Представление о том, что деньги - это материальное выражение времени вашей жизни настолько не нова, что удивительно - отчего её давно уже не реализовали в фантастике. И вот - пошло, что называется, кучно.
Одна из недавних и, надо признать, не самых плохих попыток реализовать этот нарратив в кино - лента "Рай земной"(Paradise) от безвестных немецких режиссеров Бориса Кунца и Индре Йнскуте (впрочем, а бывают ли в наши дни известные немецкие режиссёры?). Как и во "Времени" (In Time 2011 г.) главная фантастическая идея состоит в том, что время человеческой жизни стало товаром. Но если во "Времени" мы видим, как оно заменило собой все другие меновые эквиваленты, то "Рай земной" показывает нам скорее раннюю стадию этого процесса: и технологически обмен временем производится ещё пока довольно сложно, требуется сложная медицинская процедура, последствия которой наступают не одномоментно, а через несколько дней; и в экономике время пока что не заместило собой деньги как средство обмена, но годы уже можно купить и продать, а значит их можно использовать как залог в банковском кредите. Что и погубило героев фильма, поскольку они взяли банковский кредит на покупку квартиры, квартира сгорели и как полагает страховая компания - по вине самих владельцев, а значит выплата им не полагается, ну а раз наступили такие тяжёлые обстоятельства, то банк требует провести моментальное погашение кредита. Ну или вернуть залог - сорок лет жизни.
Дальше нас ждёт история, по ходу которой выяснится, что вины героев в фильма в их несчастьях первоначально не было, нам покажут подпольные клиники на территории Восточной Европы, в которых люди добровольно и не очень расстаются со временем своей жизни, продемонстрируют борцов с новой технологией, а так же корпоративных шакалов, готовых загрызть кого угодно за подачку с хозяйского стола.
История не сказать, что прямо сильно увлекательная, но - вполне жизненная, если не обращать внимание на единственное фантастическое допущение в фильме, т.е. на саму технологию передачи времени от одного человека другому, то всё это мы наблюдаем практически постоянно. Да и что касается фантастического допущения...
Ведь то, что авторы "закоротили" время и деньги приравняв одно к другому - так ли уж это далеко от реальности?
Если задуматься о том, что могло бы стоять за таким символом, то стоит поискать нечто, что является для нас важным, стоит денег и оплачивается по часам. Ну, конечно, речь не может идти о мобильной связи и онлайновом доступе... Хотя...
Если попытаться поискать в той же фантастике, то почему бы не вспомнить сериал "Загрузка" (или "Загруженный", как перевели его название некоторые студии, Upload, одним словом), в котором обсуждается технология цифрового бессмертия, т.е. возможность загрузить сознание человека в цифровую среду.
Кстати, возможность такой операции на полном серьёзе обсуждается учёными и, хотя близкой перспектива создания таких посмертных виртуальных обиталищ пока не кажется, многим что-то подобное создать очень хочется - уж больно перспективно в коммерческом плане это выглядит. Так вот в сериале, в конце первого сезона как раз показывается то, что будет с обитателем компьютерного загробья, если он потеряет способность облачивать вычислительные ресурсы. Хотя, я бы сделал не так, как эту проблему решили создатели сериала - они придумали, что такие не очень состоятельные клиенты ограничиваются в функциональности, а я бы лучше ограничил их когнитивные способности, т.е. пусть бы небогатые обитатели цифрового посмертия тупели, ну, простая модель она ведь требует меньше ресурсов, так можно было бы заодно их как прислугу использовать - чтобы для остальных перед глазами стоял пример того, что с ними станет, если они не смогут вовремя оплачивать счита - одних, кто победнее, это мотивирует к обогащению, других, кто побогаче - повеселит.
Ну, и кстати, "Падение или Додж в аду", она хотя и о другом, но пока я читал эту книжку - два толстых тома - всё думал, а как вообще этот развивающийся мир будет вписываться в экономику человечества, если кто-то задумает сделать его доступным для всех и когда популяция после-жителей цифрового рая (или затраты на их содержание) превысят количество реальных, живых людей и то количество материальных благ, которые они создают.
Ну или вот "Оазис" из истории "Первому игроку приготовится", который под видом ностальгического обращения к расцвету американской поп-культуры показывает нам чудовищный мир инклюзивоного капитализма, в котором почти что единственным источником дохода стала виртуальная платформа, доступ к которой (а значит и к источнику своего существования) ты должен оплачивать. Кстати, в продолжении этой книги, "Второму игроку приготовится" речь идёт о вещах даже более страшных, но об я собираюсь поговорить чуть позже.
Одним словом мы вполне можем представить себе, как капитализм создаст нечто - некую среду или ресурс - который будет для нас эквивалентом самой жизни и начнёт взимать за доступ к этому ресурсу плату, породив этакую саму на себя замкнутую спирать, внутри которой путём техно-алхимии человеческие жизни напрямую превращаются в прибыль.
Кстати, в последние десятилетия принято говорить о том, что фантастика не обязана предсказывать будущее, но я бы сформулировал иначе: фантастика не предсказывает форму будущего, зато очень отчётливо указывает направление в котором мы движемся. Так что мотив времени как товара, всё чаще появляющийся в поле нашего зрения, заставляет задуматься.