Найти тему
Прожектор оборонки

Что нам стоит дрон построить!

По официальным сообщениям, Россия готова к запуску отрасли беспилотных авиасистем. Создана полная линейка беспилотных летательных аппаратов. Закупками дронов будет заниматься Государственная транспортная лизинговая компания. В 2024 году Россия должна выпустить 18 000 дронов. Это радует.

Информация о том, что такое «полная линейка БПЛА», отсутствует. Поэтому представлю свою собственную линейку из 17 типов известных мне эксплуатируемых, разрабатываемых и перспективных БПЛА.

01. БПЛА оптико-электронной разведки.

02. БПЛА радиолокационной разведки.

03. БПЛА радиотехнической разведки.

04. БПЛА корректировщики артиллерийского огня.

05. БПЛА постановщики помех (носители средств РЭБ).

06. БПЛА ударные многоразовые с управляемыми ракетами класса «воздух - поверхность».

07. БПЛА ударные многоразовые с управляемыми ракетами класса «воздух - воздух».

08. БПЛА ударные многоразовые, снаряженные бомбами, минами, гранатами.

09. БПЛА ударные одноразового применения (камикадзе).

10. БПЛА ударные носители кассетных авиабомб – противотанковых, противопехотных, зажигательных, термобарических.

11. БПЛА носители кассетных боеприпасов, снаряженных минами или гранатами.

12. БПЛА противорадиолокационные и предназначенные для борьбы с противодронными ружьями.

13. БПЛА носители бомб дымовой завесы.

14. БПЛА носители фотоосветительных бомб ФОТАБ (бомб-вспышек) для проведения ночной фото- и видеосъемки.

15. БПЛА носители осветительных бомб типа САБ (светящихся авиабомб).

16. БПЛА ретрансляторы радиосвязи.

17. БПЛА счетчики боевых потерь противника.

Возможно, ведется разработка противокорабельных ракетных БПЛА, беспилотников-торпедоносцев, беспилотников-носителей глубинных бомб, беспилотников – носителей выливных авиационных приборов и других.

БПЛА бывают самолетного, ракетного и вертолетного типов.

БПЛА бывают многоразовыми и одноразовыми.

БПЛА оснащаются реактивными, поршневыми и электрическими двигателями.

Взлетная масса российских находящихся в эксплуатации и проектируемых БПЛА составляет от 250 г до 7 000 кг. Максимальная полезная нагрузка от 300 г до 1 000 кг. Способы взлета – самолетный, вертолетный, катапультный.

В разработке БПЛА участвуют или участвовали лишь несколько известных российских самолетостроительных и вертолетостроительных фирм. Это ОКБ Сухого и ОКБ им. Симонова, ОКБ МиГ, корпорация «Иркут», холдинг «Вертолеты России» в составе которого находятся ОКБ Миля и ОКБ Камова. Из этого списка понятно, что подавляющее большинство крупных авиастроительных фирм в работах не участвуют. В эксплуатации сегодня скорее всего находятся только БПЛА, разработанные ОКБ им. Симонова.

Точные причины отказа от участия в работах по дронам крупных российских конструкторских бюро мне не известны. Основываясь на некоторых данных, могу назвать две следующие возможные причины.

Первая причина. Заказы на разработку дронов не могут загрузить работой крупные опытно-конструкторские фирмы, а значит, и заниматься этими заказами не стоит.

Вторая причина. На ОКБ Туполева, Яковлева, Микояна, Ильюшина, Сухого, Мясищева и Бериева повлиял полный провал всех программ 1980-х – 1990-х – начала 2000-х годов по развитию так называемой малой авиации. Все эти фирмы участвовали в разработке самолетов малой авиации. Некоторые из них истратили на разработку свои собственные скудные средства. Ни одно изделие малой авиации в серию не пошло. Авиастроители – народ гордый.

Сегодня разработкой БПЛА занимается Уральский завод гражданской авиации. В прошлом это двигателеремонтный завод, ранее никогда не занимавшийся разработкой дронов.

В дроностроение пришли радиоэлектронные фирмы, также никогда ранее не занимавшиеся разработкой самолетов или вертолетов. Это разработчики РЛС, ГСН и авиаприборов: Концерн РТИ-системы, Рыбинское КБ «Луч», «Радар ммс», АО «Горизонт», Арзамасское приборостроительное КБ. Занимается дронами и многопрофильное предприятие концерн «Калашников».

В числе дроностроителей большое количество вновь созданных за последние годы молодых фирм: компании «Кронштадт», «Транзас», фирмы «Микран», «АэроРоботикс», «Аэрокон», «Ирбис», «Финко», ЭНИКС, «Современные авиационные технологии», «Специальный технологический центр», «Ижмаш – беспилотные системы».

Помимо российских в стране эксплуатируются турецкие БПЛА «Байрактар», иранские БПЛА «Герань», израильские БПЛА «Форпост».

Серийным производством дронов занимаются Новосибирский авиазавод и Дубненский машзавод. К выпуску также подключен Уральский завод гражданской авиации. Планируется запустить линии по производству дронов на Обуховском заводе в Петербурге и в московском технопарке Руднёво. Как видим, крупнейшие российские авиазаводы в выпуске дронов не участвуют.

В 2005 году в России был собран последний поршневой авиадвигатель малой мощности М-14. Долгое время заказов на подобные двигатели не поступало. На протяжении 20 - 30 лет российские дроностроители планировали установку на своих изделиях немецких двигателей РЕД, Лимбах, Хирт, австрийских двигателей Ротакс и др. Сегодня эти контракты рухнули. Качественных российских двигателей нет. Информация о российских двигателях для БПЛА отсутствует.

Также отсутствует информация о разработке систем управления, наведения и навигации для БПЛА на российской компонентной базе. Есть скудные сведения о разработке комплекса управления «Наводчик» в казанском ЗАО ЭНИКС, комплекса управления «Леер» в пензенском АО «Радиозавод», комплекса управления БАС-200 в Тульском НПО «Стрела»

Также отсутствуют сведения о БПЛА, поступивших на вооружение. Скудные данные об их участии в зоне специальной военной операции ни о чем не говорят, так как эта эксплуатация может быть опытной или экспериментальной, так как в ходе спецоперации дроны могут проходить испытания, по результатам которых их могут принять, а могут никогда не принять на вооружение.

По разным данным в производстве или в эксплуатации могут находиться следующие десять моделей российских дронов: «Альтиус», «Бумеранг», «Куб-БЛА», «Ланцет», «Орион» («Иноходец»), «Орлан-10», «Охотник» С-70, «Тахион», «Типчак», «Элерон-10». Выпуск некоторых из этих БПЛА, возможно, прекращен. Разумеется, сведения о производстве и эксплуатации весьма приблизительные.

В приобретении БПЛА заинтересованы только государственные органы и организации, среди которых Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Росгвардия, Пограничная служба ФСБ, Почта России, Газпром. Организации, которые намерены закупать по 2-3 дрона, я не учитываю.

Покупателем партий в тысячу и более дронов ежегодно может быть только Министерство обороны Российской Федерации.

Читайте канал «Прожектор оборонки»!

Михаил Первов