2,6K подписчиков

Авиабилет за тысячу рублей. Как работает малая авиация на Байкале — аэропорт Хужир летом 2023

1K прочитали

Посреди озера Байкал есть небольшой аэропорт. Билет туда сейчас стоит чуть больше тысячи рублей! Правда, рейсы только из одного города. В этом посте покажу, какие самолёты туда летают, и расскажу поразившую меня историю о человеке, благодаря которому аэропорт на Ольхоне удалось сохранить.

Такие закаты показывают в поселке Хужир этим летом.
Такие закаты показывают в поселке Хужир этим летом.

Аэропорт Хужир находится на крупнейшем острове Байкала — на Ольхоне — в пяти километрах от самого Хужира — в соседнем селе Харанцы. На Ольхоне красиво, а если ещё и самолёты есть — выезжаем. Из Хужира рванули на машине.

Вечера в Хужире — это нечто. Байкал завораживает
Вечера в Хужире — это нечто. Байкал завораживает

С вечера выяснили, что в аэропорт сейчас выполняются рейсы по одному-единственному направлению: Улан-Удэ — Хужир — Улан-Удэ. Зато дважды в день (в августе 2023), и маршрут субсидируется — в одну сторону на человека билет стоит 1035 рублей. Говорят, раскупают очень быстро. Рейсы выполняет авиакомпания «Сибирская лёгкая авиация» (СиЛА) в партнёрстве с «Авророй» на самолётах типа L-410. Нам повезло приехать ровно в тот момент, когда самолёт коснулся грунтовой полосы аэродрома.

Мы застали утренний рейс — L-410 вылетает в 9:00 из Улан-Удэ и уже через 40 минут садится на Ольхоне. Минут через 30-40 отправляется обратно в столицу Бурятии. Вечерний рейс из Улан-Удэ вылетает в 18:00.

Этот L-410 вмещает до 15 пассажиров.
Этот L-410 вмещает до 15 пассажиров.

Знали бы мы про такой рейс, может, изменили бы логистику поездки на Байкал — не через Иркутск, а через Улан-Удэ.

Едва самолёт сел — его уже поджидает вот такой аппарат для транспортировки багажа:

14 человек прилетели из Улан-Удэ — это практически полная загрузка самолёта на рейсе. В обратную сторону будет столько же.

Ещё один частный самолёт отдыхал на Ольхоне.

Это «Борей» (RA-3157G), такие делает завод «АэроВолга» в Самарской области.
Это «Борей» (RA-3157G), такие делает завод «АэроВолга» в Самарской области.

Пассажиры обратного рейса в Улан-Удэ предполётный контроль проходят вот в таком симпатичном «терминале», напоминающим глэмпинг.

Готовится к вылету и L-410. От высадки одних до посадки следующих пассажиров прошло, мне кажется, минут 25 максимум. Самолёт заводит один за другим свои двигатели.

И порулил на взлётную полосу.

Разбег, отрыв и набор высоты.

Покажу ещё сам аэропорт, хотя тут недалеко от входа на территорию написано, что это всего лишь «посадочная площадка».

На входе
На входе

Хорошо бы такие площадки во многие сёла, особенно, труднодоступные или куда на самолёте быстрее и проще. И самолётов бы для региональной авиации побольше. И цен доступных ... Но что-то я размечтался, а обещал рассказать ещё одну историю.

Парковка у входа на территорию порта и наш арендованный транспорт
Парковка у входа на территорию порта и наш арендованный транспорт

Аэропорт имени Владимира Прокопьева

Впервые самолёт на Ольхоне приземлился 9 мая 1945 года — это был Ан-2, который привёз на остров новость о Победе. Вот только посадка была в центре посёлка Хужир. После долгих поисков подходящего места для размещения аэродромной площадки решили сделать её вблизи деревни Харанцы. Открыли в 1957 году. Взлётно-посадочная полоса — грунт, длина 600 метров, ширина 70.

Пассажиропоток аэропорта достигал 600 человек в месяц. Летали самолёты Ан-2, делали 6-7 рейсов в день в зависимости от сезона и количества пассажиров. Перелёт до Иркутска занимал час. Были полёты и в населенные пункты Байкальского узла (Еланцы, Бугульдейка, Хужир, Онгурены).

«Здание аэропорта состояло из четырех комнат, в одной из них жили семьи работников аэропорта; во второй комнате, в пилотской, отдыхали сотрудники авиации; в зале ожидания находилась касса, полагалось 12 кресел для пассажиров, там же были большие весы для взвешивания багажа; в четвертой находилось радиобюро, поддерживалась связь с диспетчерами в населенных пунктах пилотами самолетов. Штат работников аэропорта состоял из начальника, двух радистов, кассира, шофера, моториста-дизелиста и сторожа-технички».

Подробнее об истории аэропорта можно почитать на сайте сетевого издания «Байкальские зори». Я же расскажу о том, чего в той статье нет.

В 1976 году начальником аэропорта Хужир был назначен Владимир Прокопьев. До назначения Владимир Иннокентьевич работал пилотом, семь лет летал на Ту-104, имел налёт около 8000 часов. После списания по состоянию здоровья трудился начальником аэропорта в посёлке Качуг (пассажиропоток этого аэропорта тогда — 100 человек в сутки), затем в Иркутске отвечал за работу 36 аэродромов местных воздушных линий. Через 4 года на этой должности попросился на Ольхон и переехал на остров с женой (она стала радистом в аэропорту) и двумя детьми.

О Прокопьеве писали как об ответственном, исполнительном, требовательном к себе человеке, который посвятил себя авиации. С середины 1990-х годов до 2005 года, когда на острове не было электричества, благодаря Прокопьеву аэропорт в утренние и вечерние часы снабжал электроэнергией жителей посёлка Харанцы — в порту для этого использовали двигатель мощностью в 15 ватт.

Вскоре после развала Союза малая авиация пришла в упадок, в 1995-1996 годах пассажирские рейсы на остров Ольхон прекратились. На аэродром садились разве что самолёты пожарной охраны, перевозившие лесные патрули. Но несмотря на это Владимир Прокопьев не бросал своё дело и более 20 лет по своей инициативе держал аэродром в порядке. Он продолжал верить, что когда-то на остров вернутся регулярные рейсы.

«Несмотря на то, что самолеты не летали, он каждый день снимал показания метеорологических приборов, выходил на радиосвязь с «большой землёй». Ремонтировал ограждения взлётной полосы, штопал ветроуказатель, косил кусты, ровнял взлётку и подсыпал ямы, которые периодически образовывались на ВПП. Оборудование в аэропорту работало исправно».

Из текста с памятной доски в аэропорту Хужир (2023). Текст составили ученики второго класса Хужирской средней общеобразовательной школы.

В 2014 году Прокопьева перевели на должность сторожа аэропорта. 11 марта 2018 года Владимир Иннокентьевич ушёл из жизни — в один день со своей супругой. Около полутора лет он не дожил до возобновления регулярных пассажирских рейсов на Ольхон — в августе 2019 года авиакомпания «СиЛА» (Сибирская лёгкая авиация) запустил полёты по маршруту Иркутск — Хужир — Иркутск.

Может, когда-нибудь аэропорт Хужир будет носить имя Владимира Прокопьева?

Спасибо за внимание. Будет возможность — обязательно побывайте на Байкале в целом и на Ольхоне в частности, это очень красивые места.