Найти тему
Кот-книголюб

Перечитала "Вишнёвый сад". Какими я увидела героев в этот раз

Иллюстрация с обложки аудиокниги "Вишнёвый сад"
Иллюстрация с обложки аудиокниги "Вишнёвый сад"

Выбирая для перечитывания пьесу "Вишнёвый сад", я руководствовалась самыми примитивными причинами. Во-первых, произведение небольшое, во-вторых, события охватывают как раз летний период, а продажа вишнёвого сада на аукционе происходит 22 августа.

Сама того не подозревая, я выбрала произведение, которое в этом году отмечает свой юбилей: закончена она была 26 сентября 1903 года, то есть совсем скоро ей исполнится 120 лет.

Сколько перемен было за это время в жизни людей, в их взглядах, в их ценностях! Но при многих переменах человеческая натура всё та же. И сейчас есть люди, подобные Раневской и Гаеву, Лопахину, Трофимову. Ищем, ищем мы баланс между мечтами и реальностью, между собственной выгодой и пользой для других.

Давайте посмотрим на героев пьесы сегодняшними глазами. Ведь классика тем и хороша, что созданные произведения актуальны и в более поздние времена, а их герои живут и столетия спустя.

Сразу оговорюсь. Я знаю анализ произведения. Я знаю, что в образе Раневской и её брата Гаева, Чехов изобразил русское дворянство, которое в условиях меняющейся жизни уступает позиции новым хозяевам, таким, как Лопахин. И я прекрасно понимаю, что воспитываясь в богатой дворянской семье, Любовь Андреевна не задумывалась о цене денег, откуда они берутся и что имеют свойство заканчиваться. То есть, объяснимо, откуда у неё такие черты характера.

Точно так же, я знакома с характеристикой остальных персонажей, и с символический смыслом пьесы.

Обо всём этом много написано и сказано. Поэтому не буду повторяться и в очередной раз пересказывать известное. Мне хочется поразмышлять о героях именно с позиции личной. Просто как о разных типах людей.

Любовь Андреевна Раневская. Мне не близки люди, у которых эмоции затмевают здравомыслие, которые в зрелом возрасте ведут себя как маленькие дети.

Иллюстрация Владимира Панова
Иллюстрация Владимира Панова

Для меня Раневская пример того, что бывает, когда ребёнок воспитывается в "тепличных условиях". Он не готов к самостоятельному принятию решений, к ответственности, становится ведомым более сильными, часто недостойными людьми. Плывущая по течению соломинка, которая может в любой момент сломаться. Когда жизнь стремительно меняется, такие люди становятся уязвимыми. Если им удаётся прибиться к надёжному "берегу", встретить того, кто о них позаботится, то они вполне сносно будут жить, а если нет, то скорее всего их существование будет жалким.

Её хорошие качества: доброта, мягкость, жалостливость в сочетании с неприспособленностью к жизни становятся какими-то детскими. Ими можно умиляться, но не уважать. При своём искренней любви к дочерям, она не будет им опорой и поддержкой. Скорее, им придётся о ней заботиться.

Лопахин. Я, если честно, совсем забыла о его происхождении. Потомок крепостного, сын мелкого лавочника, ставший крепким купцом с деловой хваткой. Натура деятельная и сильная. Про таких говорят: "Сделал себя сам". Это заслуживает уважения.

Он очень трудолюбив, но на благо себе. Не сентиментален, но способен помнить добро и быть благодарным. Помнит своё мужицкое происхождение, но тянется к чему-то более возвышенному. (Спектакль, книга в руках, восхищение маками.)

Имение Раневской для него - желанная покупка, источник хорошего дохода и свидетельство его достижений в жизни. С мальчишеским азартом, не думая о чувствах Раневской, он радуется покупке, эмоции захлёстывают его. Не дожидаясь отъезда хозяев, он спешит вырубить вишнёвый сад. Красота сада его в данном случае не интересует. Это с одной стороны.

Иллюстрация Владимира Панова
Иллюстрация Владимира Панова

А с другой, до аукциона из чувства благодарности к Раневской (когда-то она пожалела побитого отцом мальчика) он предлагал Раневской способ, как выбраться из долговой ямы. После того, как имение стало его, оставляет на службе в общем-то не очень нужного ему Епиходова, обещает пристроить Шарлотту Ивановну.

Поэтому как во времена Чехова, так и в наши дни Лопахины твёрдо стоят на ногах. Главное, чтобы стремление к собственной выгоде не вытеснило человечность. Иначе жизнь такого человека станет пустой и бессмысленной.

Не очень мне понятно отношение Лопахина к Варе. Вообще Варя очень интересный персонаж, для меня, пожалуй, самый интересный. Как-нибудь я напишу о ней отдельно.

Петя Трофимов. Раньше, в школе, Петя мне казался замечательным, наверное, так же, как и 17-илетней Ане. Не могу точно сказать, это личное впечатление или итог уроков литературы. Мне кажется, что нам преподносили образ Пети как образ будущего революционера, борца за счастье других.

Сейчас мне Петя показался не меньшим болтуном, чем Гаев. Леонид Андреевич много обещает. Например, что сад не будет продан, что он что-нибудь придумает, даже клянётся честью, но ничего существенного не делает.

Петя мечтает об новой жизни и счастье не столько для себя, сколько для других. Он правильно рассуждает, но тоже ничего не делает. Наивную 17-летнюю Аню его слова вдохновить и впечатлить могут, а вот меня, увы, уже нет.

Иллюстрация Владимира Панова
Иллюстрация Владимира Панова

Имея ум и доброту, Петя производит впечатление оторванного от жизни человека, не способного позаботиться о своих потребностях. А это выглядит не слишком привлекательно. Бедность, как говорится не порок, но и в крайности не стоит бросаться. Тем более, мне кажется, стабильный заработок, пусть и небольшой, образованному молодому человеку найти вполне по силам. Вспоминается эпизод из воспоминаний С.Я. Маршака о своем учителе - ученике 7 класса гимназии.

В отличие от Пети, Аня выглядит более приземлённой, если можно так сказать. По крайней мере, у неё есть вполне конкретная цель: сдать экзамены в гимназии, начать работать, заботиться о матери. Но не известно, достигнет ли она этих целей, или это тоже останется на уровне слов.

Знаете, в современном мире мне Петя напомнил тех молодых людей, которые мечтают о крупных проектах, упрекают родителей, что они отстали от жизни, при этом живут за их счёт.

Иллюстрация с обложки издания на иностранном языке.
Иллюстрация с обложки издания на иностранном языке.

Произведения А. П. Чехова тем и интересны, что писатель не делает никаких выводов. Он лишь рисует картинку, сцену из жизни, а читателю предоставляет возможность думать над судьбой героев самостоятельно.

Во время чтения пьесы меня не покидало ощущение, что герои не умеют слушать. Они разговаривают и, как будто, не слышат собеседника. Каждый на своей волне, говорит только о том, что его волнует. Такая "глухота" усиливает ощущение того, что прежняя жизнь разрушается, и сделать уже ничего нельзя, так как нет взаимопонимания.

Если есть желание что-то добавить, возразить или обсудить, то всегда жду вас в комментариях.