Продолжаем разговор о системной и качественной подготовке к ЕГЭ.
Начало здесь:
4. Морфология – всему голова!
После работы с комплексными таблицами я всегда уделяю внимание морфологии. Это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Мы с учениками вспоминаем, что такое существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол с особыми формами (причастие и деепричастие), наречие. Проговариваем и записываем не только определения этих частей речи, но и их особые признаки: склонения существительных, спряжения глаголов, формы сравнения прилагательных и качественных наречий, особые формы склонения числительных. Соотносим это с практикой. Так, вспоминая всё о глаголе и причастии, мы сразу переходим к решению тестового задания №12. Оно, кстати, считается одним из самых сложных в тестовой части из-за обилия исключений и специфической теории. Вот она:
Параллельно с изучением общей теории мы решаем задания, которые не требуют специальных знаний (в виде правил). Их нужно именно отрабатывать. Это №1, №2, №4, №5, №6.
Вот материалы, которые помогут это сделать:
5. Всю теорию раскладываем по полочкам
Начиная с тестового задания №7, всю теорию я даю комплексно. То есть, закончив с морфологией (базовой теорией), мы с ребятами прорабатываем каждое задание и записываем правила в грамматическую тетрадь или папку по порядку. №7 – морфологические нормы разных частей речи; №8 – синтаксические нормы и виды грамматических ошибок, №9 – вся теория по корням, №10 – всё о приставках, гласных И/Ы после приставок, о правописании Ъ и Ь и так далее. Такими же полноценными блоками я стараюсь размещать материал и на канале. Скачивайте и пользуйтесь на здоровье!
Такая форма записи (по блокам) позволяет при возникновении затруднений в решении разом поднять всю теорию, которая может встретиться в том или ином задании. Очень удобно.
📌Конечно, изучение теории подкрепляется практикой.📌
Во время решения важно проговаривать вслух те правила, которые были записаны: заставлять теорию работать, вживлять в процесс. Мои ученики проговаривают правила на занятии. А вы можете делать это дома: или сидя перед зеркалом, или записывая на диктофон, или поймав маму, папу, бабушку, кота… Ошибаться в объяснении не страшно. Страшно его не давать и отвечать наобум.
6. Говорим о речевых ошибках, обсуждаем проблемы и формулируем комментарий устно
Параллельно с изучением теории и решением теста идёт работа над сочинением.
В любом творчестве обратная связь необходима, поэтому каждую написанную работу мы обсуждаем. Кроме стандартных орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, прорабатываем речевые, композиционные и логические, которым времени в школе уделяют сравнительно мало. Ещё и ещё раз обсуждаем структуру.
Чтобы расставить все точки над «i», мы устно выделяем в прочитанном тексте проблему. Чаще всего она не одна.
Кстати, заниматься этим можно и самостоятельно, вооружившись стандартным сборником типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского или под редакцией Н.А. Сениной, так как в конце для каждого текста дан примерный круг проблем. Для расширения практики помогут и интернет-ресурсы.
О том, как выявлять проблему и не ошибаться, я рассказывала здесь:
Комментарий также можно формулировать устно. Такая практика полезна, так как позволяет не заходить в тупик, когда половина комментария уже написана, уберегает от проблем с логикой. Позволяет более грамотно и чётко формулировать мысли.
О том, почему не стоит сразу бросаться писать сочинение, а желательно вначале порассуждать устно, сказано здесь:
Вот так, на мой взгляд, в течение учебного года и надо идти к заветной «соточке». Поступательно, спокойно, без рывков. И особенно не оставляя написание сочинений напоследок! Чудеса в нашем бренном мире случаются редко, поэтому если вы только пару месяцев (а то и дней) потратите на подготовку к письменной части, результат будет не самым радужным.
🤜🏼 Естественно, важен в этом процессе и промежуточный контроль.😬
То есть написание пробников. Постепенно улучшающиеся результаты мотивируют на новые свершения. Ошибки же, сделанные в номерах, которые, казалось бы, вы решаете с закрытыми глазами, помогают не витать в облаках и не гордиться сверх меры, а увидеть пробелы в знаниях.
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если вы хотите поддержать мой канал материально, буду благодарна! Сейчас это важно! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.