38K подписчиков

Парадиз капитализма - когда время действительно деньги

160 прочитали

Представление о том, что деньги - это материальное выражение времени вашей жизни настолько не нова, что удивительно - отчего её давно уже не реализовали в фантастике. И вот - пошло, что называется, кучно.

"Рай земной", кадр из фильма
"Рай земной", кадр из фильма

Одна из недавних и, надо признать, не самых плохих попыток реализовать этот нарратив в кино - лента "Рай земной"(Paradise) от безвестных немецких режиссеров Бориса Кунца и Индре Йнскуте (впрочем, а бывают ли в наши дни известные немецкие режиссёры?). Как и во "Времени" (In Time 2011 г.) главная фантастическая идея состоит в том, что время человеческой жизни стало товаром. Но если во "Времени" мы видим, как оно заменило собой все другие меновые эквиваленты, то "Рай земной" показывает нам скорее раннюю стадию этого процесса: и технологически обмен временем производится ещё пока довольно сложно, требуется сложная медицинская процедура, последствия которой наступают не одномоментно, а через несколько дней; и в экономике время пока что не заместило собой деньги как средство обмена, но годы уже можно купить и продать, а значит их можно использовать как залог в банковском кредите. Что и погубило героев фильма, поскольку они взяли банковский кредит на покупку квартиры, квартира сгорели и как полагает страховая компания - по вине самих владельцев, а значит выплата им не полагается, ну а раз наступили такие тяжёлые обстоятельства, то банк требует провести моментальное погашение кредита. Ну или вернуть залог - сорок лет жизни.

"Рай земной", кадр из фильма
"Рай земной", кадр из фильма

Дальше нас ждёт история, по ходу которой выяснится, что вины героев в фильма в их несчастьях первоначально не было, нам покажут подпольные клиники на территории Восточной Европы, в которых люди добровольно и не очень расстаются со временем своей жизни, продемонстрируют борцов с новой технологией, а так же корпоративных шакалов, готовых загрызть кого угодно за подачку с хозяйского стола.

История не сказать, что прямо сильно увлекательная, но - вполне жизненная, если не обращать внимание на единственное фантастическое допущение в фильме, т.е. на саму технологию передачи времени от одного человека другому, то всё это мы наблюдаем практически постоянно. Да и что касается фантастического допущения...

Ведь то, что авторы "закоротили" время и деньги приравняв одно к другому - так ли уж это далеко от реальности?
Если задуматься о том, что могло бы стоять за таким символом, то стоит поискать нечто, что является для нас важным, стоит денег и оплачивается по часам. Ну, конечно, речь не может идти о мобильной связи и онлайновом доступе... Хотя...
Если попытаться поискать в той же фантастике, то почему бы не вспомнить сериал "Загрузка" (или "Загруженный", как перевели его название некоторые студии, Upload, одним словом), в котором обсуждается технология цифрового бессмертия, т.е. возможность загрузить сознание человека в цифровую среду.

Upload, кадр из сериала
Upload, кадр из сериала

Кстати, возможность такой операции на полном серьёзе обсуждается учёными и, хотя близкой перспектива создания таких посмертных виртуальных обиталищ пока не кажется, многим что-то подобное создать очень хочется - уж больно перспективно в коммерческом плане это выглядит. Так вот в сериале, в конце первого сезона как раз показывается то, что будет с обитателем компьютерного загробья, если он потеряет способность облачивать вычислительные ресурсы. Хотя, я бы сделал не так, как эту проблему решили создатели сериала - они придумали, что такие не очень состоятельные клиенты ограничиваются в функциональности, а я бы лучше ограничил их когнитивные способности, т.е. пусть бы небогатые обитатели цифрового посмертия тупели, ну, простая модель она ведь требует меньше ресурсов, так можно было бы заодно их как прислугу использовать - чтобы для остальных перед глазами стоял пример того, что с ними станет, если они не смогут вовремя оплачивать счита - одних, кто победнее, это мотивирует к обогащению, других, кто побогаче - повеселит.

Ну, и кстати, "Падение или Додж в аду", она хотя и о другом, но пока я читал эту книжку - два толстых тома - всё думал, а как вообще этот развивающийся мир будет вписываться в экономику человечества, если кто-то задумает сделать его доступным для всех и когда популяция после-жителей цифрового рая (или затраты на их содержание) превысят количество реальных, живых людей и то количество материальных благ, которые они создают.

Ну или вот "Оазис" из истории "Первому игроку приготовится", который под видом ностальгического обращения к расцвету американской поп-культуры показывает нам чудовищный мир инклюзивоного капитализма, в котором почти что единственным источником дохода стала виртуальная платформа, доступ к которой (а значит и к источнику своего существования) ты должен оплачивать. Кстати, в продолжении этой книги, "Второму игроку приготовится" речь идёт о вещах даже более страшных, но об я собираюсь поговорить чуть позже.
Одним словом мы вполне можем представить себе, как капитализм создаст нечто - некую среду или ресурс - который будет для нас эквивалентом самой жизни и начнёт взимать за доступ к этому ресурсу плату, породив этакую саму на себя замкнутую спирать, внутри которой путём техно-алхимии человеческие жизни напрямую превращаются в прибыль.
Кстати, в последние десятилетия принято говорить о том, что фантастика не обязана предсказывать будущее, но я бы сформулировал иначе: фантастика не предсказывает форму будущего, зато очень отчётливо указывает направление в котором мы движемся. Так что мотив времени как товара, всё чаще появляющийся в поле нашего зрения, заставляет задуматься.