3.1.Принципы психологии
Принципы психологии - это основные положения, на которых строится научная психология. Они помогают объяснить и понять поведение человека, его мышление, эмоции и социальные взаимодействия. Вот некоторые из принципов психологии:
1. Принцип активности - человек является активным субъектом, который сам создает свою жизнь и определяет свое поведение.
2. Принцип развития - человек развивается на протяжении всей жизни, и его развитие зависит от многих факторов, таких как генетика, окружающая среда и опыт.
3. Принцип детерминизма - все события в жизни человека имеют свои причины и следствия, и эти причины могут быть как внешними, так и внутренними.
4. Принцип системности - человек рассматривается как сложная система, которая состоит из множества элементов и взаимодействует с другими системами.
5. Принцип единства сознания и деятельности - сознание и поведение человека взаимосвязаны, и деятельность является основным способом проявления сознания.
6. Принцип индивидуальности - каждый человек уникален и имеет свои особенности, которые определяют его поведение и развитие.
7. Принцип социальной детерминации - поведение человека определяется не только его внутренними факторами, но и социальными нормами, ценностями и отношениями.
8. Принцип рефлексии - человек способен осознавать себя и свои действия, что позволяет ему контролировать свое поведение и развиваться.
9. Принцип целостности - человек рассматривается как целостная личность, а не как набор отдельных черт и качеств.
10. Принцип эволюции - психология развивается вместе с обществом и наукой, и новые открытия и методы могут изменить наше понимание человека и его поведения.
11. Принцип отражения - в психике нет ни капли того, что не было бы отражением его реальности.
3.2. Методы психологии
Методы психологии- это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.
Основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, содержание и состояние его психики в целом; первая и вторая сигнальные системы; невербальные средства; компьютерная техника; тестовые и иные опросные бланки и другие.
Профессионализм психики специалиста предполагает наличие у него:
-Позитивной мотивации профессиональной деятельности
-необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально необходимых качеств;
-развитого профессионального мышления
-достаточного уровня общей и профессиональной эрудиции
-высокой стрессовой устойчивости
4 группы методов:
1. Эмпирические методы - сбора информации о психических особенностях, как отдельного человека, так и социальной группы.
2. Методы обработки и систематизации полученной информации.
3. Теоретические методы- анализа и интерпретации результатов исследования, получения выводного знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.
4. Методы практического характера:
а) методы оказания различных форм психической помощи людям
б) методы активного социально-психологического научения
Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы - сбора психологической информации:?
-наблюдение
-познавательная беседа
-опрос
-экспертная оценка
-оценка полярных профилей
-эксперимента
-тестирования
-анализа документов
-анализа результатов деятельности
-самонаблюдения и самоотчетов
Все это-общие методы психологии.
В отдельных отраслях психологии могут использоваться и другие, специальные методы.
Для лучшей работы необходимо использовать - систему методов.
Совокупность методов и процедуру их использования для изучения психических и социальных особенностей человека и группы принято называть - методикой исследования.
При решении любой исследовательской задачи необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Какой или какие психические феномены у отдельного человека или у социальной группы нужно изучить?
2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявляется?
3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен?
4. Кто выступает объектом и какова выборка изучения?
5. Какова цель изучения психического феномена?
В зависимости от ответа на эти вопросы избирается, разрабатывается соответствующая методика и программа исследования.