В рамках программы восьмого класса по русскому языку учащиеся изучают способы выражения подлежащего. К сожалению, некоторые ребята плохо усваивают эту тему, что впоследствии, как правило, влияет на эффективность выполнения ими задания 2 ОГЭ по русскому языку. Поэтому в данной статье решила коротко осветить основные теоретические моменты и представить вашему вниманию небольшой практический материал, который позволит обобщить и систематизировать знания.
Итак, начнем с того, что должно быть нам хорошо известно. При выполнении синтаксического разбора мы выделяем главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (конкретизируют главные), которые представлены на следующей репродукции:
Казалось бы, чего тут сложного и непонятного? Во-первых, необходимо быть предельно внимательным, если подлежащее выражено неодушевленным существительным (происходит совпадение падежных вопросов) и предложение является односоставным. Приведу пример из открытого банка ФИПИ.
Шарики надувают гелием.
В предложениях такого типа лучше всего поиск грамматической основы начинать со сказуемого. Надувают гелием кого? что? шарики.
В данном случае слово «шарики» является дополнением.
Дом занесло снегом. Занесло снегом кого? что? дом. Та же самая история.
Трудности, которые могут возникнуть при выделении подлежащего представлены на следующей репродукции:
Во-вторых, подлежащее может быть выражено любой частью речи, употребляющейся в значении существительного.
В-третьих, подлежащее может быть выражено словосочетанием.
В-четвертых, необходимо учитывать, что в СПП (сложноподчиненном предложении) относительные местоимения КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ могут выступать в роли подлежащего, причем слово «что» в зависимости от контекста может быть отнесено как к подчинительному союзу, так и к относительному местоимению.
Об этом можно прочитать в данной публикации.
В конце статьи привожу небольшую практическую работу, которая поможет учащимся закрепить изученный материал.
Вариант 1
Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.
1. Мы с Аликом принялись за работу.
2. Пять не делится на два.
3. Сюда теперь ежегодно слетаются тысячи речных чаек.
4. Этак всякий может петь.
5. По пескам у горизонта плыли три белых паруса.
6. «Аргументы и факты» - интересная газета.
7. Четверо ребят отправились на рыбалку.
8. Танцующие теснились и толкали друг друга.
9. Червонец был запачкан и в пыли.
10. Шли два приятеля вечернею порой.
11. Слабенькое мяу доносилось из-под крыльца.
12. Эта филькина грамота меня не устраивает.
13. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходил у него из головы.
14. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.
Вариант 2
Подчеркните подлежащее, укажите, чем оно выражено.
1. В одиночестве способен жить не всякий.
2. Двадцать делится на два.
3. Шли два приятеля вечернею порой.
4. Входящие должны предъявить билеты.
5. Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
6. Пятеро мальчишек принялись ловить раков.
7. Дед с матерью шли впереди всех.
8. Десятка каким-то образом сохранилась в кармане.
9. Издалече слышалось ура.
10. Десятки орудий выстрелили одновременно.
11. Баренцево море стало для меня родным.
12. Эта филькина грамота меня не устраивает.
13. Несколько офицеров обедали у Сильвио.
Уважаемые подписчики и гости канала! Искренне прошу Вас относиться к чужому труду уважительно. Я создала канал, чтобы оказать посильную помощь коллегам, ученикам. Будьте, пожалуйста, добрее! Не пишите гадостей и оскорблений авторам образовательных блогов. В мире хватает злобы и ненависти, поэтому сейте разумное, доброе, вечное!