1 подписчик

Мой опыт Випассаны, Июль 2023г.

  1. Что такое Випассана и Ретрит?
В переводе с языка пали слово Випассана означает “проникновенное видение” или “видеть вещи такими, какие они есть”.

В переводе с языка пали слово Випассана означает “проникновенное видение” или “видеть вещи такими, какие они есть”. Випассана является результатом практики медитации, которую открыл и распространял тот самый Будда (при рождении названный Сиддхартха Гаутама). Будда изучал природу страдания и путь освобождения – это основное, что его интересовало. Буддизм, как философская или религиозная традиция возник и развивался на протяжении столетий после непосредственной деятельности Будды, приобретая различные направления, оттенки, умствования, в конечном счёте удаляясь от первоисточника, однако нам повезло – наш ретрит проводил уникальный человек, отдавший много лет монашеству, и изучавший самые древние записанные за Гаутамой тексты, таким образом, сохраняя чистоту и фокус на, насколько это возможно, неискажённом учении.

Энтони Марквелл
Энтони Марквелл

А что же вообще такое за слово – “ретрит”? С английского “retreat” буквально означает “уединение”, используется как международный термин, обозначающий время в уединении, посвященное либо интенсивной практике, либо глубокому обучению, либо творчеству.

Ретрит предполагает, что человек на определенное время - несколько дней или даже недель - уединяется от социума и своего повседневного уклада жизни, чтобы отдохнуть, пожить в простых условиях, наедине с собой, в тишине и на природе. Чаще всего ретриты проходят в тихих природных местах, вдали от шума и суматохи больших городов.

По сути своей, ретрит – это создание определённых условий под задачу. Запереться в загородном доме на неделю для записи музыкального альбома или прожить 21 день в специально организованном лагере, чтобы ничего не мешало практике медитации – всё это формы, варианты.

В быту, ретриты, посвящённые изначальной медитативной практике тоже называют випассаной. Для этой цели создаются ретритные центры.

2. Дана-центр – Ретритный центр Игоря Будникова в Крыму

Дана-центр
Дана-центр

Я прошёл свою випассану в лучшем ретритном центре России – Дана-центре в Крыму. Да́на (санскр. – подаяние, дар, пожертвование), в буддизме одна из основных добродетелей, подразумевает практики бескорыстного дарения. Основатель центра Игорь Будников – автор множества курсов по медитации, делает очень много для распространения этой бесценной информации. Если вы заинтересуетесь изучением медитаций – смело гуглите уроки Игоря :) Если же вы почувствуете желание пройти випассану в России – смело приезжайте в Дана-центр. Здесь правда созданы прекрасные условия.

3. Как организован ретрит (в Дане)

Дана-центр
Дана-центр

Сначала опишу бытовые аспекты. Вы селитесь в двуместный домик, в котором есть всё, что на самом деле понадобится вам для практики – то есть кровать, в которой вы сможете спать между медитациями и крыша над головой. Также есть столик, куда можно положить свои вещи. Да, есть светильники, которыми, если вы правда будете погружаться в випассану, пользоваться вам совершенно не придётся. Также в этом домике есть сосед, поведение которого определяется исключительно вашей кармой. Градации от “я не видел своего соседа всю эту неделю” до “чемпиона региона по спортивному храпу”, от “она проявляла к нашему общему пространству исключительную заботу” до “эта дура думала только о себе, постоянно открывала/закрыла дверь и разбрасывала свою одежду”. В любом случае, у нас всегда есть возможность поупражняться в принятии мира таким, какой он есть.

В центре есть прекрасная столовая (приёмы пищи были в формате шведского стола, веганская кухня), мужские-женские санитарные зоны и, самое главное – зал для практик. Да, конечно в центре есть ещё свой огород, пруд, прекрасные виды горного Крыма и так далее. Есть ещё баня! Прекраснейшая баня. Но во время ретрита это всё не важно, вы не будете даже смотреть на внешний мир.

Непременное условие успешной практики – внимание должно быть направлено внутрь. Вы живёте это время в одиночестве, но в общем поддерживающем поле. Вашим соседям тоже тяжело. И они вас понимают! Так вот, для создания благоприятных условий участниками принимаются следующие правила игры: на время ретрита сдаются телефоны, запрещается любой контакт с другими людьми и животными – никакой речи, никаких жестов и зрительного контакта. Конечно, при необходимости можно обратиться к волонтёрам по любым вопросам. У меня таковой не наблюдалось. Не рекомендуются – но это и правда уводит от практики – любые виды творчества, чтения, созерцания. Вы оставляете все виды “развлечений”. Это, по крайней мере для меня, было самой простой частью ретрита. Моя условная экстравертность уже который раз ставится под сомнение – но я с большим облегчением прожил эту неделю без какого-либо общения. Сложным была именно практика, но об этом чуть позже.

Мы придерживались (у некоторых даже получалось) следующего расписания:

4:30 – 5.00 Подъём

5:00 – 5:45 Сидячая медитация

5:45 – 6:45 Медитативная йога

6:45 – 7:30 Сидячая медитация

7:30 – 09:00 Завтрак / Душ / Труд

9:00 – 10:00 Инструкции по медитации

10:00 – 10:45 Ходячая медитация

10:45 – 11:30 Сидячая медитация

11:30 – 13:30 Обед / Отдых

13:30 – 14:15 Сидячая медитация

14:15 – 15:00 Ходячая медитация

15:00 – 15:45 Инструкции по медитации

15:45 – 16:30 Ходячая медитация

16:30 – 17:15 Сидячая медитация

17:15 – 19:00 Напитки / Отдых / Душ

19:00 – 20:00 Беседа, ответы на вопросы и совместная практика

20:00 – 20:30 Ходячая медитация

20:30 – 21:00 Сидячая медитация

21:00 – 21:30 Отход ко сну

В переводе с языка пали слово Випассана означает “проникновенное видение” или “видеть вещи такими, какие они есть”.-5

Таким образом, за день набиралось 7 с половиной часов медитаций. Весь регламент, при отсутствии часов у участников, регулировался очень просто – звуками поющих чаш и колокольчиков. Всё сделано для максимального удобства, тебе не нужно думать о расписании и о времени. Если ты слышишь звон вне зала для медитаций – значит пора идти в зал. Если слышишь этот звук внутри, значит один вид практики сменяется другим, всё просто.

4. Субъективный опыт

Ну, это сложно. Практиковать так, как это подразумевается – сложно. И это учитывая тот факт, что какие-то виды аскез для меня собственно аскезами то и не были. Не употреблять алкоголь, не есть мяса – так этого в моей жизни и так уже много лет нет. Не курить – так я и не курил никогда. Не общаться ни с кем – да слава Богу, что меня никто не трогал целую неделю. Отсутствие развлечений – так я приехал погружаться в практику, это значительно более ценно. Режим сна – в общем-то, это не особо тяжело, с учётом, что я живу по Уральскому часовому поясу, то есть подъём в 6:30, а к вечеру с таким режимом ты естественным образом засыпаешь (но мы помним про соседа, определённым тебе по карме. В моём случае это заслуживает отдельного стендап-концерта).

А вот практика… Медитировать 10 минут не сложно. Прочувствовав вкус, можно и 20 минут. При определённом погружении и/ли усилии можно пройти и 45-минутный цикл. А десять 45-минутных циклов в день, ох. Да ещё и 7 дней подряд. Ну это ох-ох.

Чтобы вы понимали, 6 человек у нас не дошло до конца ретрита, трое не выдержали и ушли сами, троих выгнали за нарушение правил.

Это фото с другого ретрита, в Турции. Но очень в тему подходит))
Это фото с другого ретрита, в Турции. Но очень в тему подходит))

А что, собственно то, сложного? Для этого надо хотя бы вкратце понять, в чём состоит суть практики. Описываю упуская многие детали, мягко говоря, не зря, люди изучают и погружаются в эти практики десятилетиями. И так, выбирается главный объект внимания. В варианте с сидячей медитацией – это брюшная стенка, которая естественным образом движется в соответствии с дыханием. Поднятие и опускание. Rising and falling. В ходячей медитации наше внимание фокусируется на стопах, по большему счёту стадии сначала те же – поднятие (на этот раз стопы) и опускание.

Тело и ум отвлекают нас различными вариантами. Мы свидетельствуем, то есть замечаем и обозначаем их – и возвращаемся к основному объекту внимания. Всё. Вот если очень кратко, то достигнув совершенства в этой практике, мы достигаем освобождения. Только в этом нет уже “нас”. Это отдельная, невероятно огромная и глубокая тема, не буду раскрывать её в этой статье – здесь только срез/обзор моей випассаны. Но очень в тему будет следующий отрывок, цитируем Будду:

“Практикуй так. В увиденном будет только увиденное. В услышанном – только услышанное. В ощущаемом – только ощущаемое. В осознаваемом – только осознаваемое. Так и тренируйся, и, если достигнешь подобного, тебя в этом уже не будет. Когда тебя не будет в этом, тебя не будет нигде – ни здесь, ни там, ни где-либо между. Это, вот именно это, и есть конец страдания”.

Если вы читали последнюю книгу Пелевина, то видели этот текст. Буквально, слово в слово. Там интересные ребята “работают”. Ну, вернёмся к субъективному.

Мы всю жизнь впитывали паттерны отвлечения. Мы категорически не научены пребывать в настоящем моменте. Постоянное отвлечение и нездоровая рефлексия – то в прошлом что-то было “не так”, то будущее придумываем. Желание чем-то обладать и отталкивать то, что нам неприятно. Спешить, сбегать из настоящего. Да ещё и всё пропускать через Эго, которое описывает мир исключительно с точки зрения “моё”.

Вот с этим ты сталкиваешься, когда начинаешь изучать медитацию. Это не про приобретение. Это про отпускание, порой очень болезненно. Это про очищение. Увидеть Эго. Увидеть природу страдания. Прочувствовать это. Нет, пустите меня обратно! Играть в эти игрушки, находиться в каких-то отношениях с выдуманным миром. Так привычнее. Но раз за разом ты прилагаешь усилие, ты идёшь туда. Также ведь и с травмами – их в первую очередь необходимо увидеть, прожить. И только после этого ты сможешь их отпустить!

Випассана – это то, что стоит пройти. Когда есть внутренняя готовность. То, что я пошёл в этот опыт – одно из лучших решений в моей жизни. Наравне с отказом от мяса и алкоголя.

Но я бы не советовал проходить подобные ретриты просто так, из головы. Опыт всё-таки специфический и тяжёлый. Но когда появляется внутренняя готовность – появляются сотни дверей и учителей, весь мир помогает идущему и утверждающему свой путь.

В конце концов, всё всегда так, как должно быть – в единственно возможном и лучшем варианте.