Леонид Друтин: Каждый ученик – это моё энергетическое и профессиональное вложение

Леонид Друтин
Леонид Друтин

16 июня в Малом зале Академии Музыки имени Гнесиных прошёл мастер-класс известного музыканта, саксофониста, лауреата международных конкурсов, ведущего преподавателя Академии Гнесиных и вместе с тем одного из руководителей нашего проекта «Стихия таланта. Первые шаги» - Леонида Борисовича Друтина.
Мастер-класс был посвящён искусству игры на саксофоне. Вместе со своими учениками Леонид Борисович исполнил ряд оригинальных, по сложности и звучанию, композиций, показав тем самым, какой виртуозной и самобытной может быть игра на данном инструменте. Ученики продемонстрировали высокий уровень исполнения и наглядно доказали, что при должном усердии можно достигнуть невероятных успехов, вне зависимости от того, на каком инструменте ты играешь.

После мастер-класса наша ведущая Анна Яновская поговорила с Леонидом Борисовичем и некоторыми его студентами. Леонид Борисович поделился секретами вступительных экзаменов в Гнесинское училище, объяснил, в чём кардинальная разница между академической и джазовой саксофонной музыкой, а также рассказал, является ли важным для будущего музыканта – быть родом из музыкальной семьи.

О преемственности поколений.
Леонид Друтин: Сам я отчасти из музыкальной семьи. Мама занималась на скрипке, дедушка был профессиональным музыкантом, а бабушка – просто большой любитель музыки: она знала и ценила классическую музыку, замечательно ориентировалась в симфонической музыке – отечественной и зарубежной – прекрасно знала оперную музыку. Маму тоже готовили к карьере музыканта, но в какой-то момент она переключилась немного в другую сферу, но любовь к музыке не пропала. Она замечательно поёт и порой берёт в руки инструмент: время от времени играет на скрипке. В связи с этим вспоминаются слова Александра Анатольевича Ширвиндта. Как-то его спросили, почему его сын пошёл по его стопам, и он ответил: «Почему-то династия актёров всегда вызывает вопросы, а вот династия шахтёров или, например, металлургов – нет». Естественно, когда человек с детства вертится в определённом кругу, он видит перед собой какие-то примеры. Хотя, насколько мы были тому свидетели, ведущие-педагоги наших прошлых мастер-классов – Александр Догадаев и Михаил Трушечкин – они не из музыкальных семей. Тем не менее, это им не помешало добиться успеха в своей профессии.

О вступительных экзаменах в Гнесинку.
Леонид Друтин: Я принимаю участие во вступительной компании Гнесинского училища. У нас существует рейтинговая система. При поступлении суммируются баллы за музыкальный экзамен и общеобразовательный аттестат – таким образом выставляется итоговая оценка. Бывает так, что абитуриент получает высший балл по музыке, а по аттестату у него баллы не очень. Но бывает и наоборот: по творческому испытанию балл невысокий, а по среднеобразовательному аттестату – наивысший. И в таком случае он может выиграть в этой борьбе. А конкурс у нас действительно очень большой.

О джазе и академической музыке.
Леонид Друтин: Я знаю, что студентам парижской консерватории категорически запрещено играть джаз, потому что это совсем другое направление и другая исполнительская эстетика. Человек, который играет джаз, по-другому начинает слышать музыку, слышать штрихи, по-другому использует звуковые эффекты, которые приемлемы только для этого музыкального направления. И чтобы не происходил такой странный симбиоз, а был чистый академический звук – студенту не позволяют играть подобного рода музыку.

О музыке в кино. И образном мышлении в музыке.
Леонид Друтин: Если говорить о музыке в кино, то, несомненно, она имеет очень важное эмоциональное воздействие. Особенно если вспомнить такие культовые фильмы как «Семнадцать мгновений весны», «Служебный роман» и целую линейку подобных картин, где звучит музыка Таривердиева, Петрова, Шнитке, Эдуарда Артемьева. Или вот мы играли на мастер-классе произведения современного саксофониста и композитора Винсента Давида, его музыка тоже очень кинематографична.
У человека, который закрывает глаза и слышит только звуковые потоки, начинает бурно работать воображение. Это действительно сильно помогает. Порой мы со студентами добиваемся каких-то вещей именно через образную сферу. Технологически может что-то не получаться, но дальше ты даёшь некий импульс и визуализируешь его, и процесс таким образом начинает идти гораздо быстрее.

О педагогике и взаимоотношениях с учениками.
Леонид Друтин: По поводу наставничества, мне очень нравится, что у нас есть некая «взаимозаменяемость». Я умышленно делаю такую практику, когда студенты старшего курса занимаются со студентами младшего, дают какие-то советы, рекомендации.
У меня нет задачи научить всех. Я хочу заниматься с теми, кто хочет заниматься со мной. Но ещё не было такого, чтобы я отказывался от ученика. Если он учится в моём классе, то я буду вести его до конца, как и всех остальных моих студентов. Каждый ученик – это моё энергетическое и профессиональное вложение. Бывают, самой собой, и сложные взаимоотношения, но до крайности я никогда не довожу. Я учу тех, с кем мне легко и комфортно в человеческом плане. Порой в процессе обучения случаются разного рода трудности, но всё это – вполне решаемые задачи.

В полной видеозаписи интервью, которая вскоре станет доступна на сайте
https://s-talanta.ru/ вы узнаете ещё больше о Леониде Борисовиче и его студентах, которые также заинтересованно отвечали на вопросы Анны Яновской, рассказывали о своей жизни, учёбе, экзаменах, поступлении в Гнесинку. О том, есть ли у них хобби и остаётся ли время при плотном учебном графике на какие-либо другие занятия, кроме музыки. Леонид Борисович уверен, что зацикливаться только на одних уроках нельзя: «…необходимо давать возможность мозгу немного переключиться, чтобы подпитаться новыми эмоциями и новыми впечатлениями».

Интервью проходило в рамках Проекта «Стихия таланта. первые шаги», который реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

16 июня в Малом зале Академии Музыки имени Гнесиных прошёл мастер-класс известного музыканта, саксофониста, лауреата международных конкурсов, ведущего преподавателя Академии Гнесиных и вместе с тем...-2

#Российскийфондкультуры #нацпроекты #нацпроекткультура #творческиелюди #Министерствокультуры #Стихияталанта