикой, которая продолжает готовить спортсменок уровня сборной России. Я специально беру не только советское, но и наше время.

Да, деньги – это кровь экономики. А кровь бывает разная. Бывает инфицированная. И если кормить этой кровью целые системы, то люди тоже заражаются.

- Но ведь он систему-то выстроил! – говорят мне про некоторых руководителей.

Да, выстроил, но какую? Где человек уничтожается человеком, и бывшие друзья и одноклубники поливают друг друга в подметных письмах? Спорт не может жить без денег, но не все деньги можно брать, на мой взгляд. С другой стороны, мне хорошо рассуждать, когда я содержу только себя и свою семью, а если нужно поддерживать огромные дорогостоящие проекты? Имею ли я моральное право осуждать тех, кто эти проекты финансирует? Ведь они уже выстроены, а если рухнут – то с нуля опять долго создавать, или вообще невозможно. Профессионалы от спорта, которых я уважаю, стараются любыми путями сохранить свою команду или школу и не могут отказаться от денег, если их источник не идеален. Они берут то, что есть, потому что других может и не быть.

Что делать?..

«Забуксовал». В растерянности.

Сегодня один знакомый, с которым я обсуждала этот вопрос, сказал: «Ну, а ты видела хоть одного богатого человека, неважно, как он нажил свое состояние, который бы не жертвовал деньги на благотворительность?» Хм. И это тоже верно. Все жертвуют. На благо. И как к ним относиться теперь?

А может, двоякое отношение к таким проектам возникает, если управляют ими не очень профессионально? Действуют не как спортивные руководители, а как бизнесмены, политики... И тогда вроде бы результат есть, но – всегда присутствует какое-то «но».

- Он, конечно, молодец, но смотрите, что он творит...

- Он, конечно, такое творит, но посмотрите, какой он молодец.

Мне кажется, этой двоякости можно было бы избежать, если бы люди больше слушали тех, кто желает до них что-то важное донести. А они часто и слушают! Но не тех.

В общем, вынесу сюда вопрос еще раз: а как относиться к людям, чьи методы мы в целом не поддерживаем, но кто дает деньги на спорт?