Interfax-Russia.ru – Москва приостанавливает отдельные статьи налоговых соглашений с рядом недружественных стран. Уведомления о приостановке этим государствам направит МИД РФ.
С инициативой приостановки действия соглашений об избежании двойного налогообложения сразу со всеми недружественными странами через механизм специального президентского указа в марте выступили Минфин и МИД РФ.
Ведомства указали на то, что в отношении Москвы с 2022 года западные страны вводят односторонние экономические ограничительные меры, в том числе в феврале Евросоюз включил Россию в список несотрудничающих юрисдикций в налоговой сфере, так называемый "черный список ЕС".
Впервые этот список составили в декабре 2017 года. В феврале 2022 года Россия попала в предварительный перечень стран, которые не полностью соответствуют международным налоговым стандартам (Annex II), а в феврале текущего года переместилась в "черный список". Следующий его пересмотр намечен на октябрь. В Совете ЕС претензии к России связали с принятыми в прошлом году поправками в законодательство, регулирующее режим специальных административных районов (их в России два - в Приморье и в Калининградской области). При этом в Совете отмечали, что диалог с Россией по вопросам налогового законодательства "зашел в тупик" на фоне ситуации на Украине.
С включением России в этот список, поясняли в Минфине РФ, страны - члены ЕС смогут применить к ней меры административного и правового характера. Причем, каждое государство может выбрать к применению не менее одной меры среди перечня этих двух типов.
К мерам административного характера относятся: усиленный мониторинг определенных транзакций между резидентами ЕС и российскими лицами; повышенные аудиторские риски для налогоплательщиков ЕС, которые используют структуры или сделки, в которые вовлечены российские лица.
К мерам правового характера относятся: невозможность учета для целей налогообложения налогоплательщиками-резидентами стран ЕС расходов, понесенных при осуществлении сделок с российскими лицами; применение правил КИК в отношении лиц - резидентов ЕС, которые могли не применять данные правила согласно национальному законодательству; применение налогов у источника по выплачиваемым российским лицам доходам, которые ранее освобождались от налогообложения; ограничение на применение для акционеров-резидентов ЕС правил освобождения от налогообложения распределяемой прибыли, получаемой от российских лиц.
"Введение ограничительных мер в одностороннем порядке является нарушением норм международного права. Соответственно, у России возникают основания для введения ответных мер. В связи с этим Минфин и МИД России выступили с предложением к президенту РФ издать указ о приостановлении действия соглашений об избежании двойного налогообложения со всеми странами, которые ввели против России односторонние экономические ограничительные меры", - сообщили российские ведомства.
Действие указанных соглашений предложили приостановить "до восстановления нарушенных прав России".
В случае поддержки предложения Минфина и МИДа применение пониженных ставок налога у источника (освобождений от уплаты налога) в отношении доходов, на которые распространяется действие соглашений об избежании двойного налогообложения, будет приостановлено с момента издания указа.
До этого речь о тотальной приостановке налоговых соглашений с недружественными странами не шла - Россия лишь реагировала на такие решения со стороны контрагентов. Так, было приостановлено соглашение с Латвией, которая первой пошла на подобный шаг.
"Некоторые страны не хотят сотрудничать, приостанавливают действие соглашений об избежании двойного налогообложения с нами. Конечно, мы здесь тоже будем оперативно реагировать. Например, коллеги из Латвии приостановили действие соглашения. Чтобы в одностороннем порядке не предоставлять преференции по соглашению об избежании двойного налогообложения, мы также будем реагировать, оперативно будем приостанавливать соглашения, выходить с инициативами о денонсации соглашений", - уточнял замглавы Минфина Алексей Сазанов.
В случае реализации права на приостановление действий соглашений все выплаты дивидендов, процентов и роялти в недружественные страны будут облагаться в России налогом у источника по ставке 15% и 20% соответственно.
При этом, как сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, в середине марта министр финансов Антон Силуанов обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением при приостановке соглашений об избежании двойного налогообложения сохранить пониженные ставки налога у источника на купонный доход по евробондам, выпущенным российским компаниями в иностранных юрисдикциях.
По словам источника "Интерфакса", в письме Силуанов отмечал, что также считает важным сохранить пониженные (как правило, нулевые) ставки налога в отношении выплат процентов по банковским кредитам, выданным иностранными банками заемщикам из РФ. Внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс, по мнению Минфина, позволит не допустить рост стоимости обслуживания иностранного долга, предоставленного не аффилированными лицами российским заемщикам.
Письмо Силуанова получило положительную резолюцию, сообщил собеседник агентства.
Держатели всех еврооблигаций получали свои купоны без удержания налогов у источника, в случае с российскими корпоративными и банковскими еврооблигациями это достигалось путем выпуска бондов, структурированных как LPN (Loan Participation Notes, ноты участия в кредите), с SPV в юрисдикциях с нулевой ставкой двойного налогообложения на проценты - Ирландия, Люксембург, Великобритания и другие, поясняли в своем в обзоре аналитики "Ренессанс Капитала".
Они напоминали, что условия всех еврооблигаций содержат налоговую оговорку, согласно которой в случае изменения в налоговых режимах держатели продолжают получать купоны без вычетов, а эмитенты обязаны компенсировать повышение за свой счет и приобретают право погасить долговые бумаги по номиналу в любой момент времени.
Приостановление действия договоров об избежании двойного налогообложения с недружественными странами позволит эмитентам активировать опцион на раннее погашение находящихся в обращении еврооблигаций, указывали аналитики. По их мнению, исполнение опциона может рассматриваться как приемлемый способ выведения бумаг с рынка для корпоративных эмитентов еврооблигаций, структурированных как LPN и платящих купоны в Euroclear (компании с запасом ликвидности, а также эмитенты, способные заменить евробонды локальным долгом), в особенности в отношении выпусков с небольшими объемами в обращении.
"Раннее погашение по "налоговому" опциону было бы позитивно для держателей бумаг, котирующихся ниже номинала, с правами, учитываемыми в российских депозитариях и хранящихся в Euroclear", - отмечалось в обзоре.
Как пояснял журналистам в июне в кулуарах ПМЭФ-2023 замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, приостановка соглашений не коснется статей, позволяющих производить зачет налогов, в том числе, НДФЛ.
"Приостановлены будут отдельные статьи соглашений, а не сами соглашения, поэтому в части физлиц нормы об избежании двойного налогообложения сохранятся", - указывал он.
Замминистра отмечал, что по этим соглашениям будут приостановлены, в основном, статьи, в которых предусмотрены пониженные ставки налогов по процентам, дивидендам и роялти.
"Сами соглашения сохранят свое действие, и нормы об избежании двойного налогообложения, то есть о возможности зачесть налог, в том числе, НДФЛ, сохранят свою силу", - уточнял Сазанов.
Указ президента РФ о приостановке отдельных статей налоговых соглашений с рядом недружественных стран был опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов накануне.
Приостановка отдельных положений соглашений коснется таких стран, как Польша, США, Республика Корея, Болгария, Швеция, Люксембург, Румыния, Великобритания, Венгрия, Ирландия, Словакия, Албания, Бельгия, Словения, Хорватия, Канада, Югославия, Швейцария, Чехия, Дания, Норвегия, Италия, Финляндия, Германия, Франция, Македония, Кипр, Испания, Литва, Исландия, Австрия, Португалия, Греция, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур, Мальта, Япония.
МИД РФ должен будет направить этим государствам уведомления о приостановке, а правительство РФ должно будет внести в Госдуму законопроект об этом, а также обеспечить принятие мер, направленных на снижение влияния на экономику РФ последствий этой приостановки.