Найти тему
Киноobzor

Оскар-1962: Бильярдист [обзор победителей]

Я никогда не был поклонником спортивных драм, ибо всегда находил их однообразными и скучными. Однако случались исключения, когда подобная предвзятость уходила далеко на второй план, а на первый выходила особое эстетическое составляющее, когда спорт служил лишь фоном или инструментов для вскрытия насущных человеческих проблем и вопросов. Да, есть примеры таких фильмов, где через спорт герои познавали самих себя, видели свои ошибки и учились на них. Одним из примеров подобных фильмов можно назвать художественную картину «Бильярдист».

Синопсис Эдди Фелсон считает себя лучшим бильярдистом в стране. И действительно, он обладает завидным талантом и умением не только держать кий и мастерски им выбивать все шары, но в целом имеет хитроумную тактику по выматыванию противников, чтобы напоследок разбить их в пух и прах. Так было до встречи с одним из сильнейших бильярдистов по прозвище «Толстяк из Минессоты», которому Эдди решил бросить вызов. Однако эта победа достанется Эдди слишком большой ценой.

-2

Игра актёров В первую очередь следует отметить Пола Ньюмана в роли Эдди Фелсона, молодого и красивого парня, который отточил завидный талант профессионального бильярдиста, однако вместо того чтобы направить эту внутреннюю энергию в правильное русло, заслужив настоящее уважение, Эдди использует свои способности ради легкой наживы, чем ранит близких людей и приносит вред самому себе. Также я бы выделил Пайпер Лори в роли Сары, одинокой и несчастной молодой женщины, которая впервые испытала свою «нужность», но была жестоко предана, что окончательно разбило сердце для молодой девушки. Из второплановых ролей я бы отметил Джорджа К. Скотта в роли Берта Гордона, могущественного и богатого спортивного менеджера и, судя по всему, опасного бандита, который привык легко получать желаемое, цинично распоряжаясь не только своими средствами, но и чужими жизнями. Наконец, следует упомянуть Джеки Глисона в роли Толстяка Миннесоты, который оказался единственными достойным противником Эдди, который зауважал героя по-настоящему.

-3

Режиссура Режиссер Роберт Россен снял проницательную психологическую драму о людях, которые привыкли совершать ошибки, но не привыкли платить за них высокую цену. Фильм нельзя назвать спортивной драмой в её классическом виде. Хотя спортивный подтекст и демонстрация бильярдных турниров действительно внушают как минимум энциклопедический интерес. Однако, как было замечено выше, бильярд здесь служит лишь фоном, поскольку на первый план выходят идея об общечеловеческой порядочности и умение ценить то, что имеешь. Героям предстоит пройти через многое, но лишь потом они смогут обрести то, чего желали.

-4

Сценарий Фильм приоткрывается, на первый взгляд, довольно обычной сценой: двое мужчин, следующих на машине откуда-то издалека, решают остановиться ненадолго в придорожном баре и между делом сыграть в бильярд. Они представляются в качестве коммивояжеров, которые едут на какую-то конференцию, где молодой герой должен получить приз, и чтобы убить время, решают сыграть партию одну-другую. Но их игра привлекает внимание других посетителей бара. Герои начинают делать денежные ставки, причем на серьезные суммы. Молодой человек, явно проигрывающий одну партию за другой, всё равно по-прежнему продолжает ставить на себя и заставляет это делать других. Кажется, его вот-вот оберут до нитки. Но сцена сменяется, где этот молодой герой, которого зовут Эдди Фелсон, горделиво достает бумажник, набитый пачкой денег, и становится понятно, что вся это сцена был сплошной мухлеж, а Эдди – действительно профессиональный бильярдист, который привык при помощи такой тактики выбивать противника.

-5

И вот герои прибывают в Нью-Йорк, где в частном бильярдном клубе Эдди намеревается разбить в пух и прах другого опытного бильярдиста по прозвищу «Толстяк Миннесота». Для Эдди это дело принципа. Ему даже не столько важно победить «Толстяка», сколько важно, чтобы «Толстяк» лично признал это поражение. По итогу герой спотыкается на своей же ловушке, проиграв не только выигранные деньги, но практически свои сбережения. Решив взять паузу, Эдди бросает своего партнера, знакомится с необычной девушкой по имени Сара и проводит лишь мелкие бильярдные партии. Но однажды Эдди получает предложение от самого Бёрта Гордона, личного менеджера «Толстяка Миннесоты», что, с одной стороны, вдохновляет Эдди на очередные победы, с другой, незаметно рушит его жизнь и жизнь его любимых.

-6

Итог На самом деле, «Бильярдист» - это тонкая проникновенная драма о непознанных материях человеческой души. Бильярд в фильме – это лишь фабула, фон, на котором развиваются самым неожиданным образом человеческие судьбы. Герои ради глупых принципов совершают роковые ошибки. Одни уже потеряли душу, другие вот-вот потеряют, а третьи настолько искалечены изнутри, что, скорее, существуют, чем живут. В общем, фильм сам по себе очень сложный, но безумно интересный, поэтому рекомендую к просмотру.

Интересные факты о фильме и создателях:

  • Фильм был удостоен двух премий Оскар, включая за лучшую работу оператора (черно-белые фильмы) и работу художника-постановщика (черно-белые фильмы).
  • Фильм является экранизацией одноименного романа американского писателя-фантаста Уолтера Трэвиса.
  • В 1997 году фильм был включен в Национальный реестр фильмов.

Если вам понравился данный обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Также буду рад вашему мнению на фильм в комментариях ниже. Скоро вас ждут новые обзоры на фильмы-лауреаты Оскара, о которых вы могли не знать, которые также захотите увидеть.