Photo by James Wood on Unsplash
Многим людям сегодня очень трудно понять, как Библия может быть Словом Божьим. Вот как ответить на некоторые из наиболее распространенных возражений.
Библия занимает важное место в христианской вере. Библия утверждает, что она — и Церковь признала это — является Словом Божьим. Церковь на протяжении веков признавала этот статус, ссылаясь на Библию как на свой канон, что означает, что Библия является письменным стандартом для ее веры и практики. Это необычные заявления о собрании древней литературы, и многим людям в современном обществе очень трудно понять, почему христиане ставят свои убеждения и поведение под авторитет Библии. Я могу вспомнить четыри распространенных возражения, которые я слышал за эти годы:
Библия полна противоречий и разночтений.
Библия полна насилия, геноцида, предрассудков и несправедливости, часто заповеданных Богом, и это использовалось христианами для оправдания еще большего насилия и угнетения.
Библейские описания природы и естественной истории безнадежно расходятся с наукой.
Библия была написана древними и примитивными людьми и больше не имеет ценности для современных людей.
Размышляя над этими вопросами на протяжении многих лет, что я изучаю Библию, я хотел бы предложить следующие ответы на эти возражения.
1. Она полна противоречий и разночтений
Не очень сложно убедить кого-то в том, что Библия полна противоречий, то есть если они не очень хорошо знают Библию. Все, что вам нужно сделать, это процитировать Притчи, где автор говорит нам «не отвечать» (26:4) — или «отвечайте глупцу по его глупости» (26:5). Или, может быть, указать на то, что Матфей помещает «Нагорную проповедь» на горе (Мф. 5:1), в то время как Лука говорит, что Иисус говорил на «ровном месте» (Луки 6:17). Хороший ли царь Авия (2 Паралипоменон 13) или плохой (1 Царств 15:1-8)? Были ли люди созданы последними (Быт. 1:1-2:4a) или первыми (Быт. 2:4-25)? Конечно, это всего лишь примеры из бесчисленного множества других, которые люди любят приводить.
Однако небольшое исследование покажет, что притчи написаны не для того, чтобы дать нам универсальные принципы («Я бы всегда ответил глупцу по его глупости»), а скорее они верны только тогда, когда применяются в правильной ситуации. В зависимости от «дурака», с которым вы разговариваете, вы должны определить, какая пословица подходит к ситуации.
Евангелия предназначены не для того, чтобы быть просто сообщениями о фактах, а для того, чтобы раскрывать теологическое значение реальных событий для их предполагаемой современной аудитории. Итак, Матфей помещает проповедь Иисуса на горе, чтобы выявить связь, которую все его читатели-иудеи-христиане сразу бы распознали. А именно, Иисус, говорящий на горе о законе, напомнил бы им, как Бог дал Моисею закон на горе Синай (Исход 19-24): Лука, написанный в основном для христиан-эллинистов, не смог бы так легко уловить эту связь.
То же самое верно и в отношении рассказа об Авии в Царствах и Хрониках. Это не просто подборка данных о царе по имени Авия. Две истории используют историю Израиля и Иудеи, чтобы ответить на вопросы, относящиеся к их времени. Автор книги «Цари» обращается к тем, кто пережил разрушение Иерусалима вавилонянами, чтобы объяснить, почему они находятся в изгнании. Они и их цари нарушили Божий закон и страдают от последствий. С другой стороны, «Хроники» были написаны для сообщества после изгнания и, помимо прочего, заинтересованы в выборе событий из жизни своих королей, которые демонстрируют их преданность Богу.
Что касается двух рассказов о сотворении: хотя оба они заинтересованы в том, чтобы рассказать нам, кто все создал, ни один из них не заинтересован в том, чтобы рассказать нам, как он это сделал. Ни один из них не рассказывает нам о действительной последовательности творения, но описывает творение образным языком. Мы можем обратиться к науке и задать вопросы, как Бог это сделал.
Как я продемонстрировал, предполагаемые «трения и противоречия» в Библии обычно являются случаями, когда кто-то неправильно понимает жанр и цель определенного отрывка или оценивает Библию по неподходящим стандартам. За сорок с лишним лет работы профессиональным библеистом я еще ни разу не слышал такого утверждения, которое действительно прижилось бы, стоит мне немного покопаться. Я предлагаю другим сделать то же самое.
2. Она полна насилия, геноцида, предрассудков и несправедливости, часто заповеданных Богом, и это использовалось христианами для оправдания большего насилия и угнетения
Да, Библия полна предрассудков, насилия, попыток геноцида и несправедливости. Библия, в конце концов, дает нам жестокую правду о грешных человеческих существах.
Конечно, люди, выдвигающие это обвинение против Библии, имеют в виду не эти случаи человеческого насилия и несправедливости, а, скорее, они думают о тех многочисленных историях, где Бог применял насилие к людям либо напрямую, либо через посредство своих последователей. Вспомните историю о потопе (Бытие 6-9), убийстве египетских солдат в Красном море (Исход 14-15) или Завоевании (Иисус Навин 1-12). Но, хотя нашим западным умам 21 века трудно смириться с этим, это истории о справедливости, о том, что плохие люди получают заслуженный суд. Бог навлекает Потоп на жестокое человечество (Быт. 6:11–12); он закрывает Красное море от египетских солдат, которые пытались убить израильтян, и он повелевает Иисусу Навину сражаться с хананеями, потому что их грех достиг «своей полной меры» (Быт. 15:16).
Только люди, живущие в относительно мирных условиях, могут позволить себе роскошь быть «выключенными» подобными историями. Суровая правда Библии заключается в том, что люди, которые отвергают Бога и причиняют вред другим людям, в конечном итоге понесут за это наказание. Это также послание Нового Завета, в учении о небесах и аде.
Божественное насилие в Библии является частью Божьей битвы со злом. И эта битва развивается с течением времени. Когда Иисус приходит, он на самом деле усиливает битву, так что теперь она ведется непосредственно против духовных сил и авторитетов, и эти враги побеждены не убийством, а его смертью на кресте, где он «торжествует» над ними (Кол. 2:15).
По этой причине последователи Иисуса, христиане, должны понимать, что «наша борьба ведется не против плоти и крови, но против правителей, против властей, против этого темного мира и против духовных сил зла в небесных сферах» (Еф. 6:12). Эта битва выиграна духовным (истина, праведность, мир, вера, слово Божье), а не физическим оружием. Любое применение насилия сегодня для продвижения или даже защиты Евангелия является греховным.
Несмотря на это, этот переход от физической войны к духовной в Ветхом Завете не несет в себе критики или неприятия того, что происходило в Ветхом Завете. На самом деле, борьба со злыми людьми и темными духовными силами объединяется в той картине страшного суда, которую Библия дает нам (например, в Откр. 19:11–21).
Тем не менее, я должен признать, что в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, есть вопросы, которые мне тоже трудно понять. В частности, наставление Моисея о том, что Израиль не должен был оставлять в живых «ничего дышащего» (Втор. 20:16), мне трудно осознать, особенно когда Иисус Навин реализует это после битвы при Иерихоне, когда израильтяне «совершенно истребили все в городе, и мужчину, и женщину, молодого и старого, и вола, и овцу, и осла острием меча» (Иисус Навин 6:21). Возможно, как предполагают некоторые ученые, «мужчина и женщина, молодой и пожилой» — это просто способ сказать «все там были», но на самом деле там не было молодых людей — но зачем упоминать молодежь, если они не были включены? Возможно, как предполагают другие, в Иерихоне в это время находится военный гарнизон с небольшим количеством детей, если таковые вообще имеются, но даже если один ребенок умер, это все равно вызывает беспокойство. Возможно — и, на мой взгляд, эта точка зрения наиболее вероятна — ханаанская культура была настолько коррумпирована, что ее необходимо было полностью искоренить.
В конечном счете, я обнаруживаю, что, подобно Иову в конце книги Иова, склоняюсь перед Богом, несмотря на его необъяснимые страдания. Для других картина того, как Бог убивает или допускает смерть, особенно мирных жителей, будет продолжать оставаться препятствием, но я считаю, что мы должны противостоять искушению объяснить это.
3. Ее описания природы и естественной истории безнадежно расходятся с наукой
Библия не расходится с наукой в своих описаниях природы и естественной истории. Библейская истина и научная истина никогда не будут конфликтовать в принципе, потому что, как говорили нам богословы прошлого, Бог дал нам две книги, чтобы показать, кто он такой, а именно книгу природы и Библию. Хотя эти две книги никогда по-настоящему не вступят в конфликт, наши интерпретации одной или другой, или обеих, могут быть неверными, что создает видимость конфликта. На данный момент нам нужно вспомнить мудрые слова папы Иоанна Павла II: «Наука может очистить нашу религию; религия может очистить науку от идолопоклонства и ложных абсолютов».
Бытие 1-2, основное библейское повествование о космическом происхождении и происхождении человека, описывает эти события образным языком, который должен быть очевиден всем читателям и был очевиден большинству на протяжении веков. Такие отцы Церкви, как Ориген и Августин, признавали, что в реальных днях с вечерами и утрами должны быть солнце, луна и звезды. Таким образом, дни из Бытия 1, где солнце не появляется до четвертого дня, не должны быть реальными днями. Когда Бытие 2:7 описывает формирование первого человека как Бога, дующего на пыль, это тоже образный язык. В конце концов, есть ли у Бога легкие?
Таким образом, нам не нужна наука, чтобы сказать нам, что в Книге Бытия 1-2, хотя нас жизненно интересует вопрос о том, кто все сотворил — Бог! — совершенно не интересует, как он все сотворил. Таким образом, мы можем обратиться к другой книге Бога — природе — чтобы ответить на этот вопрос. И с помощью инструментов науки мы видим, что естественную историю лучше всего понимать как долгий, медленный процесс космической и биологической эволюции, ведущий к созданию человеческих существ. Это не представляет реальной угрозы библейскому учению.
4. Она была написана древними и примитивными людьми и больше не имеет ценности для современных людей
Безусловно, Библия была написана древними людьми. Самые ранние записи относятся ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры, а самые последние части — примерно к 300 году до нашей эры. Это было очень давно. Новый Завет появился более недавно, но даже эти книги были написаны почти 2000 лет назад. Они были написаны на древнееврейском, арамейском и греческом языках людьми, которые культурно отличались от нас. Действительно, мы часто неправильно понимаем послание Библии, если не помним о нашей временной и культурной дистанции от тех, кто ее написал. Но одно дело утверждать, что Библия была написана древними людьми, и совсем другое — утверждать, что они были написаны примитивными людьми. Даже без учета утверждения о том, что эти авторы говорят от имени Бога, такое обвинение было бы верхом нашего собственного культурного высокомерия. Да, у древних людей не было компьютеров, мобильных телефонов, видеоигр или даже электричества или автомобилей, как не было их у Шекспира или Платона, и можем ли мы также сказать, что эти писатели слишком древние, чтобы сказать что-либо правдивое или значимое? С библейских времен мы добились замечательных успехов в нашем понимании мира природы, и библейские авторы часто отражают свое древнее мировоззрение (что, скажем, мир был плоским и, возможно, находился в центре космоса). Но Библия не намерена учить нас космологии, и ошибочная космология, которую она предполагает, не влияет на ее предполагаемое послание.
Другие считают, что Библия примитивна в своем понимании сверхъестественного. Умирающие люди чудесным образом исцеляются, мертвые возвращаются к жизни, и море открывается, позволяя израильтянам спастись от египтян. Но, возможно, современный взгляд на космос как материалистический здесь ошибочен. Библия — это Божье откровение об измерении, которое ускользает от нашего эмпирического восприятия.
Евреи и христиане ценят Библию гораздо больше, чем любую другую литературу, древнюю или современную, поскольку мы признаем, что Бог говорит с нами через человеческих авторов Библии (еврейскую часть для евреев и Ветхий и Новый Заветы для христиан). Другими словами, хотя книги Библии были написаны не для нас, они были написаны для нас и сохраняют актуальность для нас сегодня.
Заключение
Позвольте мне закончить, сказав, что никогда не бывает неправильно озвучивать свои вопросы о Библии, и задавать эти вопросы естественно. Я задавал их сам на протяжении многих лет, но они подтолкнули меня к более глубокому изучению Библии. По мере дальнейшего изучения я проникся более глубоким уважением к Библии как Слову Божьему, и мое изучение продолжается. Я надеюсь, что другие могли бы стать катализаторами к большему взаимодействию с Библией, а не поводом для того, чтобы отвергать Библию.