178,3K подписчиков

«Машинам уже 11-й год. Чего вы хотите?!»: перевозчики Казани попросили горожан не ждать автобусы вовремя

119 прочитали

В столице Татарстана за июль из-за поломок с маршрутов снято 600 автобусов. Впереди коллапс?

Кризис общественного транспорта в Казани переходит в терминальную стадию. С начала августа ежедневно прямо на улице встает от 15 до 30 автобусов. Поломка одной транспортной единицы увеличивает время ожидания следующей в 2 раза. Миндортранс РТ обещает помочь Казани с заменой 263 автобусов, но перевозчики продолжают ждать решения. Неизбежен и рост цены проезда — билетная выручка остается единственным источником доходов автопредприятий, а брутто-контрактов, как в цивилизованных странах, не обещают вовсе. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

   Ежедневно с маршрутов в Казани по техническим причинам сходит от 15 до 30 автобусов старше 10 лет. В этом случае на остановку приходит следующий по расписанию
Ежедневно с маршрутов в Казани по техническим причинам сходит от 15 до 30 автобусов старше 10 лет. В этом случае на остановку приходит следующий по расписанию

«У них по миллиону километров пробега, их надо менять!»

Ассоциация автотранспортных предприятий РТ, куда входят крупнейшие перевозчики Казани, сегодня выступила с заявлением, в котором просит горожан закладывать больше времени на поездки по городу. Главная причина — частые поломки автобусов, которые с 1 сентября усугубит рост пассажиропотока на 15−20%.

«Для чего это нужно? Чтобы быть точно уверенным, что на учебу, работу или по делам приедете без опозданий, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. — Перевозчики Казани выпускают автобусы на маршруты согласно утвержденному комитетом по транспорту расписанию. Из гаража машины выходят в исправном состоянии, однако на линиях происходят нештатные ситуации».

Ежедневно с маршрутов в Казани по техническим причинам сходит от 15 до 30 автобусов старше 10 лет. В этом случае на остановку приходит следующий по расписанию. Для пассажира это значит удвоение времени ожидания транспорта на остановке. Например, автобусы маршрута №22 от улицы Можайского до «Фермы-2» двигаются с интервалом 10 минут, а в случае схода одной машины придется ждать 20 минут. Маршрут №1 от речного порта до Дербышек приходит на остановку каждые 7,5 минуты. Сломался один автобус? Ждите 15 минут. Второй? Ожидание растягивается до 22,5 минуты.

Как ни ремонтируй машину, она имеет привычку ломаться. У каждой запчасти есть норматив пробега.

Альберт Мухаметшин руководитель МУП ПАТП-2

«Машинам уже 11-й год. Чего вы хотите? У них по миллиону километров пробега, их надо менять. Капитальный ремонт экономически необоснован, потому что ходимость после капремонта не больше 2–3 лет, смысла нет», — сказал в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор МУП «ПАТП № 2» Альберт Мухаметшин.

Сходы стали системными. В июле с маршрутов из-за поломок снято 600 автобусов старше 10 лет. По словам Темлякова, несерьезные поломки предприятия устраняют в течение часа. На устранение серьезных нужно больше времени.

   Программы позволят обновить в Татарстане 505 автобусов. По первой закупят 363, а по второй — 142 автобуса для 11 муниципалитетов. Речь о закупках машин на сумму свыше 5 млрд рублей
Программы позволят обновить в Татарстане 505 автобусов. По первой закупят 363, а по второй — 142 автобуса для 11 муниципалитетов. Речь о закупках машин на сумму свыше 5 млрд рублей

Новые автобусы только обещают — Казани уже нужно 263 машины

Износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Из 1,8 тыс. автобусов 400 старше 10 лет. Наиболее изношенный парк — в Казани, где 263 старых автобуса. Например, МУП «ПАТП № 2» надо обновить 136 автобусов — это 30% автопарка предприятия.

«Единственный вопрос — вопрос обновления, — говорит Мухаметшин. — На сегодняшний день фактически уже 300 машин в лизинге, и мы не можем финансово потянуть новые».

Для помощи перевозчикам в 2023 и 2024 годах миндортранс РТ и муниципалитеты заявились в две федеральные программы обновления подвижного состава:

  • Льготный лизинг без первоначального взноса под 6% годовых. Такие условия предлагает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Это выгоднее коммерческого лизинга.
  • Казначейские кредиты, условия предоставления которых пока не уточняют.

Программы позволят обновить в Татарстане 505 автобусов. По первой закупят 363, а по второй — 142 автобуса для 11 муниципалитетов. Речь о закупках машин на сумму свыше 5 млрд рублей.

«Думаю, скоро увидим в республике много новых автобусов. И даже с небольшим запасом перекроем старые», — говорил глава миндортранса РТ Фарит Ханифов в июле на сессии Госсовета.

Обещанного обновления пока нет. «Ждем решения, — говорит Мухаметшин. — Конечно, замена поможет. Во-первых, в зимний период машины будут меньше ломаться. Во-вторых, меньше запчастей будет уходить. В-третьих, поможет финансово. В-четвертых, это все-таки и облик нашего города».

Обновят старые машины — это прекрасно. Но уже через год-другой надо обновлять и другие, которые тоже станут старыми. Без регулярности процесса транспорт вновь остается на спирали коллапса.

   Правительство РТ публично как-то упускает тот момент, что перевозчикам Казани правительство РТ компенсирует за поездку льготника только 25 рублей при установленной цене билета в 35 рублей по безналу, по Татарстану компенсация — 20 рублей
Правительство РТ публично как-то упускает тот момент, что перевозчикам Казани правительство РТ компенсирует за поездку льготника только 25 рублей при установленной цене билета в 35 рублей по безналу, по Татарстану компенсация — 20 рублей

Выручка за билеты остается главным источником дохода перевозчиков, не за горами новый рост цены

Заявленная покупка автобусов — это первый шаг для выхода транспортной отрасли из затянувшегося кризиса и системной поддержки перевозчиков, рассчитывала в июне ассоциация АТП РТ. «В транспортной отрасли назрели кардинальные перемены. Общественный транспорт во всем мире дотационный», — напоминал тогда Темляков. С этой позицией согласны ученые-транспортники.

Вторым, гораздо более ожидаемым со стороны перевозчиков шагом мог бы стать переход пассажирских перевозок на брутто-контракты. Момент подходящий: 30 апреля в Казани истекли действующие контракты с перевозчиками. В исполкоме столицы РТ рассказали, что договоры с перевозчиками продлили до 1 сентября, торги на прежних условиях провели в мае. Разыграть новые пятилетние контракты планируют в конце августа.

Но нет. Глава миндортранса РТ считает помощь перевозчикам щедрой и без брутто-контрактов. «Ценовую нагрузку сглаживаем дотациями перевозчикам в 1,4 миллиарда рублей, — говорил Ханифов. — Такая работа будет продолжаться и дальше. Это достаточно большая сумма поддержки [за полгода]».

Приглядимся к «большой сумме поддержки», о которой говорил министр. Действительно, за пять месяцев 2023-го на автотранспортную отрасль выделили 1,4 млрд рублей, из которых:

  • 1,2 млрд рублей — компенсация поездок пассажиров-льготников;
  • 205 млн рублей на субсидии сельских маршрутов.

При этом традиционно умалчивается, что перевозчикам Казани правительство РТ компенсирует за поездку льготника только 25 рублей при установленной цене билета в 35 рублей по безналу, по Татарстану компенсация еще ниже — 20 рублей. Такое положение дел в России, пожалуй, только в татарстанском общественном транспорте — практически везде компенсируют полностью, поэтому и цена проезда для всех в среднем становится ниже. При этом в общем пассажиропотоке Казани доля льготников доходит до 45%. Участники рынка пассажирских перевозок из раза в раз повторяют: главный заяц, главный неплательщик за проезд в общественном транспорте — республиканский бюджет. Субсидией эти деньги считать нельзя, т. к., если бы не принятые в Татарстане льготы, их получатели платили бы за проезд, как и все.

«Конечно, недостаточно, — оценивает стоимость билета в Казани Мухаметшин. — Сейчас летний период, поток очень маленький, расходы по зарплате увеличиваются — отпускные… Рейсы те же самые. Расходы увеличиваются, а доходы те же самые. Своих денег однозначно не хватает».

Выход очевиден — нужна регулярная бюджетная поддержка. А пока выручка за билеты остается главным источником дохода, поэтому Казань и другие города РТ уже готовятся к повышению тарифов. До 1 июля муниципалитеты подали заявки для начала тарифной кампании.

Иван Скрябин, Альфред Мухаметрахимов

Фото: «БИЗНЕС Online»