Почему дети равнодушны к учебе? Одной из причин является отсутствие творческого начала у подростков.
Подростку уже не помогают такие стимулы, как похвала мамы (что было эффективно раньше). Ему нужно выразить себя, не только в результатах учебы, но и во внутреннем духовном мире. Он не хочет быть пассивным потребителем, он хочет что-то делать, творить. Это потребность, в которой личность находит счастье. Без творчества нельзя представить жизнь подростков. Без творческого начала детям сложнее справиться с трудностями.
Как приблизить ребёнка к искусству? С чего начать знакомство?
Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.
Искусство имеет исключительное значение в годы становления человека.
А начинать нужно со слова.
Самое доступное и самое могучее искусство - это художественная литература.
Слово - способ воспитания утончённых чувств.
Слово это и источник и средство познания прекрасного.
Чтобы прочувствовать смысл слов нужно путешествовать с детьми к источникам родного слова: парки, поля. Стать ближе к природе.
Постигая красоту слова, подросток начинает испытывать отвращение ко всему уродливому и злому.
Это не только шаги к искусству, это начало полноценной интеллектуальной жизни подростка. Это развитие внимательности и любознательности.
Большое значение имеет художественный рассказ для детей. Важна высокая эмоциональная и эстетическая культура самого рассказчика. Иначе есть риски сползти к искусственной эмоциональности.
Средством воспитания чувств является не только лирика и проза.
Детям нужно учиться ощущать музыкальное звучание слова в стихе.
Стихи открывают детям те уголки души, про которые не рассказать никакими пояснениями.
Особенно нужно знакомить детей в годы отрочества с поэтической лирикой.
Познание красоты любви возможно лишь тогда, когда человек обожествляет самое сокровенное в мире - женщину, мать, рождение ребёнка.
Музыка тесно связана с духовной поэзией, является следующим этапом в духовном развитии человека.
Музыка - язык чувств. Тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову, передаёт мелодия.
Наша задача сделать язык чувств доступным ребёнку, научить владеть этим языком, слушать и пользоваться им как средством самовыражения.
Начинать знакомство нужно с музыки природы, с познания красоты звуков вокруг.
Живопись - ещё одно окошко, через которое человек постигает благородное видение мира.
Рассматривание картин - такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка.
В детские годы детям трудно понять многие картины из-за образности мышления. На картине «Рожь» ребёнок увидит только рожь. А чтобы он увидел больше (мир человеческих чувств), нужна подготовительная работа. А для этого нужно наблюдать за природой. Духовная жизнь ребёнка и природы должны связываться всеми нитями.
Важно, чтобы источником мыслей и чувств было познание явлений природы, ее красоты. У ребёнка должно появиться в природе что-то своё, личное. Тогда он готов к следующему этапу в познании картин.
Рассматривания картин - углубленное познание вещей и познание мира чувств. Есть картины, пока недоступные детям, а есть и те, которые можно рассматривать всю жизнь и каждый раз находить в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, развивает обострённость к восприятию красоты.
Именно благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка.
Поэтому с каждым новым периодом развития ребёнка добавляются все новые произведения и повторно рассматриваются те, которые уже рассматривались.
Картины нужно рассматривать в разные времена года: контраст между тем, что рассматривается и тем, что совершается в данный момент, является добавочным стимулом, открывающим источники эмоциональной памяти.
Каждая встреча с красотой должна оставлять в сердце ребёнка капельку радости. В переживании радости огромная притягательная сила искусства.
Портретная живопись именно в подростковом возрасте оказывает сильное влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие. Это воспитание способности чувствовать человека.
Самое сложное в воспитании - это развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека.
Глаза - зеркало мыслей и чувств.
Картины и скульптуры представляют собой целую школу эмоционально-эстетического воспитания.