2 подписчика

История развития психологических знаний

4.1. Представления древнегреческих мыслителей о душе.

Древнегреческие мыслители, такие как Платон, Аристотель, Сократ и другие, имели различные представления о душе. Однако, можно выделить несколько общих идей, которые они считали важными.

Во-первых, душа считалась неотъемлемой частью тела. Согласно этой теории, душа является источником жизни и активности организма. Она также отвечает за наши мысли, чувства и эмоции.

Во-вторых, душа считалась бессмертной. Древние греки верили, что после смерти душа продолжает существовать и может перейти в другой мир. Они также считали, что душа может быть улучшена или испорчена своими поступками в этой жизни.

В-третьих, душа считалась сложной и многосоставной. Древние греки считали, что она состоит из нескольких частей, таких как разум, воля и чувства. Эти части могут взаимодействовать друг с другом и влиять на нашу жизнь.

Наконец, душа считалась активной и способной к изменению. Древние греки полагали, что наша душа может развиваться и расти благодаря нашим усилиям и опыту. Они также верили, что мы можем управлять своей душой и направлять ее на достижение наших целей.

Платон считал, что душа состоит из трех частей: разумной, волевой и эмоциональной. Разумная часть отвечает за мышление, волевая - за принятие решений, а эмоциональная - за чувства и желания.

По мнению Платона, душа не является частью тела, а существует отдельно от него. Она бессмертна и может переходить из одного тела в другое после смерти.

Платон также считал, что человек может управлять своей душой, чтобы достичь своих целей и идеалов. Он говорил, что для этого нужно развивать разумную часть души и контролировать свою волю.

Аристотель считал, что душа — это форма жизни, находящаяся в теле, и не могущая быть отделенной от него. Душа состоит из двух видов: растительной части, отвечающей за рост и питание организма, и животной части, обеспечивающей движение и реакции на раздражители извне.

Он также полагал, что душа не уничтожается со смертью тела, а переходит в следующую жизнь, где она может продолжать развиваться и накапливать опыт.

Согласно Аристотелю, человек обладает способностью контролировать свою душу через развитие разума и воли, что позволяет ему управлять своими эмоциями и желаниями.

Ибн Сина также утверждал, что душа обладает памятью и опытом, которые накапливаются в течение жизни. Он считал, что память и опыт могут влиять на наши решения и поведение, и что их можно развивать и улучшать.

Таким образом, Авиценна придерживался идеи о том, что душа играет важную роль в нашей жизни и что ее развитие и управление могут помочь нам достичь гармонии и благополучия.

4.2.Понимание психики европейскими мыслителями (средние века и новое время)

В средние века представления о психике были связаны с христианской религией и философией. Считалось, что душа человека состоит из двух частей - духовной и материальной. Духовная часть была связана с верой в Бога и нравственными принципами, а материальная - с телом и его потребностями.

Одним из наиболее известных мыслителей этого периода был Августин Блаженный, который считал, что душа существует отдельно от тела и может переселяться из одного тела в другое. Он также утверждал, что душа проходит через различные стадии развития и может достичь божественного просветления.

Другим важным мыслителем был Фома Аквинский, который разработал учение о гармонии души и тела. Он считал, что духовная и материальная стороны человека должны быть сбалансированы, чтобы достичь гармонии и счастья.

В целом, в средние века представление о психике было связано с религиозными и философскими идеями, и считалось, что душа и тело связаны друг с другом.

В Новое время (XVII-XVIII века) представления о психике стали более научными и эмпирическими. Мыслители этого периода, такие как Рене Декарт, Джон Локк и Дэвид Юм, считали, что психика состоит из ощущений, восприятий и идей. Они также разработали концепцию рефлексии, которая позволяла человеку осознавать свои мысли и действия.

Декарт считал, что мозг является источником всех психических процессов, и разработал теорию дуализма, согласно которой тело и душа существуют отдельно друг от друга. Локк считал, что сознание является продуктом работы мозга и не имеет независимой сущности. Юм же утверждал, что все знания основаны на опыте и не имеют объективного значения.

Таким образом, в Новое время представления о психике стали более рациональными и научными, но при этом сохраняли связь с религиозными и философскими традициями.

4.3. Развитие представлений о психике в Европе (возникновение и развитие капитализма)

В период развития капитализма представления о психике также претерпели изменения. В этот период возникают новые научные дисциплины, такие как психология и психиатрия, которые изучают работу мозга и поведение человека. В психологии появляются новые теории, такие как бихевиоризм, фрейдизм и когнитивная психология, которые помогают лучше понять механизмы работы психики.

Однако, несмотря на развитие науки, многие вопросы о природе психики остаются открытыми. Например, до сих пор не ясно, как работает сознание, как оно связано с работой мозга и как оно влияет на поведение человека. Также остается открытым вопрос о том, какие факторы определяют личность человека и как ее можно изменить.

Несмотря на это, развитие науки и техники позволяет нам лучше понимать работу психики и находить новые способы ее улучшения. Например, современные методы лечения психических расстройств, такие как психотерапия и медикаментозная терапия, позволяют значительно улучшить качество жизни людей, страдающих от психических заболеваний.

4.4. Становление психологии как науки

Вильгельм Вундт (1832-1920) был немецким психологом и философом, который считается одним из основателей современной психологии. Он родился в Мюнхене и получил образование в университетах Германии и Франции. В 1859 году Вундт основал первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, где он проводил исследования по различным темам, включая восприятие, память, мышление и эмоции.

Одной из главных заслуг Вундта является создание первой в мире научной дисциплины, посвященной изучению психики - психологии. Он разработал первую систематическую теорию сознания, основанную на экспериментальных исследованиях. Вундт также создал первую психологическую школу, которая называлась "Вундтовская школа", которая стала центром развития психологической науки в Германии.

Кроме того, Вундт был одним из первых психологов, которые начали использовать методы экспериментальной психологии для изучения психики. Он разработал множество методов для исследования различных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память и мышление.

Однако, несмотря на свои достижения, Вундт критиковался за то, что он не учитывал социальные и культурные факторы в своих исследованиях. Его подход к психологии был слишком узким и не учитывал влияние общества на психическое развитие человека.

Френсис Гальтон (1822-1911) был английским психологом и антропологом, который внес значительный вклад в развитие психологии как науки. Он родился в Лондоне и получил образование в Кембриджском университете.

Гальтон был одним из первых ученых, кто начал изучать наследственность и наследственные факторы в развитии психических особенностей человека. Он также был первым, кто использовал статистические методы для анализа данных в психологии.

Одним из наиболее известных исследований Гальтона было его исследование связи между ростом человека и его интеллектом. Он провел обширное исследование роста и интеллекта более чем у 7000 человек и обнаружил, что высокий рост связан с высоким интеллектом.

Кроме того, Гальтон был одним из основателей евгеники - науки о наследственности и улучшении человеческого рода. Он считал, что люди с определенными чертами характера должны иметь больше детей, чтобы улучшить генофонд человечества.

Несмотря на то, что работы Гальтона были важны для развития психологии, они вызвали критику со стороны общественности и были запрещены в некоторых странах.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - русский психолог, невропатолог и физиолог, один из основоположников рефлексологии и патопсихологического направления в психологии, академик Российской академии наук, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук. Он был одним из пионеров в области экспериментальной психологии и первым начал использовать психологические методы для изучения поведения человека.

4.5. Формирование научной психологии в России

В конце 19 века в России началась активная разработка научных основ психологии. Одним из наиболее значимых ученых, внесших вклад в эту область, был Владимир Михайлович Бехтерев. Он разработал концепцию рефлексологии, которая стала основой для развития экспериментальной психологии в России.

Другой важной фигурой был Иван Петрович Павлов. Он изучал процессы восприятия, внимания и памяти, а также разработал учение о высшей нервной деятельности. Павлов считается одним из основоположников современной психологии.

В этот период были созданы первые научные институты и кафедры по психологии в университетах России. Также начали появляться новые направления, такие как социальная психология и психология личности, которые стали развиваться в России в последующие годы.

Развитие научной психологии в России привело к созданию новых методов исследования и понимания психических процессов человека. Сегодня российская психология продолжает оставаться одной из ведущих школ мира и вносит значительный вклад в мировую науку.

В начале 20 века в России активно развивалась научная психология. Одним из ключевых фигур этого периода был Александр Федорович Лазурский, который разработал теорию личности и стал основателем первого в России психологического института.

Также в этот период появились новые направления психологии, такие как психоанализ, который был разработан Зигмундом Фрейдом. В России психоанализ был адаптирован и развит в работах Владимира Николаевича Мясищева и других ученых.

В начале 20 века были созданы новые методы исследования психики, такие как метод ассоциаций, который использовался для изучения мышления и восприятия. Этот метод был разработан в работах Льва Семеновича Выготского и других российских психологов.

Научная психология в России начала развиваться благодаря усилиям многих ученых и стала одним из ключевых направлений мировой науки.

4.6. Развитие отечественной психологии в 20 столетии.

В 20 веке отечественная психология продолжала развиваться, сохраняя свою уникальность и самобытность. В этот период были проведены многочисленные исследования в различных областях психологии, таких как психология личности, социальная психология, детская психология и т.д. Были созданы новые направления психологии, такие как генетическая психология, этнопсихология, психология труда и многие другие.

Важным событием в истории отечественной психологии стало создание Института психологии РАН в 1957 году. Этот институт стал центром развития психологии в СССР и России, где проводились исследования по широкому кругу проблем.

В 1980-е годы в отечественной психологии начался период перестройки, связанный с изменением идеологических установок и развитием рыночной экономики. Это привело к изменению научных подходов и методов исследования, а также к появлению новых направлений психологии, таких как психологическая диагностика, психологическое консультирование и психотерапия.

Лев Семенович Выготский был русским психологом и одним из основателей советской психологии. Он известен своей теорией происхождения и развития высших психических функций, которая объясняет, как формируются и развиваются высшие психические процессы у человека, такие как мышление, речь, восприятие и т. д.

Согласно этой теории, высшие психические функции не являются врожденными, а формируются в течение жизни человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Выготский также подчеркивал роль культуры в развитии психики человека, считая, что культурные символы и знаки играют важную роль в формировании мышления и речи.

Его теория происхождения и развития высших психических функций стала основой для многих исследований в области психологии и педагогики, а также оказала значительное влияние на развитие этих областей в России и за ее пределами.

Он создал культурно-исторический подход, который объясняет, что психическое развитие человека зависит от его взаимодействия с культурой и обществом. Выготский утверждал, что высшие когнитивные функции, такие как язык и мышление, формируются в результате усвоения культурных норм и ценностей, а не являются врожденным качеством.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Раскройте особенности первых обыденных представлений о душе человека.

Первые обыденные представления о душе человека возникли еще в древности и были связаны с религиозными и мифологическими представлениями. Душа считалась неотъемлемой частью тела и связывалась с его функциями и здоровьем. Она также была связана с эмоциями, чувствами и желаниями человека.

В древних культурах душа часто представлялась в виде духа или жизненной силы, которая могла покидать тело при смерти. Также существовали представления о том, что душа может переселяться из одного тела в другое, что связано с идеей реинкарнации.

2. С чем связано возникновение учений о душе в 6 веке до н.э.?

Одним из первых, кто начал изучать душу, был Платон. Он считал, что душа состоит из трех частей: разумной, эмоциональной и волевой. Разумная часть отвечает за понимание и мышление, эмоциональная - за чувства и эмоции, а волевая - за принятие решений и действия.

Ученик Платона Аристотель продолжил его исследования и разработал свою теорию души. Он считал, что душа - это форма тела, которая определяет его функции и способности.

Учения о душе также были связаны с религией. В древнегреческих мифах и легендах душа часто ассоциировалась с богами и героями. Например, душа Зевса была связана с молнией и громом, а душа Геракла - с силой и мужеством.

Таким образом, учения о душе возникли в Древней Греции в связи с развитием философии, религии и науки. Они стали основой для дальнейших исследований и развития психологии в последующие эпохи.

3. Покажите вклад древнегреческих мыслителей в учение о душе.

Платон и Аристотель внесли большой вклад в изучение души:

– Платон разделил душу на три части: разумную, эмоциональную и волевую.

– Аристотель считал, что душа — это форма тела.

Другие древнегреческие мыслители также изучали душу, например, Сократ, который верил в то, что душа бессмертна и находится внутри тела, и Демокрит, который считал, что все в мире состоит из атомов и пустоты.

4. Раскройте роль, которую сыграли врачи Древнего мира в развитии материалистических представлений о психике.

1. Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.). Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая". Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Т.о., учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)". Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.

2.       Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Философская база – Демокрит. Методы: опыт и наблюдение, индивидуальный подход. Психологическое учение: отвергается единое материальное начало в качестве основы органической жизни. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне):

Ø  на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми.

Ø  источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость).

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Следует заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения. Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь – в неких пропорциях – различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.

3.       Александрийские врачи. Основные представители:

1)       Герофил. Комментатор Гиппократа, описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описании устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

2)       Эразистрат. Описал разные части головного мозга, обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. Первым сказал о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.

4.       Римские врачи. Основные представители:

1)       Гален (II век н.э.). Материальная основа качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) – пневма, особое животворящее вещество, движущиеся по нервам.. Типы пневмы:

ü  Животная пневма, ее источник в сердце порождает физиологические функции.

ü  Психическая пневма, ее источник в мозге управляет произвольными движениями и переживаниями.

Исследования головного мозга: мозг не является холодильником сердца (Аристотель), он – седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах (Гиппократ): выделил 4 начала всех вещей (теплое, холодное, сухое, влажное) и 4 сока как строительный материал организма животных и человека. 13 темпераментов, из которых только один нормальный, остальные – патология.

2)       Аэций (V в. н.э.). Описал 4 темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

5. В чем состоит особенность церковно-богословской концепции души?

Господствовавшая в средние века религиозная идеология придала понятию о душе определенное мировоззренческое содержание (душа рассматривалась как бесплотная, нетленная сущность, переживающая бренное тело, служащая средством общения со сверхъестественными силами, испытывающая воздаяние за земные поступки и т. д.).

6. Покажите особенности механистических представлений о психике. Каковы ее истоки?

Механистические представления о психике возникли в рамках философии Нового времени, когда наука начала активно развиваться и стала определять основные принципы научного мышления. В механистической картине мира все явления объясняются через законы механики, а психика рассматривается как механизм или устройство, которое работает по определенным законам.

Основные особенности механистических представлений включают:

1. Разделение психики на отдельные элементы, которые могут быть изучены по отдельности.

2. Представление о психике как о системе, которая может быть описана математически и управляться законами механики.

3. Отсутствие понимания связи между психическими процессами и физиологическими процессами в организме.

4. Считалось, что психические процессы могут быть сведены к физическим свойствам вещества мозга.

5. Механистические представления были связаны с идеей детерминизма, согласно которой все явления в мире определяются только физическими законами и не зависят от воли и желания человека.

6. Механистические взгляды на психику были распространены в философии и науке до середины XX века, когда началась эпоха неклассической науки, которая отказалась от механистического подхода и начала изучать сложные и нелинейные процессы в природе и обществе.

7. В чем состоят особенности развития представлений о душе, психике в 17в?

В 17 веке успехи в естествознании способствовали изменению мировоззрения человека и представлений учения о душе.

Вершиной учения о душе стала система взглядов Ф. Бэкона (1561-1626 г.г.). Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее способностей. Он обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. Формируются принципы научного познания, которые переносятся на изучение человека. Природа трактуется как механизм, действующий по физическим законам. Человек рассматривается как особый механизм, в котором нет места для мифической души. Бэкон в соответствии с традицией отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной общей для человека и животных. Важным является то, что в учении о душе он ввел новые составляющие – общество и орудия труда в процессах познания мира.

Представления о душе радикально изменилось после того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, отделяющий душу и тело. Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам и соответствующей материальной конструкции человека. Декарт ввел понятие «рефлекс».

Рефлексы – это закономерные ответы тела на внешнее воздействие. Душа отдельная субстанция. Мышление – единственный атрибут души. Духовные чувства, в отличие от телесных движений, обусловлены сознанием. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально-обусловленные, отражательно-регуляционные, рефлекторные процессы. И хотя взгляды Декарта носили еще механистический характер (он приравнивал человека к простейшим автоматам), на основе его взглядов в психологии возникло важное понятие – ассоциации. Сложные психические явления стали объясняться связями – ассоциациями. Сознание для него есть непосредственное знание души о самой себе. Это стало базой для развития интроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. Introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) провозгласил, что сознание может быть познано, но только внутренним созерцанием, самонаблюдением. Таким образом, учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

  • о доступности внутреннего мира через интроспекцию;
  • о рефлексе как механизме поведения;
  • о ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию;
  • о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Мыслители нового времени формировали материалистические представления о сущности психики. Так, голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.г.) в своем трактате «Этика», анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что и порядок, и связь вещей.

Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716 г.г.) различал в структуре психики два уровня – сознание и подсознание. Он полагал, то при отсутствии сознания происходит скрытая психическая деятельность в сфере подсознания. Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Английский философ Джон Локк (1632-1704 г.г.) считал, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов. Д.Локк выступил основоположником теории эмпиризма, утвердил в психологии принцип развития.

С именем Христиана Вольфа (1679-1754) связано появление нового направления в науке – эмпирической психологии. Он подчеркивал значимость изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение. Но в тот период эмпирическая психология не имела опытного характера исследования в современном понимании. Активность души (в метафорическом смысле это понятие сохранялось очень долго) Вольф связывал со способностями человека иметь представления.

Английский врач Дейвид Гартли (1705-1757 г.г.) отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которой совершаются все психические явления.

Д. Гартли впервые понял, что волевое действие ребенка – это его само-команда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Он определил три элемента нервно-мышечной системы (орган чувств – мозг - мышцы), предположив связь между рефлексом и ассоциацией. Исходными побуждениями человеческого поведения являются чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека.

8. Раскройте особенности развития учений о психике в 18в?

Общая характеристика психологии в XVIII веке. Развитие психологии XVIII веке, в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, а с сенсуализмом, который, начиная с концепции Дж. Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

- Благодаря концепциям Ф. Бэкона, Р. Декарта и др. ученых, к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от времени и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения (в том числе и революционные) структуры общества в Англии, Нидерландах требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, также как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на содержание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

Особо значимым в психологии было появление в середине XVIII века первой собственно психологической школы – ассоцианизма, что способствовало выделению психологии в самостоятельную, а затем в экспериментальную науку. Широкое распространение получил термин психология, предложенный еще в 1590 г. Н. Гоклениусом, но ставший известным после выхода книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Хотя доминирующей тенденцией в психологии был механицизм, важным моментом стало появление первых концепций, связывающих психику с культурной или географической средой.

II. Развитие французской психологии. Ученый, медик Жульен Ламетри (1709-1751 гг.), продолжатель исследований Декарта. Соединил сенсуализм с учением Декарта. Пошел дальше Декарта и провозгласил материалистические принципы организации души. Душа существует, но ее невозможно отделить от тела, тело – машина, и человек всего лишь чувствующий автомат.

Единая субстанция – материя, обладающая свойствами протяжения, мышления и движения (ввел это новое свойство).

Потребности – как источник активности тела. Виды потребностей: биологические и психологические (причина психической активности).

Одним из первых начал исследовать внимание как отдельный психический процесс, указав его специфику, связанную с тем, что, не имея собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов.

Высшие психические функции тела рассматривались Ж. Ламетри как усложнение присущей телу способности ощущать. Материя способна мыслить в силу своей организации. Психика – продукт особым образом устроенного тела. Психическая жизнь от непсихической отличается степенью сложности устроенности тела.

Э. Кондильяк (1715-1780) – развивая идеи сенсуализма, доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении психических процессов: памяти, мышления, внимания и т.д. Он утверждал, что опыт построен только на ощущениях. Но ощущения не передают всю полноту внешнего мира. Разум основывается на комплексе ощущений и именно их перерабатывает, строя картину внешнего мира. Э. Кондильяк к выводу, что вся психическая деятельность - есть преобразованные ощущения. Ощущение, которое повторяется, становится памятью, разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение этих отношений превращается в суждение. Также формируются потребности, аффекты, воля, речь для обозначения потребностей и т.д.

Ш. Бонне (1720-1793 гг.) оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии. Все психические процессы возникают из ощущений. Ощущения – реакция души на чувственные раздражения. Изучал физиологические корреляты ощущений, пришел к выводу, что каждому ощущению соответствует вибрация нервного волокна. Связи ощущений (ассоциации) – связи нервных волокон.

О душе: существует неуничтожимое эфирное тело, благодаря которому душа может иметь воспоминание в загробной жизни о жизни земной и приобретать (после смерти тела) новое существование в новом материальном теле.

Д. Дидро (1713 – 1784 гг.) провел развернутое исследование процесса познания. Он писал о единстве материального мира и высказывал гипотезу о родственности всех органических видов жизни, происходящих из одного источника – живых молекул, которые рассеяны по всей материи. Эти молекулы способны ощущать, и образуют в процессе своего развития все более сложные организмы, составляя непрерывную цепь живых существ – от простейших до человека.

О познании: основой всех понятий являются ощущения. Ощущения субъективны, поэтому надо проверять данные органов чувств. Разум, постепенно обобщая разрозненные факты, создает истинные понятия о вещах.

К. Гельвеций (1715-1771 гг.). – Основой всех знаний человека являются ощущения, большую роль отводил и памяти, которую считал «ослабленным, но длящимся ощущением».

Теория разумного эгоизма: Душа, отождествляемая с психикой, представляет собой врожденное свойство каждого существа. Ее свойства – способность ощущать и себялюбие (главный мотив наших действий). В отличие от врожденной души, дух – совокупность понятий, мыслей, способностей, приобретенных в процессе жизни и обучения.

Концепция о всеобщем равенстве людей (от рождения во все душах присутствуют одинаковые свойства), фатализм (равные от рождения люди как игрушки в руках судьбы, способной поместить их в любой социальный класс).

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки.

«Эмиль, или о воспитании» - взгляды на воспитание. Исходя из теории «естественного человека» (как и Я.А. Коменский), писал о природосообразном характере обучения – необходимости следовать внутренней природе самого ребенка.

Существуют не только индивидуальные, но и общие закономерности психического развития, создал первую развернутую периодизацию психического развития:

  • Первый период – от рождения до двух лет – необходимо посвятить физическому развитию ребенка. Был противником раннего развития речи.
  • Второй период – от 2 до 12 лет – необходимо посвятить сенсорному развитию детей (развитие ощущений считал основой развития разума). Систематическое обучение начинать после 12 лет, когда заканчивается «сон разума».
  • Третий период – с 12 до 15 лет – начинать обучение, поскольку ребенок уже может адекватно воспринять и усвоить знания.
  • Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетияразвитие чувств после накопления жизненного опыта. «Период бурь и страстей». Необходимо выработать добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

П.Ж. Кабанис (1757-1808 гг.). – дополнил исследования Ж. Ламетри и Д. Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации, выдвинув идею о трех уровнях организации психической регуляции поведения. Ощущения связаны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли, идеи. При этом органы чувств соединяются не только с корой мозга, но и двигательной активностью тела. «Мозг как особый орган специально предназначен для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения …». Подчеркивал нематериальность мысли, которая объективируется во внешнем плане словом и жестом.

III. Развитие немецкой психологии. Доминирующими в немецкой психологии оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанных с врожденной активностью души.

Христиан Вольф (1679-1754 гг.) – изучал математику, философию, богословие, преподавал. Развивал идеи Лейбница. Переработал немецкую психологическую терминологию (заменил прежнюю, латинскую). В трудах «Эмпирическая психология» (1732), «Рациональная психология» ввел термин «психология».

Х. Вольф - автор теории «Психология способностей». - Попытка дать научное объяснение различным психическим качествам человека. Рационалистический подход к познанию, идея спонтанной активности души. Способности – как проявление этой активности. Главной считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания. Мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы, таким образом, в одном ряду – цепь физических событий, в другом – психическим (принцип параллелизма Г. Лейбница). Но, в отличие от Г. Лейбница, отделяет душу от вселенной и ограничивает ее коррелятом тела.

И. Кант (1724 – 1804 гг.) – «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) – понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединил с учением об априорных (существующих до опыта) видах знания. Распространил механическое понимание причин психической активности на процесс познания: ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и является стимулом процесса восприятия (звук или тактильное прикосновение является внешним побуждением к ощущению).

Все познаваемое разделил на «явления» (их можно познать) и «вещи в себе» (непознаваемы при помощи ощущений, а, следовательно, недоступны для познания вообще, априорное знание, усваиваемое человеком без опоры на чувственный опыт). - Истинное знание рождается в эксперименте. - Вывод об ограниченности данных, которыми располагает психология, потому, что в ней (тогда было) невозможно экспериментальное исследование. Психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть точной и достоверной.

Идея трансцендентальной апперцепции – психическая активность, благодаря которой человек осознает мир и себя постоянным и целостным.

О моральном развитии человека: «непостижимы две вещи – звездное небо над головой и моральный закон внутри нас». Этический принцип: человека нельзя рассматривать как средство достижения цели, он сам есть цель (аморальность манипулирования людьми). Закон морального императива: человек должен следовать этическому закону не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека.

IV. Зарождение и развитие ассоциативной психологии. Ассоцианизм (ассоциативная психология) появился как самостоятельное направление в XVIII веке. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. Ориентация на естественнонаучную методологию, поиск объективного метода исследования, и становление экспериментальной психологии.

Термин «ассоцианизм» введен Дж. Локком, хотя само понятие использовалось еще Аристотелем (который разработал первые законы ассоциаций).

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Ш. Бонне, Д. Беркли и Д. Юма. Однако появление ассоцианизма как школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.

Английский философ Д. Беркли (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции идею Дж. Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте. Стал родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь: «Быть – значит быть в восприятии». - Комплекс ощущений никак не отражает состояние внешнего мира (субъективен).

Д. Беркли отрицал идею первичных и вторичных качеств (Демокрит, Дж. Локк). Все качества – вторичные (придуманы субъектом).

Использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Восприятие возникает благодаря тому, что к сетчатому изображения присоединяются тактильные ощущения, и благодаря ассоциации («суггестия») возникает трехмерный образ.

Ощущения не дают истинных знаний о мире, но помогают выстраивать поведение.

Английский философ и психолог Давид Юм (1711-1776 гг.). Единственным источником познания являются наши восприятия, на основании которых мы создаем суждения о внешнем мире и о себе.

Источник знаний – переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (идеи). Разница между первыми и вторыми в силе их отчетливости. Механизм формирования сложных идей – ассоциации (по сходству, контрасту). Связь между предметами не внешняя, ее источник – человек (мнение ошибочно).

Д. Гартли (1705 – 1757 гг.), философ и богослов по образованию, – основатель направления ассоциативной психологии, просуществовавшего до начала XX века.

Стремился создать теорию, которая не только объясняла душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни выбрал ассоциации. В основу своей теории положил идею Дж. Локка об опытном характере знания, а также принципы механики И. Ньютона.

«Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749) – создал свою теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека: внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращения и движение тела. Вибрация, исчезая в большом круге (рефлекторной дуги), оставляет следы в малом круге (которые служат основой памяти человека). Следы могут быть более или менее сильными – от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, расширил сферу душевной жизни, включив в нее помимо сознания и бессознательное.

О психике: она состоит из нескольких элементов – ощущений, которые являются вибрациями органов чувств. В основе развития психических процессов лежат различные ассоциации. Ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Так же Д. Гартли объяснял формирование мышления (сводя его к процессу образования понятий) и воли.

Идея о прижизненном формировании психики – возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, который представляет ему окружение. Д. Гартли один из первых заговорил о необходимости для педагогов использовать знание психических законов в своих обучающих методах. При этом он говорил, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Для формирования нравственного человека необходимо вовремя подкреплять нужные рефлексы и уничтожать ненужные.

9. С чем связано возникновение психологии как научной отрасли знаний?

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт  он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

10. Покажите вклад открытий в области физиологии человека и нервной системы в становлении психологии как науки.

Вклад открытий в области физиологии человека и нервной системы в становление психологии как науки был огромным и важным.

Одним из первых ученых, которые начали изучать нервную систему, был **Уильям Гарвей** - английский врач и ученый, который в 1628 году опубликовал свою работу "О движении сердца", которая стала первым научным исследованием кровообращения. Он также изучал функции нервной системы, включая рефлексы и сенсорную чувствительность.

В 18 веке другой английский ученый, **Джон Декарт**, разработал концепцию рефлекторной дуги, которая стала основой для изучения нервной системы и ее роли в функционировании организма.

Также в 18-19 веках были сделаны важные открытия в области физиологии мозга и нервной системы. Например, **Альфред Везалий** изучал строение мозга, а **Рене Декарт** и **Джон Френсис** исследовали функции нервной системы.

Важным этапом в развитии психологии стало открытие **Ивана Павлова** в 1904 году, который разработал концепцию условного рефлекса. Это открытие позволило ученым изучать не только рефлексы, но и более сложные формы поведения, такие как обучение и память.

Таким образом, открытия в области физиологии и нервной системы стали основой для развития психологии как науки, позволив ученым изучать механизмы функционирования нервной системы и поведения человека.

11. Раскройте особенности становления экспериментальной психологии.

Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений.

Основоположники экспериментальной психологии – Г. Фехнер и В. Вундт.

В XIX в. появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии Лейпцигского университета В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью).

Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Он стремился доказать, что душевные явления могут быть определены и измерены с такой же точностью, как и физические. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула.

Один из учеников Вундта Э. Титченер отмечал, что психологический эксперимент – это не испытание какой-нибудь силы или способности, а рассечение сознания, анализ части психического механизма, психологический опыт же заключается в самонаблюдении при стандартных условиях. Каждый опыт, по его мнению, является уроком самонаблюдения, а главной задачей психологии – экспериментальное исследование структуры сознания.

Весомый вклад в экспериментальную психологию внес еще один немецкий ученый – Г. Эббингауз. Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментатором деятельности. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. К его открытиям принадлежит «кривая Эббингауза», показывающая динамику процесса забывания.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии.

В России И.М. Сеченов выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его рефлекторная теория давала объяснительный принцип явлениям психической жизни. Со временем инструментальная база экспериментальной психологии расширяется: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Так в экспериментальную психологию вошел метод тестирования. Родоначальником тестовых методик считается американец Дж. Кеттелл, применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.

Однако идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Ф. Гальтону, объяснявшему эти различия наследственным фактором.

Внедрение статистико-математических методов в психологические исследования повышало надежность результатов и давало возможность устанавливать скрытые зависимости. С Гальтоном сотрудничал математик К. Пирсон, разработавший специальный статистический аппарат. В результате был тщательно разработан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен. Фишер прославился и работами по планированию эксперимента. Спирмен применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, ученика В. Вундта.

Во Франции Т. Рибо сформулировал представление о предмете экспериментальной психологии, которая, по его мнению должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция естественного эксперимента А.Ф. Лазурского.

Наиболее заметной фигурой в отечественной экспериментальной психологии начала ХХ в. можно считать Г.И. Челпанова. В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Г.И. Челпанов активно внедрял экспериментально-психологические знания в подготовку психологов-экспериментаторов.

12. Проанализируйте особенности развития психологии в конце 19 в начале 20 в.

Развитие психологии в конце XIX - начале XX веков было связано с рядом важных событий и достижений. В этот период были созданы первые научные школы психологии, такие как бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ. Также были разработаны новые методы исследования психики, такие как тесты и эксперименты. Важным событием стало создание первой лаборатории психологии в Гарвардском университете.

Одним из ключевых направлений развития психологии было изучение личности и ее развития. Были разработаны теории личности, такие как теория Фрейда, которые оказали большое влияние на психологию и психотерапию. Также был сделан акцент на изучении социальных факторов, влияющих на развитие личности.

Важным достижением было создание первых психологических тестов, которые позволяли измерить различные аспекты психики. Это позволило проводить более точные исследования и получать более достоверные результаты.

В целом, развитие психологии в конце XIX-начале XX веков было обусловлено множеством факторов, включая новые методы исследования, развитие научных школ и теорий, а также создание первых лабораторий и центров исследований. Все это привело к значительному прогрессу в области психологии и способствовало дальнейшему развитию этой науки.

13. Раскройте особенности становления психологии в России.

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого пред мета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историк отечественной психологии, но не можем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, поскольку психологические школы России давно снискали заслужен­ную славу во всем мире.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впослед­ствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необ­ходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и стра­стей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания чело­века. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием француз­ских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в ра­ботах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Сле­дует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга»1. Эта работа внесла значитель­ный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Сече­нов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна был крупнейшим русским психологом того времени. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической нау­ки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сфор­мированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолже­ны такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челланов.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными рабо­тами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспе­риментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX — на­чале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тарха­новым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвящен­ные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психо­логии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологи­ческой науки пришли новые талантливые ученые, Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих пред­шественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их чис­лу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использо­вали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направле­нию в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных инте­ресов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научны­ми исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педаго­гической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания перво­го в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психо­логии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологиче­ские школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государствен­ного университета и Московского государственного университета. Создание пер­вой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприя­тия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской пси­хологии. В сферу основных научных интересов Запорожца — организатора и мно­голетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педаго­гических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания де­тей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных дей­ствий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существен­но продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мыш­ления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко при­меняются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, ко­торый совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиоло­гическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят до­стойный вклад в развитие современной психологической науки.

Завершая данный раздел, необходимо отметить, что психология прошла дли­тельный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протя­жении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на ма­териалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественно­научного понимания природы психических явлений и становлению эксперимен­тальной психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психическо­го. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие пробле­мы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

14. Покажите вклад отечественных физиологов в развитие психологической теории.

Отечественные физиологи внесли большой вклад в развитие психологической теории, начиная с XIX века. Ниже приведены некоторые из наиболее значимых достижений российских физиологов:

1. Иван Михайлович Сеченов - основатель русской физиологической школы, который разработал теорию рефлексов и физиологии нервной системы. Он также внес вклад в развитие психологии, исследуя взаимосвязь между психическими процессами и физиологическими реакциями организма.

2. Владимир Михайлович Бехтерев - выдающийся русский невролог и психолог, который разработал концепцию рефлекторных реакций и теорию внушения. Его работы оказали значительное влияние на развитие психофизиологии и психологии.

3. Алексей Алексеевич Ухтомский - русский физиолог, который изучал механизмы регуляции функций организма и предложил концепцию доминанты, которая стала основой для многих современных теорий в психологии.

4. Николай Александрович Бернштейн - советский физиолог и психолог, разработавший концепцию моторных актов и их регуляции. Его исследования помогли понять механизмы управления движениями и их связь с психологическими процессами.

5. Александр Романович Лурия - советский психолог и нейрофизиолог, который занимался изучением проблем памяти, мышления и сознания. Он разработал концепцию нейропсихологии, которая изучает связь между мозговой деятельностью и психическими функциями.

Эти и многие другие отечественные физиологи внесли значительный вклад в развитие научной психологии и оказали существенное влияние на становление этой науки.

15. Раскройте особенности развития отечественной психологии в постреволюционный период.

В послереволюционные годы началась бурная пере­стройка психологии под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Г.И. Челпанова и теоретических "ошибок" К.Н. Корнилова, П.П. Блонского и др. Однако интерес к физиологическим основам психо­логии в ближайшие после революции годы еще более усилился. Возрос интерес и к трудам биологов-дарвинистов Н. А. Северцова, В. А. Вагнера. Значительным событием в науке был выход в свет основного труда И.П. Павлова — "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности" (1923 г.) и опубликование в том же году в "Русском физиологическом журнале" работы А.А. Ухтомского "Доминанта как рабочий принцип нервных центров".

В 20-х годах формируется «деятельностная» концепция отечественной психологии, значительное развитие получают возрастная, детская и педагогическая психология (Л.С. Выготс­кий, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский и др.). Активизировались тестовые исследования различных психических функций — памяти, ин­теллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Опре­делялся необходимый уровень развития этих психических фун­кций для успешного овладения различными профессиями. Важ­нейшей отраслью психологии становится психотехника, изу­чавшая психологические аспекты профессиональной деятель­ности. Экспериментальная психология покинула академичес­кие лаборатории и внедрилась в практические сферы жизнедеятельности людей. Усовершенствовались ме­тоды психологической диагностики. Расширилась сфера психо­логического консультирования. Психический потенциал чело­века становился объектом точных измерений. Во всех сферах человеческой деятельности стал четко усматриваться психо­логический фактор. Различные производственные, управлен­ческие ситуации стали объектом лабораторного моделирова­ния. На этой базе зарождались новые отрасли знаний — эрго­номика, инженерная психология, дизайн.

В 1925 году в Москве был создан Государственный ин­ститут по проблемам судебной психологии и проблемам исправительной психологии. В 20-х годах в нашей стране интенсивно развивается авиа­ционная психология, изучающая психические особенности че­ловека, управляющего сложной авиационной системой. Исследования в этой области ведутся С.Г. Геллерштейном, К.К. Платоновым, Н.Д. Заваловой. В этих исследованиях синтезирова­лись достижения физиологии, медицины и психологии. Разрабатывались методы алгоритмического анализа деятельности.

Менялась и пси­хологическая теория. Отпадали устаревшие, нежизненные схе­мы. Деятельность человека становилась главным объектом пси­хологии. В отечественной психологии утверждается принцип деятельностного подхода к изучению психики человека. В полемике со сторонниками рефлексологии М.Я. Бассов утверж­дал, что психология сама по себе в состоянии изучать внутрипсихические явления. Исследуется индивидуальное поведение в его обусловленности социокультурными факторами. Широко развертываются психолого-педагогические исследования. Фор­мируется новая наука о воспитании и обучении, основанная на естественнонаучных достижениях, — педология. Исследуют­ся поведенческие аспекты психологии. Методологические ос­новы психологии разрабатываются Л.С. Выготским.

В 20-х годах ведутся широкие исследования в области патопсихологии и психотерапии (А.Р. Лурия, В.Н. Мячищев, К.К. Платонов), в сфере дефектологической психологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф).

В 1930 году был проведен первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. Рассматривая биосоциальную детерминацию поведения, участники съезда выступили с критикой буржуазных психологических школ. Была подвергнута критике и рефлексология. Концепция "поведенчества" стала считаться разновидностью буржуазной идеологии.

Возникла проблема "кризиса буржуазной психологии", актуализировалась необходимость "перестройки фундамента психологии". Усилилось внимание к сравнительной психоло­гии.

Основателем отечественной сравнительной психологии был известный биолог и психолог В.А. Вагнер (1849—1934). Вагнер считал, что разумные формы поредения эволюционно связа­ны с инстинктивными формами поведения. Рассматривая раз­витие психики в филогенезе (историческом развитии), Вагнер установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции ("Возникновение и развитие психических способностей", 1924 г.). Обострился интерес к генезису психических способностей в процессе индивидуального развития (в онтогенезе).

Л.С. Выготским (1896—1934) была разработана фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека. Формиру­ется фундаментальная идея Выготского о социальном опосредствовании психической деятельности человека. Таким опосредователем является, по Выготскому, знак (сло­во). Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие, психические проявления, функции человека: восприятие, произвольную память и волю. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия — действиями произвольными. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Сознание понимается в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Изучая детскую психологию на материале дефектологии, Л.С. Выготский пришел к выводу: сознание — динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Л.С. Выготский утверждал, что психическое развитие ребенка идет вслед за созреванием и обусловлено воздействиями среды на деятельностную сферу человека. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

С середины 30-х годов развитие советской психологии резко затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли "винтика", не нуждался в психологической науке. Был закрыт единственный в стране психологический журнал — "Психотехника", прекратили развитие все прикладные отрасли психологии. Резко сократились исследования по психологии личности и поведения, прекратились исследования генетических предпосылок психики. Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. До сих пор остаются мало исследованными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации различных социальных, культурных и этнических групп. Не исследовались такие психические явления, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность. Под запрет попала вся проблема половых психических различий. Появилась среднеполая, бесконфликтная, лишенная задатков и интеллектуальных особенностей модель усредненного "советс­кого человека".

Были разорваны связи с дореволюционной и мировой пси­хологической наукой. Но и на этом негативном фоне ведущие советские психологи создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие значения и в наши дни. Среди них отметим "Способности и одаренность", "Ум полководца" Б.М. Теплова; "Проблемы формирования характера", "Человек как предмет познания" Б.Г. Ананьева; "Экспериментальные основы психо­логии установки" Д.Н. Узнадзе и др. Значительные успехи были достигнуты в области педагогической и возрастной психологии (А. В. Запорожец, Н.А. Менчинская и др.), в области психофи­зики и психофизиологии (Е. Н. Соколов, С. В. Кравков и др.).

Концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С. Л. Рубинштейном (1889—1960) в его фундаментальном труде "Основы общей психологии" (1940). Основной исходный постулат С.Л. Рубинштейна: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью че­ловека. Психика и деятельность едины. Психика формируется и проявляется в деятельности. Внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы — цели, моти­вы, установки. Внешние причины действуют через внутрен­ние условия (См.: "Бытие и сознание", 1957 г.). Все психические проявления следует понимать как саморазвиваю­щиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты — психические образы, понятия, принятие реше­ний, регуляционные акты. Психические процессы, в том числе и мышление, развиваются как деятельность субъекта с объек­том, как система операций, обусловленная личностной моти­вацией. В работе "Человек и мир" (1973 г.) Рубинштейн посту­лирует: все бытие может быть понято только через человека.

Другой известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979), разрабатывая концепцию деятельностного под­хода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе (См.: "Проблемы развития психики", 1959 г.). В структуре деятель­ности человека Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий, а в структуре сознания — иерархию системообразующих его компонентов — систему значе­ний и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых обра­зований Леонтьев рассматривал в качестве базовой структуры личности (См.: "Деятельность. Сознание. Личность", 1975 г.).

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии (П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В. В. Да­выдов и др.).

В 60-х годах развитие отечественной психологии активизировалось. В 1964 году были открыты психологические факультеты в Московском, Ленинградском и Тбилисском университетах, а затем и Ярославском. Стала интенсивно разви­ваться инженерная психология, прикладные отрасли психологии. Началось преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах.

В 1971 году был создан Институт психологии АН СССР. С 1980 года издается "Психологический журнал". Другой пси­хологический журнал - "Вопросы психологии" — издавался с 1955 года.

Началась и концептуальная перестройка психологии, обусловленная достижениями в области кибернетики, теории информации и физиологии высшей нервной деятельности. Существенные, концептуальные сдвиги произошли в отечественной нейрофизиологии.

Уже в середине 30-х годов в физиологии высшей нервной деятельности складываются новые представления о работе мозга. Активную поисковую психическую деятельность трудно было объяснить простым рефлексом. В нейрофизиологии усиливаются поиски физиологических механизмов активной обработки информации, поступающей как из внешней, так и из внутренней среды.

Учение И. П. Павлова было развито П.К. Анохиным (1898—1974). Петр Кузьмич Анохин показал, что в основе психической регуляции лежат системные нейрофизиологические процессы, моделирующие поведенческую ситуацию. Модели­руемый полезный результат поведения организует все нервные процессы в единую функциональную систему, действующую на основе обратной связи. Функциональная теория П. К. Ано­хина стала широко использоваться в психологических исследованиях.

Мозговые механизмы психических процессов широко исследовал А.Р. Лурия (1902—1977) — основатель отечественной нейропсихологии. Изучая в 20-х годах состояние аффекта, Лурия разработал методику, позволяющую выявлять повтор­ные речевые и двигательные симптомы ранее испытанных индивидом аффективных состояний. Работая с Выготским, Лу­рия исследовал социальную обусловленность мышления (См.: "Об историческом развитии познавательных процессов", 1974 г.), но основные свои исследования Лурия посвятил проблеме мозго­вой локализации высших психических функций и их наруше­ний при локальных повреждениях мозга, разработке методов нейропсихологической диагностики. Исследуя психически аномальных детей, Лурия установил связь нару­шений абстрагирующей деятельности с дефектами волевой ре­гуляции и разработал ряд рекомендаций по компенсации пси­хических дефектов. А.Р. Лурия синтезировал современные нейрофизиологические и психологические данные. Ему принадле­жит первый учебник нейропсихологии «Основы нейропсихо­логии» (1973 г.).

В начале 70-х годов после длительного забвения пробле­мы наследственности развернулась широкая дискуссия по воп­росу о соотношении природных и социальных факторов в фор­мировании психики человека и его поведения.

И.В. Равич-Щербо в ряде исследований приходит к выво­ду о том, что умственные способности в значительной мере объясняются генетическими факторами (См.: "Проблемы дифферен­циальной психофизиологии", 1972 г.).

В 60-70-х годах активизируются исследования в области теории сознания, актуализируется проблема взаимосвязи сознания и подсознания (См.: Басин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968). В 1979 году в Тбилиси был организован Международный сим­позиум по проблеме бессознательного. К его открытию была подготовлена трехтомная монография "Бессознательное: про­блемы, функции методы исследования" (1978).

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось в конце 50-х и в начале 60-х годов.

Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е годы XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1929 года социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистс­кой идеологией, прекратила существование.

Отечественная социальная психология изучает психологию социальных групп на основе факторов, определяющих жизнедеятельность общества. Установлено, что в наиболее развитых социальных группах (коллективах) взаимодействие людей определяется общественно-ценностным содержанием их деятельности. Ведутся разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования. Однако достижения отечественной социальной психологии еще не выстроились в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

В настоящее время отечественные теоретические исследо­вания в области нейрофизиологии и психологии сократились. Широкое распространение получила эмпирическая психология.

16. Дайте характеристику основным школам западной психологии.

1. Бихевиоризм - это направление в психологии, которое изучает поведение животных и человека на основе наблюдения за их реакциями на стимулы. Основные принципы бихевиоризма включают в себя идею о том, что поведение человека является результатом его взаимодействия с окружающей средой, и что поведение можно изучать только через наблюдение за реакциями на внешние стимулы.

2. Гештальтпсихология - это направление в психологии, которое исследует структуру восприятия и мышления человека. Основные принципы гештальтпсихологии включают в себя идею о том, что восприятие человека не является суммой отдельных элементов, а представляет собой целостный образ, который формируется на основе связей между элементами.

3. Фрейдизм - это направление в психоанализе, которое было разработано австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Основные принципы фрейдизма включают в себя идею о том, что наша психика содержит бессознательное, которое является источником наших эмоций, желаний и конфликтов. Фрейдизм также подчеркивает важность анализа сновидений и других символов, которые могут помочь нам понять наши скрытые желания и конфликты.

4. Гуманистическая психология - это направление, которое возникло в середине 20 века и стремилось к изучению человеческой природы и развитию личности. Основные принципы гуманистической психологии включают в себя идеи о самоактуализации, самореализации и развитии личности через самореализацию.

5. Когнитивная психология - это направление психологии, которое занимается изучением того, как люди воспринимают, понимают и обрабатывают информацию. Основные принципы когнитивной психологии включают в себя идею о том, что наш разум работает на основе обработки информации, и что мы можем изменять свои мысли и поведение через изменение наших когнитивных процессов.

6. Экзистенциальная психология - это направление психологии, основанное на философской идее о существовании человека в мире.

17. Проанализируйте особенности основных школ отечественной психологии.

4.1. Представления древнегреческих мыслителей о душе. Древнегреческие мыслители, такие как Платон, Аристотель, Сократ и другие, имели различные представления о душе.

18. В чем состоят особенности современного этапа в развитии отечественной психологии?

Современный этап в развитии отечественной психологической науки характеризуется рядом особенностей.

1. Возрастание роли социальной психологии в жизни общества. В настоящее время социальная психология становится все более востребованной в различных сферах жизни, таких как образование, медицина, бизнес и т.д. Это связано с тем, что люди все больше осознают свою зависимость от других людей и социальных групп, а также с необходимостью понимания и управления своими эмоциями и поведением в разных ситуациях.

2. Развитие новых направлений и подходов в психологии. В настоящее время появляются новые направления и подходы в психологии, такие как психология развития, психология творчества, психология здоровья и др. Эти направления помогают лучше понимать различные аспекты человеческой психики и находить новые способы ее развития и улучшения.

3. Увеличение внимания к проблемам личности. В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам личности, ее развитию, самоопределению и самореализации. Психологи разрабатывают новые методы и подходы, которые помогают людям лучше понимать себя и свои потребности, а также находить способы их удовлетворения.

4. Развитие психологической науки в контексте научных исследований. В настоящее время психологические исследования проводятся не только в университетах и научных институтах, но и в различных компаниях и организациях. Это позволяет получать новые данные и знания о психологических процессах и явлениях, а также применять их на практике.

5. Использование современных технологий и методов. В настоящее время психология активно использует современные технологии и методы, такие как интернет-технологии, виртуальная реальность, нейронаука и др. Это помогает лучше понимать процессы и механизмы работы мозга, а также создавать новые методы диагностики и лечения психических заболеваний.