Вопрос о переносе даты празднования Рождества Христова в Украине поднимался и обсуждался там долгое время. Наконец, с 1 сентября 2023 года, закон о переносе даты празднования вступит в силу.
О чем говорит перенос там даты празднования Рождества Христова?
1. Украина переходит на Григорианский календарь.
Так удобно этой стране, ее людям и они решили перейти с Юлианского на Григорианский календарь. Имеют право? Да.
Что не так в Юлианском календаре? Почему переходить на другой?
Юлианский календарь утвердил Папа Римский Юлий I в 337 году нашей эры (потому, по имени Папы, он называется «Юлианский»). Но календарь оказался не совсем точным, не учитывал астрономические погрешности. Через 1000 лет погрешность достигла 10 дней.
В 1582 году (почти через 1250 лет) был введен новый, более точный - Григорианский календарь - Папой Римским Григорием ХIII. По имени Папы он назвал «Григорианским». Этот календарь более точен с астрономической точки зрения.
А Россия перешла на Григорианский календарь?
Да, в официальном, светском плане, перешла в 1917 году. Церковь же православная в России осталась в Юлианском исчислении.
Почему? Консервативность.
2. Украина порывает с Православием?
Такие суждения ошибочны и нагнетаемы.
Дело в том, что Григорианский календарь принят не только в католичестве, но и во многих православных христианских странах. В Болгарии, Греции, Сербии и др.. Рождество Христово и другие церковные праздники православные (кроме РПЦ и еще 3) празднуют в другие даты. Только 4 из 15 православных поместных церквей празднуют Рождество 7 января (в их числе и Россия, РПЦ).
В Украине есть свобода вероисповедания. Хочешь – будь католиком, хочешь – протестантом, хочешь – православным, хочешь – язычником. Это как тебе, твоей душе ближе. Видеть в этом акте порыв с православием – было бы чересчур.
С Московским патриархатом? Может быть. Но как относиться к патриархату той страны, которая в твоей стране проводит «специальные» военные действия? Украинцев можно понять в этом плане. Более чем.
3. Перенос Рождества – это удобно.
Об этом задумывались и в России, но консерватизм и странное понимание сакральности мешают это сделать. Почему странное, поясню ниже.
Ведь удобно до Нового года отпраздновать Рождество Христово, предварительно пройдя 40 дневный Рождественский пост? А потом отпраздновать уже не по постному (но и не по животному) Новый год. Тем более, что это время рождественских каникул. Можно уехать на отдых (уже в ограниченное число стран и по более дорогим ценам) и не поститься, а радоваться. Уже 40 дней отпостились до Нового года, честно и благословенно. Теперь – радуемся.
Удобно? Очень удобно.
Почему так не делают в России?
Может быть потому, чтобы «жизнь медом не казалась»? А она здесь, в России, кому-то, кроме правителя и его приближения, кажется медом?
А может потому что и так никто не постится, христианство номинально? Я бы не стал обобщать. Много есть искренне верующих и постящихся в России. И я сам держу этот пост. И он мне нравится.
Но пост должен быть удобен человеку или неудобен? Пост для человека, а не человек для поста – это аксиома.
4. Является ли такой перенос нарушением Евангельских основ?
Нет, не является. Празднование Рождества Христова установлено людьми церковными, а не Богом.
Религиоведы утверждают, что нигде, даже в Библии, не установлено, когда именно родился Христос.
«В Священном Писании по этому поводу ничего не говорится, это историческое церковное установление, оно появилось только к четвертому веку», — говорит религиовед Игорь Козловский.
«После 1917 года страна перешла на Григорианский календарь, а церковь осталась на Юлианском. Это наследие того времени, в канонах по поводу даты ничего не сказано. Это скорее технический вопрос, люди привыкли, что это традиция, и она для них значит больше, чем здравый смысл» - утверждает тот же религиовед.
«Это смешно, что мы празднуем Рождество два раза в год. Причем разнится не только день, но и даже год рождения Христа. По одним документам, это произошло в I столетии н.э., а по другим — в IV до н.э. По этому поводу проводились серьезные исследования», — утверждает религиовед, доктор философских наук, Людмила Филиппович.
Послесловие.
Пост нужен. Он установлен Богом для пользы человека. Рождественский пост перед Рождеством нужен. Нужен праздник Рождества Христова, к которому подготавливает этот пост.
А вот даты – они должны быть удобны людям, мирянам.
25 декабря удобней, чем 7 января, с учетом, что Новый год – 1 января. Будем правдивы и честны перед самими собой. Признаемся себе.
Может быть на этом консерватизме настаивают монашествующие? Хорошо, можно оставить в монастырях России все по Юлианскому календарю, если так удобно монашествующим. Но мирянам удобней ведь 25 декабря?
Мне кажется, что в этом вопросе Украина поступила правильно и показала пример.
Стоит, возможно, и здесь, в России, решиться и поменять дату празднования Рождества Христова на 25 декабря?
К Богу и к празднику Рождества Христова ведет не дата, а любовь к Богу, молитва, пост и покаяние. А дату поста и праздника Рождества можно и нужно установить удобную людям, для людей, а не по консервативности и ретроградности.
А что вы думаете?
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.