Анатолий Дмитриевич Папанов – целая эпоха в русском кино, театре, мультипликации. В театре сатиры он прослужил почти 40 лет, а в кино – все 50. Выдающийся актер исполнял сатирические и драматические роли, десятилетиями были любимы его герои в мультфильмах. Титулованный актер, режиссер и педагог. Народный артист РСФСР с 1966 года, а СССР с 1973 года. Лауреат Государственных премий – РСФСР в 1966-м, и СССР посмертно в 1989 году. Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен.
Он сыграл 62 роли в театре – 4 в Клайпедском драмтеатре (1948), остальные в Театре сатиры с 1948 по 1986 годы. Поставил спектакль в своем театре.
В кино Анатолием Папановым сыграна 81 роль, а в телеспектаклях 12 ролей.
Озвучил 155 ролей в мультфильмах и эпизодах «Фитиля», и еще 7 аудиопостановок. Его характерный узнаваемый баритон знала вся страна, он знаком и сейчас многим поколениям, хотя артиста нет уже с 1987 года.
Знаковые роли Анатолия Папанова были сатирическими, детскими и драматическими. Во всех он жил всей душой. Важных и интересных фактов в его жизни было много.
1. Актер одинаково успешно играл сатирические и драматические роли. Это сочетание у него было уникальным в кино и театре. Первая его роль была в кино, и драматической – рабочий в эпизоде фильма «Ленин в Октябре» (1937). Массовки у него получались удачно, и тоже драматические – «Суворов», «Минин и Пожарский», «Ленин в 1918 году».
В театре первые роли тоже стали драматическими – сам театр был драматическим, в Клайпеде. Но театр в жизни актера начался в 1948 году. И первая роль – Сергей Тюленин в «Молодой гвардии» – самая что ни есть драматичная. В том же театре в этом году он сыграл Леонида Борисовича в «Машеньке» А.Н. Афиногенова, Рекало в «За тех, кто в море» Б.А. Лавренева, и уже Тристана в «Собаке на сене».
И в том же 1948 году он играет первую роль матроса Ашота Мисьяна в пьесе «Вас вызывает Таймыр», которую в 1947 году написали А.А, Галич и К.Ф. Исаев.
Но самое интересное, что в ГИТИСе его рассматривали именно комиком с нестандартной внешностью и дикцией, отменным чувством юмора, жаргонными словечками. Сам актер формировал образ «комического жлоба».
2. Первая знаковая роль Папанова в кино драматическая – генерал-полковник, командир бригады Серпилин в картине «Живые и мертвые» 1964 года, экранизации трилогии Константина Симонова. Один из двух главных героев.
Первая знаковая сатирическая роль – в 1966 году в комедии «Берегись автомобиля» Э. Рязанова. Роль не главная, но примечательная, разобранная зрителями на афоризмы. Это Семен Васильевич, тесть спекулянта Семицветова. В дальнейшем сатирические или комические роли Папанова такими и есть: почти каждая фраза – афоризм.
Почти все роли Анатолия Папанова в кино не были главными. Но даже вторые роли были такими запоминающимися, что они были всегда наравне с главными.
3. Последняя роль в кино и в жизни Анатолия Дмитриевича – Скоробогатов Николай Павлович, или «Копалыч» в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». Тяжелый фильм, роль в некотором роде пророческая, и эмоциональный фон соответствующий. У актера была сердечно-сердечная недостаточность, после съемок дома из-за отсутствия горячей воды он принял холодный душ, и с ним случился сердечный приступ. Он скончался 5.08.1987г. Место захоронения актера – Новодевичье кладбище. Из-за этого все съемки по его роли не были закончены. А озвучивание его роли выполнял Игорь Ефимов.
4. У Анатолия Папанова актерская семья. Супруга Анатолия Дмитриевича Надежда Юрьевна Каратаева была его сокурсницей в ГИТИСе, народная артистка РСФСР с 1981 года, советская и российская актриса и тоже фронтовичка. И тоже служила в театре сатиры. Они поженились в 1945 году 20 мая, и прожили до самой смерти актера в 1987 году, когда он скончался от сердечного приступа после съемок «Холодного лета пятьдесят третьего». Супруга умерла в 2019 году.
Их дочь Елена 1954 года рождения – актриса в театре имени М. Ермоловой, хотя Анатолий Дмитриевич от этого долго отговаривал.
Отец Анатолия участвовал в театральной самодеятельности, и со школы привлекал к этому сына.
5. Супруги Папановы оба были участниками Великой Отечественной войны. Анатолий был призван в августе 1941 года, сначала служил в запасном полку, и даже сначала осужден за то, что самовольно оставил часть. Но уже в январе 1942 был на фронте. Он был старший сержант, командир взвода зенитной батареи. В марте этого же года в кровопролитных харьковских сражениях он тяжело ранен, была сильно изуродована нога. Из 42 человек его подразделения за два часа боя погибло 39. Он сказал, что к таким смертям так и не привык. Полгода в госпитале и инвалид третьей группы с тростью, а в 1943-м уже был на втором курсе ГИТИСа.
Будущая супруга Надежда в 1941 – доброволец на фронте, сандружинница в санитарном поезде. В 1943 году тоже возвращается в ГИТИС. Мало того, возвратившись оба в институт в в 1943-м, Анатолий и Надежда учились там в одной группе. Так через два года и поженились.
6. Несмотря на свои регалии, артист за свою жизнь не состоял в коммунистической партии. При том что в СССР высокие звания и должности всегда с этим совмещали. К этому очень щепетильно относились на всех этажах партийной иерархии. Серьезных званий и должностей нельзя было добиться, будучи беспартийным.
Но Анатолий Папанов и без партии стал народным артистом – и официально, и любимым народом. Жена его вступила в партию еще молодой. На этом пытались сыграть. Обещали жене, если актер вступит в партию, то она быстро станет народной артисткой РСФСР. Мужа ей так и не удалось уговорить, но почетное звание она заслужила все равно, получив его намного позже.
7. После коротких проб в Клайпеде, Папанов всю жизнь проработал в Московском академическом театре сатиры. С 1948 по 1986 годы он сыграл в 62 спектаклях самые разноплановые роли в разных жанрах.
8. Анатолий Дмитриевич всегда отличался принципиальностью, отстаивая свою позицию. Однажды отказался от предложенной художественным руководителем роли из-за того, что не нравился этот спектакль. Несмотря на опасность таких споров, отказался и ушел. На этот спектакль в этой роли был приглашен другой актер.
9. Игра актера всегда отличалась высокой реалистичностью независимо от жанра. Спектакль “Гнездо глухаря” В.С. Розова ставил В.Н. Плучек в 1980 году – в период уже разгула застойной бюрократии. Злободневную сатирическую постановку украсила роль министра. В исполнении Папанова высокопоставленный чиновник получился настолько эффектно, что на спектакль три раза накладывали запрет.
10. Еще одно качество актера и человека Папанова – неподдельная скромность. В жизни он никогда не выделялся. Автомобиль «Волгу» он приобрел в 1982 году. Но ездил на нем только на дачу. В театр ходил пешком, говоря, что надо настраиваться на спектакль. Когда же все-таки приезжал на машине, то ставил ее подальше. Это объяснял тем, что нечего хвастать, когда некоторые актрисы носят штопаные вещи.
11. Анатолий Папанов был очень пунктуальный. Был нетерпимым к тем, кто опаздывал, подвергал их сильной критике. На съемках «Детей Дон-Кихота», вспоминала Вера Орлова, молодые актеры безбожно опаздывали ил вообще прогуливали. Папанов с ними поговорил, попросил беречь актерскую честь. После этого они стали шелковыми.
12. Скромность и принципиальность он проявил однажды и тогда, когда стал в длинную очередь за детскими шубами. Сейчас многим людям неизвестно, что в СССР была лучшая космонавтика и вооружение в мире. Но дефицит потребительских товаров результаты планового распределения. Когда артист был опознан продавцами, то наотрез отказался получить товар вне очереди. Покупать «по блату» он отказался, когда многие тогда к этому стремились. «Блат» – слово-спутник дефицита в советское время. Шубу внучке он смог купить только поздно вечером.
13. Выпускной экзамен в ГИТИСе Анатолий сдал государственной комиссии на отлично. Ему здесь же предлагали работу в МХАТе, театре имени Вахтангова, Малом театре. Но он уехал с молодой женой, которую распределили в драмтеатр Клайпеды. Там он успел в 1948 году сыграть в четырех спектаклях, даже успел получить одобрение в местной газете. А когда в том же году летом приехали с женой к родителям, он встретил молодого режиссера Андрея Гончарова, знакомого по ГИТИСу. И тот предложил ему вместе с женой перейти к нему в труппу в Театр сатиры. После этого они оба работали там до конца своих жизней. А жить тогда начинали в комнате общежития на 9 квадратных метров. А соседкой у них была Татьяна Пельтцер и ее отец.
14. В отличие от Клайпеды и фееричной роли Сергея Тюленина, в Театре сатиры первые годы для Анатолия были дефицитом на хорошие роли. А мелкие третьеплановые роли вызывали тоску. Зато у Надежды было обилие ролей. Но все изменилось в 1954 году, когда Надежду отправили в роддом. У Анатолия в спектакле заболел актер, и после его замены у Анатолия пошли значимые роли. Тогда Анатолий полностью отказался от употребления спиртного.
15. В Театре сатиры в 1957-м В. Плучек ставил «Дамоклов меч»по Н. Хикмету. Папанову предложили главную роль боксера. Актеры разразились критикой, не веря в успешность такой игры. Но режиссер настоял, а Папанов упорно брал уроки на лапах и даже проводил тренировочные спарринги с известным боксером Юрием Егоровым. После этого спектакль пользовался огромным успехом.
16. Несмотря на то, что в кино Анатолий начинал сниматься в эпизодах еще в 1937-м, больших и особенно серьезных ролей в кино ему долго не предлагали. После успешной постановки «Дамоклова меча» актеру предложил сняться в фильме «Человек ниоткуда» Эльдар Рязанов в 1960-м. Там они снимались с Юрием Яковлевым, и получалось неплохо. Но фильм отправили на полку на долгие десятилетия. И по-настоящему серьезная и большая роль у Папанова получилась в «Живых и мертвых». Это был его успех. Супруга вспоминала, как Анатолий долго отказывался, сомневаясь, что сыграет генерала Серпилина. Кстати, режиссера Александра Столпера Константин Симонов тоже долго уговаривал взять Анатолия на роль. В итоге получилась великолепная игра, и знаковая роль в знаковом фильме в 1964 году. Актера ждала всесоюзная слава. Картина была первой в прокате, набрав 40 миллионов зрителей. Получил международные премии и Государственную премию РСФСР. А Папанова пригласили на несколько картин «Ленфильма» подряд. Ему даже пришлось отказываться из-за занятости в театре.
17. Похороны Анатолия Дмитриевича были 11 августа 1987 года. На этот день была запланирована постановка «Вишневого сада». Папанов – Гаев, Андрей Миронов – Лопахин. Но из-за отсутствия Папанова время отдали творческому вечеру Миронова. После этого Андрей Миронов умер в Риге 16 августа на сцене. Они так много были вместе. Два блестящих актера ушли почти в одно время, хоть были и разного возраста.
18. В 1986-1987 годах режиссер Александр Прошкин снимал «Холодное лето пятьдесят третьего в Карелии. Глухая деревня, с трех сторон была вода. И вдруг режиссер видит массу посторонних лодок. Дедушки и бабушки с детьми. Они приплыли увидеть «Дедушку Волка». Он уделил всем время, что-то писал. Съемки были сорваны, но дети запомнили встречу на всю жизнь.
19. Валерий Золотухин брал такси на похороны Анатолия Дмитриевича на Белорусском вокзале. Таксисты собрали много гвоздик, и попросили Золотухина поклониться актеру от них.
20. Память об актере увековечена разными необычными способами:
- Его именем названа малая планета – астероид под номером 280.
- Волжское пароходство присвоило имя «Анатолий Папанов» трехпалубному круизному теплоходу, который построен в 1950-х годах в ГДР.
- В родной Вязьме артисту установлен памятник.
- Почтовая марка СССР 1966 года отражает кадр из фильма «Живые и мертвые» с его героем.
- Анатолий Папанов является почетным гражданином в Вяземском районе.
Берегите память о близких, героях, истории и стране
Чтобы в современном стремительном мире не терять ценную информацию вместе с документами и фотографиями, используйте крупнейший портал Код Памяти – он поможет сохранить самые ценные и дорогие материалы о близких людях, хронологии событий и путешествиях по памятным и интересным местам.
С помощью страниц памяти можно сохранить память о близких людях.
Сервис создания семейного древа предоставит возможность сохранения памяти о предках, составляя генеалогическое древо – родословную семьи. Созданными цифровыми памятниками сохраняются данные о близких людях, донося их потомкам. Они будут гордиться своими предками и страной.