2 подписчика

Принципы и методы психологии

3.1.Принципы психологии

Принципы психологии - это основные положения, на которых строится научная психология. Они помогают объяснить и понять поведение человека, его мышление, эмоции и социальные взаимодействия. Вот некоторые из принципов психологии:

1. Принцип активности - человек является активным субъектом, который сам создает свою жизнь и определяет свое поведение.

2. Принцип развития - человек развивается на протяжении всей жизни, и его развитие зависит от многих факторов, таких как генетика, окружающая среда и опыт.

3. Принцип детерминизма - все события в жизни человека имеют свои причины и следствия, и эти причины могут быть как внешними, так и внутренними.

4. Принцип системности - человек рассматривается как сложная система, которая состоит из множества элементов и взаимодействует с другими системами.

5. Принцип единства сознания и деятельности - сознание и поведение человека взаимосвязаны, и деятельность является основным способом проявления сознания.

6. Принцип индивидуальности - каждый человек уникален и имеет свои особенности, которые определяют его поведение и развитие.

7. Принцип социальной детерминации - поведение человека определяется не только его внутренними факторами, но и социальными нормами, ценностями и отношениями.

8. Принцип рефлексии - человек способен осознавать себя и свои действия, что позволяет ему контролировать свое поведение и развиваться.

9. Принцип целостности - человек рассматривается как целостная личность, а не как набор отдельных черт и качеств.

10. Принцип эволюции - психология развивается вместе с обществом и наукой, и новые открытия и методы могут изменить наше понимание человека и его поведения.

11. Принцип отражения - в психике нет ни капли того, что не было бы отражением его реальности.

3.2. Методы психологии

Методы психологии- это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

Основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, содержание и состояние его психики в целом; первая и вторая сигнальные системы; невербальные средства; компьютерная техника; тестовые и иные опросные бланки и другие.

Профессионализм психики специалиста предполагает наличие у него:

-Позитивной мотивации профессиональной деятельности

-необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально необходимых качеств;

-развитого профессионального мышления

-достаточного уровня общей и профессиональной эрудиции

-высокой стрессовой устойчивости

4 группы методов:

1. Эмпирические методы - сбора информации о психических особенностях, как отдельного человека, так и социальной группы.

2. Методы обработки и систематизации полученной информации.

3. Теоретические методы- анализа и интерпретации результатов исследования, получения выводного знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

4. Методы практического характера:

а) методы оказания различных форм психической помощи людям

б) методы активного социально-психологического научения

Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы - сбора психологической информации:?

-наблюдение

-познавательная беседа

-опрос

-экспертная оценка

-оценка полярных профилей

-эксперимента

-тестирования

-анализа документов

-анализа результатов деятельности

-самонаблюдения и самоотчетов

Все это-общие методы психологии.

В отдельных отраслях психологии могут использоваться и другие, специальные методы.

Для лучшей работы необходимо использовать - систему методов.

Совокупность методов и процедуру их использования для изучения психических и социальных особенностей человека и группы принято называть - методикой исследования.

При решении любой исследовательской задачи необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Какой или какие психические феномены у отдельного человека или у социальной группы нужно изучить?

2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявляется?

3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен?

4. Кто выступает объектом и какова выборка изучения?

5. Какова цель изучения психического феномена?

В зависимости от ответа на эти вопросы избирается, разрабатывается соответствующая методика и программа исследования.