Найти тему
Психолог Саид Абишев

Композиция кадра и постановка света в фильме «Белое солнце пустыни»⁠⁠

Самый частый комментарий к моим видеороликам:
— У режиссеров это случайно вышло, вы ищете ненужные смыслы, которых они вовсе и не имели в виду. А тень случайно легла, вечером снимали, в режим. В том числе — и к этому эпизоду из фильма «Белое солнце пустыни», когда Верещагин встречается с Абдуллой.

Скептиков не убеждает даже такой аргумент:
— Попробуйте в условиях жары вот так случайно выстроить сцену, её ведь можно значительно проще снять! Достаточно, если Абдулла слезет с лошади — уже можно обоих снимать со штатива. И крана у съёмочной группы не было, вся техника Мосфильма была на съёмках «Войны и мира», и для съёмки этой сцены с верхней точки, они делали для оператора с камерой деревянный подвес из подручных средств — есть подтверждающие фотографии.

Вот фото — да, даже в условиях пустынного солнца ставили свет, чтобы получить нужный световой рисунок на лице героя:

-2

А ещё бывает — знания живут параллельно, живут рядом и для встречи им нужен какой-то повод.

Готовясь к лекции, перечитал свои записи беседы с художником-постановщикам фильма «Белое солнце пустыни» Валерием Петровичем Костриным и натыкаюсь на вот такую его реплику:
— У Мотыля было отличное чутье характеров своих персонажей. Он и ставил задачу мне, художнику. Вот Абдулла – он чувствует себя хозяином положения. Поэтому он не считает необходимым спешиться, чтобы поговорить с Верещагиным.

А теперь пересмотрите разбор эпизода — всё, о чём говорит Валерий Петрович, очень точно передано.

После этого уже не остаётся сомнений — и в этом эпизоде всё на своих местах, случайности исключены:

До прихода в кино режиссёр Владимир Мотыль работал в Омском театре драмы и уже имел большой опыт постановки и хорошо понимал роль художника постановщика. Отсюда и выверенная точность кадров.

Дополнительные материалы по теме «Свет в кадре»

Урок режиссуры А.Тарковского. «Солярис»
Композиция кадра. Ч.Чаплин. Новые времена. Начало.
Драматургия света. Эпизод из фильма «Признания опасного человека»

В видеокурсе режиссуры «Секреты кино» этим темам посвящены главы «Композиция кадра» и «Свет и тень»

Подписывайтесь на наши каналы:
Вконтакте - https://vk.com/videotrain
Телеграмм - https://t.me/SecretsOfCinema