18 подписчиков

Зачем была нужна искупительная жертва Христа? Почему Бог просто не простил людей?

495 прочитали

Господь Иисус Христос настолько возлюбил людей, что принял на себя грехи всего человечества и понёс наказание вместо нас, таким образом очистил природу человека от власти греха и открыл ворота в Рай.

Последовательность идей объясняющих смысл Жертвы Христа:

1. Человек совершил первородный грех. Результатом первородного греха является повреждение человеческой природы (смертность), изгнание людей из рая.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт.2:16-17).

«Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.» (Рим.5:12).

2. Люди продолжали грешить и дальше, добровольно навергая на себя проклятие: «проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Втор. 27, 26; Гал. 3:10). Нет праведного ни одного (Рим.3:10), все грешат, поэтому у людей просто не было бы шанса на спасение, ибо "делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть". (Рим. 3:20)

3. Ветхозаветный закон в том, что любой грех требует искупления через страдания: «без пролития крови не бывает прощения грехов» (Евр. 9:22). Первородный грех привёл в наш мир смерть: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Это закон духовный, который работает так же, как и законы физики. Законы существования мира и человеческой природы – это не придуманные Богом законы, а это то, что отражает Божественное существо. Бог есть неизменяемый. Следовательно, просто взять и отменить основополагающий закон "грех-последствия" по щелчку пальца Бог не мог.

4. Иисус Христос берёт на себя грехи всего человечества, включая первородный грех, и несёт наказание вместо нас всех. Страдания Христа есть искупление всех грехов человечества, личных грехов каждого из нас, а также первородного греха. Как говорит апостол Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал 3:13). Это значит, что через Жертву Христа человечество было избавлено от действия ветхозаветного закона. Люди, как до Христа, так и после, были спасены от неминуемого наказания за грехи – невозможности войти в рай.

"явилась правда Божия ... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде" (Рим.3:21-25)

В этой Жертве проявилась любовь Божия к человечеству, так как Христос принял на Себя наказание мира, пролив за мир Кровь Свою.

5. Христос Воскрес, и своим Воскресением Он побеждает смерть, т.е. главное последствие первородного греха:

> восстанавливает повреждённую человеческую природу;

> воссоединяет человека с Богом, открывая врата Рая.

Человечество мог искупить только Богочеловек, только Он мог победить смерть, позволив ей пройти через Себя и уничтожив её. Воскресение Христа изменяет падшую природу и освящает саму смерть, которая становится дверью в Царство.

6. Теперь каждый может попасть в Рай. Нужно лишь уверовать в Иисуса Христа и жить по Его заповедям. Через веру во Христа, принятие дарованного Им Спасения и покаяние мы освобождаемся от тех наказаний, которые должны последовать за нарушения ветхозаветного Закона: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Таким образом, по ветхозаветному закону любой грех автоматически имеет последствия: влечёт смертность и требует искупления. Если бы не Жертва Христа, мы бы не имели возможности искупить свои грехи и войти в рай:

  • как из-за своих личных грехов, которые Господь искупил за всех Своими страданиями;
  • так и из-за последствия грехопадения (смертности), которое Господь исцелил Своим Воскресением.
Господь Иисус Христос настолько возлюбил людей, что принял на себя грехи всего человечества и понёс наказание вместо нас, таким образом очистил природу человека от власти греха и открыл ворота в Рай.

Почему Бог не мог просто простить людей без искупительной жертвы Христа?

Дело не в прощении, а в самом механизме грех-последствие. Здесь два аспекта:

  1. Первородных грех, который привёл к смертности человека и изгнанию из рая. Первый грех Адама и Евы имел автоматические последствия – повреждение Божественной природы человека: человек сам себя изгнал из Рая и обрёк на смертность. Но и далее люди сами по своей свободной воли выбирали грех и сами отдаляли себя от Бога. Просто простить грехи – это одно, а разрешить их последствия – обожить природу человека, открыть врата Рая для всех людей – это совсем другое. Господь Иисус Христос страдает и умирает за грехи людей, а своим Воскресением побеждает смерть.
  2. Любой грех автоматически навлекает наказание (см. п. 3)

Зачем Христос умирает именно такой мучительной смертью?

Если б не страдания Христа, мы бы не получили прощения наших грехов (по ветхозаветному закону - см. п. 3). Если б Христос просто безболезненно умер и воскрес, не взяв на себя все наши грехи и не пострадав за них, то даже если врата Рая были вновь открыты, туда бы просто никто не мог бы войти из-за своих личных грехов.

Примеры, объясняющие смысл Жертвы Христа на житейском опыте

Пример 1. Эта история, которую рассказал офицер, в позапрошлом веке служивший на Кавказе. В одном селении начался голод. Обнаружилось, что кто-то ворует еду из общих запасов. Местный князь объявил, что вор, когда попадется, получит пятьдесят плетей. Вор попался — это оказалась престарелая мать князя. Если бы князь отказался исполнить свое повеление, он навсегда потерял бы уважение односельчан, как человек пристрастный, несправедливый и неверный своему слову; всякий порядок в селе бы рухнул. Но он, понятно, не желал подвергнуть бичеванию родную мать. Тогда он нашел выход — да, она должна получить свои пятьдесят плетей. Но он как сын может закрыть ее своим телом. Так он и сделал — пятьдесят плетей пришлись по нему.

Пример 2. Какой-то человек совершил преступление. Его папа работает судьёй. И обычно так не делается, но допустим, что именно его отец-судья должен выносить приговор своему сыну. В своей душе он уже простил его и не держит на него зла. Но разве его личное доброе отношение к своему сыну может нарушить закон? Поэтому, как бы он ни любил своего сына, ему нужно вынести справедливый приговор. Допустим это штраф. И когда приговор вынесен, отец-судья спускается со своего судейского места и сам выплачивает всю сумму штрафа. Так и Бог-Отец через закон вынес приговор всему человечеству. Но потом Он же заплатил за наши грехи драгоценной жертвой Своего Сына Иисуса Христа.

Пример 3. Представьте, мы идем в школу - там все честно. Было бы странно спросить - "а что, учителям нравится разве ставить двойки?" Конечно не нравится. Никакому преподавателю не нравится ставить плохие оценки, и любой очень бы хотел, чтобы в класс приходили дети желающие учиться, любой учитель очень хочет, чтобы в его классе сидели ученики, которые любят учится, которым интересен предмет, которые прилагают все старания, и кому он с удовольствием поставит отличные отметки. Но иногда приходится останавливать ребенка и показывать, что он что-то не знает, что если так будет продолжаться, то ему придется тяжело работать всю оставшуюся жизнь. И оценка - это не любимое желание преподавателя как-то досадить ребенка, а попытка помочь ему, давая обратную связь. Отвечая на ваш вопрос, ответ такой - Бог не любит крови.

Пример 4. Можем ли мы простить наркомана и поверить ему, дать ему денег? Да, можем. Избавит ли это его от зависимости? Нет, он снова купит дозу. Чтобы избавиться от наркозависимости, нужно полноценное лечение. Так же и с грехом. Грех – это зависимость. Как наркозависимых, так и грешников (т.е. всех людей) недостаточно просто простить, недостаточно рассказать им, как спастись, недостаточно дать им пример, недостаточно проявить к ним любовь. Их нужно исцелить. Это и сделал Иисус Христос своей Крестной Смертью и Воскресением. Христос исцелил в Себе человеческую природу, обожил её, освободив её от смерти.

Пример 5. Об обожении. Водолаз, опустившийся на дно моря, случайно перерезал себе шланг с подачей кислорода. И его вовсе не спасут слова капитана, произнесенные с корабля: «Я прощаю тебя за порчу государственного имущества». Если срочно не возобновить подачу кислорода, водолаз просто задохнётся. Именно так и рассматривает Православие спасение человечества, совершенное Иисусом: человек падением разорвал спасительное для него единство с Богом и стал задыхаться и умирать, пораженный грехом. Бог, в лице Иисуса, пришел на землю и в Себе Самом исцелил и обожил человеческую природу, возвращая нам её в Евхаристии. Причащаясь Евхаристического хлеба и вина, христианин приобщается к плодам Искупительной Жертвы, входит в онтологическое единство со Спасителем и обоживается

Ещё слова из Писания

Ветхий Завет об искупительной жертве Иисуса Христа

  • Пророчество Исайи: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис.53:5-7)
  • Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31, 31,34)

Новый Завет об искупительной жертве Иисуса Христа

  • ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28)
  • Сын Человеческий пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28)
  • «… вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн 1:29).
  • «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал 3:13)
  • «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).
  • Мы согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3:23-25)
  • Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа (1 Петр. 1:18-19)
  • Вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20).
  • Мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов (Еф. 1:7)
  • Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу (Откр. 5:9)
  • Христос, Первосвященник будущих благ, не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:12-15)
  • ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. (Лк. 22:37)

Источники