Бессистемная подготовка – это беда. Она съедает время и не даёт возможности получить высокий балл. В ряде статей я расскажу, как выстраиваю работу со своими учениками в течение учебного года.
Даже самостоятельно вы можете делать так же.
1. Начинаем с азов
ЕГЭ по русскому языку страшен тем, что требует от ученика системных и глубоких знаний. В тесте проверяется всё то, что школьник изучал с 5 по 10 классы, ибо именно в 10 классе программа по русскому языку себя исчерпывает. В 11 классе будущие выпускники занимаются только повторением пройденного ранее.
Часто я сталкиваюсь с тем, что ко мне приходят дети с очень отрывочными и неполными знаниями. Они не ведут грамматических тетрадей, не применяют правил, следуют интуиции, используя метод трёх «П»: пол, палец и потолок. Некоторые индивиды не умеют даже выполнять синтаксический разбор, то есть разбирать предложение по составу. Путают подлежащее с дополнением, а определение с обстоятельством.
Наученная горьким опытом, я начинаю работу с ними с записывания больших комплексных таблиц по частям речи и по членам предложения.
Для особо тяжёлых случаев неузнавания частей речи, заставляю распечатать или лучше записать их вопросы и выучить.
Всё есть в этом материале:
2. Работа с сочинением идёт параллельно
За сочинение ЕГЭ в экзаменационной работе ученик получает почти половину – 48 баллов из 100. Поэтому откладывать работу с ним на потом ни в коем случае нельзя. Уже на первом занятии мы прорабатываем план написания сочинения, потому что работа в формате ЕГЭ – это скорее структурированный анализ предложенного в КИМе текста, чем изложение мыслей в свободной форме. Вот стандартный план:
Особое внимание я уделяю комментарию и видам логической связи. Теория и пример практической работы даны здесь:
Дав этот материал, уже ко второму уроку я прошу принести мне или прислать (в случае работы онлайн) первое сочинение. И предупреждаю, что бояться его писать не стоит. Если что-то пойдёт не так, можно отметить на полях вопросы, пропустить какую-то часть. Нельзя только не выполнить, потому что в этом случае научиться писать его не получится.
Большим подспорьем для моих учеников становятся работы выпускников прошлых лет, опубликованные на канале. Это экзаменационные сочинения или те, которые 11-классники, занимающиеся у меня, пишут в течение года. С примерами работать всегда легче и веселее. Вот некоторые из них:
3. Справочный материал сразу на руках
На втором занятии я делюсь с учениками справочными материалами, которые нужно распечатать, вложить в теоретическую тетрадь и использовать для решения №4 и №5.
Это орфоэпический словник, то есть список слов, в которых необходимо запомнить постановку ударения. И это словарик паронимов со значениями. По желанию учеников, если они хотят работать с какими-либо тестовыми заданиями с опережением, я точечно скидываю им блоки с теорией. Благо на моём канале есть разработки почти по каждому заданию и достаточно несколько раз щёлкнуть мышкой, чтобы отправить им файл.
Продолжение здесь:
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если вы хотите поддержать мой канал материально, буду благодарна! Сейчас это важно! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.