Найти тему

Как Татарстан пытался привести Россию к белорусским образовательным стандартам

Akbar Nemati, unsplash.com
Akbar Nemati, unsplash.com

После «переезда» бойцов «Вагнера» в Белоруссию статус союзного государства явно укрепился в общественном сознании. Однако экономики двух стран остаются принципиально разными. Очередное подтверждение тому – провал законодательной инициативы Госсовета Татарстана о введении в РФ системы обязательного распределения для выпускников сферы профессионального образования, схожей с белорусской.

Профильные комитеты Госдумы высказались против. Теперь уже, пожалуй, возврат к подобию советской схемы закрепления студентов выпускных курсов за работодателями (за пару месяцев до получения диплома) невозможен. Законопроект отправлен на доработку, хотя возражения парламентариев касаются самой сути концепции документа. Так что можно ставить твёрдую точку в этой локальной истории, но вопрос об обязательствах студентов, получивших образование за счёт бюджета, в целом, конечно же, не снят с повестки дня.

«Реализация конституционных прав на общедоступность среднего профессионального образования и получения высшего образования на конкурсной основе не ограничивается установлением каких-либо условий» – говорится в отзыве думского Комитета по науке и высшему образованию на законопроект.
«Предлагаемая система административного распределения и перераспределения рабочей силы не соответствует современным требованиям рыночной экономики…» – пишет Комитет по просвещению.

Официальная позиция понятна, но слишком идеологизирована. В конце концов Конституция, как известно, иногда претерпевает изменения. А рыночная система как раз предполагает возложение на получателя финансирования (в нашем случае бюджетного) определённых обязательств. Не хочешь отрабатывать вложенные средства на благо общества – учись платно.

Mathieu Stern, unsplash.com
Mathieu Stern, unsplash.com

Тем не менее слабость аргументации профильных комитетов Госдумы всё-таки не означает, что возврат к обязательному распределению стал был для России безусловным благом. Посмотрим, как подобная система работает сегодня у наших коллег в Белоруссии.

На сайте Белорусского государственного университета, например, размещён документ – расчёт суммы возмещения госрасходов на обучение конкретной выпускницы вуза, которая отказалась от работы по распределению. Она училась в БГУ с сентября 2017 по июнь 2021 года. На её обучение, согласно расчёту, потрачено 43544 белорусских рубля, что эквивалентно 1,3 миллиона российских рублей.

Fabianna Freeman, unsplash.com / Минск
Fabianna Freeman, unsplash.com / Минск

По нашим реалиям для 5 лет обучения – сумма небольшая. В России речь идёт в среднем о 15774 долларах США или почти 1,5 миллиона рублей в год по текущему курсу (статистический сборник образование в цифрах 2022). За весь период набегает стоимость малогабаритной однушки в Петербурге. Вернуть такие деньги государству сможет далеко не каждый. Тем не менее забота о кошельках свободолюбивых выпускников тоже не является реальной причиной нежизнеспособности обязательного распределения в РФ.

Обратимся к пояснительной записке инициаторов законопроекта о студенческом распределении. Там приведены дынные о вакансиях в Татарстане: 40 тысяч рабочих мест, в том числе 13000 – для соискателей с высшим образованием. При этом в одной только Казани в 2023 году, по данным Вузопедии, открыто 20306 бюджетных мест. А в республике имеются ещё такие вузовские центры, как Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск и Елабуга.

Минпромторг Татарстана посчитал также перспективную потребность 160 ведущих социально значимых предприятий республики в новых сотрудниках с вузовскими дипломами на период с 2024 по 2030 год. Результат – 20,7 тысяч человек на 7 лет. С учётом заложенного роста экономики – совсем не густо.

Nikita Zaitsev, unsplash.com / Казань
Nikita Zaitsev, unsplash.com / Казань

По белорусскому законодательству преимущественное право выбора места работы из числа предоставленных работодателями заказов имеют представители специальной категории «одарённых студентов». Право на свободный диплом дано социально не защищённым категориям граждан, скажем, детям из многодетных семей или сиротам.

Остальные должны в обязательном порядке отдать той же оборонке 2 года своей жизни или вернуть бюджетные деньги. Татарстан по меркам российского рынка труда ещё относительно благополучен, но как мы видим и там большие проблемы не только с трудоустройством по специальности, но и вообще с поиском более-менее квалифицированной работы.

При условии внедрения у нас белорусской системы после того, как «одарённые» выберут себе рабочее место квота на обязательное распределение будет исчерпана. Остальным придётся выдавать свободные дипломы. Работа не по специальности или в теневом секторе экономики сегодня зачастую более выгодна. Поэтому находчивые студенты заранее будут искать пути обхода элитарной, казалось бы, категории «одарённых». Проще говоря сознательно хуже учиться, чтобы «не закрепостили» – не отправили на низкую зарплату или не принудили к переезду в нежелательное место.

Если лучшим студентам наоборот дать привилегию самостоятельного трудоустройства, то приоритетные отрасли экономики будут вынуждены трудоустраивать троечников.

Перефразируя афоризм из блестящей книги Ильфа и Петрова «утром – деньги, вечером – стулья», получаем вывод: введение обязательного распределения выпускников невозможно без решения проблемы 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест. Такая задача была поставлена Владимиром Путиным правительству ещё в 2012 году.

Тогда обнаружилось критическое падение материальной отдачи высшего образования. По оценке Всемирного банка, наилучшая ситуация в этом отношении складывалась в РФ к 2003 году. Далее – перманентное ухудшение и выход на одну из самых низких позиций в соответствующем мировом рейтинге.