Найти тему

История Матисова острова в Санкт-Петербурге: от финского поселения до империи Берда

Оглавление

Северная столица, одетая в камень набережных и выдержавшая более 300 наводнений, ассоциируется с твердыней и монолитом. Однако Санкт-Петербург не зря именуют русской Венецией. Город собран из различных территорий, в числе которых, без учета объектов кронштадтского архипелага, насчитывают 33 острова.

Один из небольших, но весьма колоритных и с богатой историей островов — Матисов. Давайте заглянем в глубь времен и посмотрим, как он менялся.

РЫБНОЕ МЕСТО, ПРИХОД ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ЗОРКОСТЬ МЕЛЬНИКА МАТИСА

На Матисовом острове до основания города в 1703 году жили преимущественно финно-угорские племена: ижора, водь, ингерманландские финны. Они пришли сюда из Западной Сибири за два столетия до Русско-Шведской войны, во времена экспансии царской России. Поэтому на финских картах конца XVII века в зоне нынешних координат Матисова острова значится Kalasaari, или Рыбный остров.

Однако началась Двадцатилетняя война Петра Великого по возврату русских территорий на северо-западе, утраченных в 1617 году. Она велась ценой огромных усилий, и царь был признателен за любую помощь.

Торговавший с обеими сторонами мукой мельник Матис (до упрощения Маттиас) по национальности был ингерманландским финном, одним из потомков сибирских переселенцев. Маттиас использовал возвышающуюся мельницу в качестве дозорного поста, откуда вел регулярные наблюдения за шведами для Адмиралтейства.

Таким образом Петру I удалось предотвратить одну из опасных атак, за что мельнику был выдан охранный лист на его владения. В августе 2020 года мы установили бронзовый барельеф знаменитого мельника на фасаде отеля.

-2

Есть и альтернативный исторический вариант происхождения названия Матисова острова. По Указу Петра Великого, с 1712 года здесь расположилась Лоцманская слобода: поселение лоцманов с женами и детьми. Самым старшим в общине был Матис Луман.

Так или иначе, с 1771 года остров стали официально называть Матисовским, впоследствии — Матисовым. С обрусеванием местности и развитием промышленности на протяжении XVIII века менялись и другие географические названия.

КАК ЧУХОНКА СТАНОВИТСЯ ПРЯЖКОЙ, А ОСТРОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНОЙ

Всех расселившихся в начале XV века по России представителей финно-угорских племен славяне упорно величали чухонцами. Поэтому при основании Санкт-Петербурга прозвали Чухонкой и одну из речек, омывавших Матисов остров, где рыбачили и проживали коренные жители. В документах это звучало получше: «Чухонская речка». Правда, сохранилось название лишь на полстолетия.

В 1738 году на берега Чухонки по распоряжению городской Комиссии о строении перенесли прядильное производство из зоны Адмиралтейства, которая была сердцем города. Следом за ним всей слободой переехали и «работные люди». Так в 1753 году на карте Санкт-Петербурга вместо Чухонской реки появляется наша Пряжка с пожароопасным объектом на берегу.

Очевидно, центр молодой российской столицы оберегали от форс-мажоров не зря. Вспыхнуло в 1765 году. Сгорела и Лоцманская слобода, поселение моряков перенесли на Гутуевский остров.

С этого момента начинается интенсивная промышленная застройка островной территории. Сначала появились казенные склады. Затем пришли купцы и заводчики.

Самым примечательным из всех владельцев недвижимости Матисова острова был талантливый шотландец Чарльз Берд, который посвятил жизнь процветанию России.

ЧУГУН И ПАРОХОДСТВО ЧАРЛЬЗА БЕРДА

Девятнадцатилетним юношей в 1785 году Берд прибыл в Россию вместе с инженером Карлом Гаскойном, которого российская императрица Елизавета Петровна пригласила наладить работу Александровского литейно-пушечного завода. Гаскойн взял с собой и Берда.

Берд был не только прирожденным инженером и конструктором, опередившим свое время. Юноша хорошо разбирался в психологии и в экономических трендах.

Уже через три года на пару с тестем Чальз (впоследствии Карл Николаевич) Берд открыл товарищество, которое стало процветающим литейным заводом. Кружево питерских набережных и чугунный ажур мостов, рельсовые пути и пожарные трубы, металлические детали для Исаакиевского собора и ангел Александровской колонны — всё с завода Берда. Однако инженер занимался не только металлопрокатом. Он бредил паровыми машинами.

-3

В ноябре 1815 году со стапелей Матисовской корабельной верфи сошел первый в России пароход «Елизавета», названный в честь венценосной владычицы. На испытание которого она была приглашена.

Кроме чугунолитейного завода и верфи, в семейной собственности Бердов имелись лесопильный и самый большой в мире сахарный завод, а также мукомольня. Мужу и жене принадлежало более половины Матисова острова, земли которого они постепенно скупали в течение полувека и передали потомкам. Как и наказ заниматься не только производством, но и деятельностью на нужды города.

В 1881 году Джордж Берд, внук Карла Николаевича, продал всё имущество и земли французскому акционерному обществу. Возможно, потомственная бердовская интуиция подсказала неладное.

В 1917 грянула революция. Частная собственность была национализирована. Сегодня бывшие бердовские территории входят в состав корпорации «Адмиралтейские верфи»

Чтобы прогуляться  от нашей гостиницы к судостроительному предприятию, надо идти по набережной реки Пряжки на юг. Не доходя до Бердова моста, с обустроенной смотровой площадки на Пряжке открывается прекрасный вид на закрытую территорию холдинга. Отсюда видна и часовня. Ее возвели в память о погибших моряках и разрушенных кораблях, которые сошли с верфей для защиты Отечества.

Мы ждем вас! «Матисов домик» — один из лучших отелей СПб на сутки и для длительного пребывания. Рядом много достопримечательностей: Мариинский театр, Новая Голландия, центр города. Только просторные номера, радушное обслуживание и собственная закрытая стоянка!

-----
Ваш «Матисов домик»
www.matisov.com