Найти тему
114 подписчиков

Философия образования: основные проблемы

196 прочитали
 В. В.

В. В. Краевский полагает, что наукой об образовании в широком смысле может служить «педагогическая философия», которая раскрывает связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью.

Долгое время наукой об образовании (воспитании и обучении) считалась педагогика. Сейчас педагогическое знание не в силах охватить весь комплекс проблем и противоречий образовательного пространства. Необходимость пересмотра «предметной области всего комплекса наук об образовании» отмечена в трудах известного методолога науки академика РАО A. M. Новикова. По его словам, эта область «значительно шире, чем только педагогика».

В XXI в. назрела потребность в науке, которая бы рассматривала образование в более широком контексте, нежели только в социальном или педагогическом. Согласно В. Н. Никитенко, «появление такой науки не противоречило бы принципу соответствия, который гласит, что всякая новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай».

И если в конце XX в. грань между анализом образования с позиций науки, специально его изучающей (педагогики), и с позиций философии еще не была вполне четкой, то сегодня, на наш взгляд, эта граница имеет вполне ясный характер. В настоящей статье попытаемся проследить историю возникновения и развития философии образования и сформулировать ее фактический статус в современном мире научного знания, продемонстрировать ее состоятельность.

Философский анализ всегда предварял новации в сфере образования. Философия образования позволяет коренным образом переосмыслить образовательные процессы. Так, результатом философского осмысления образовательной действительности в течение нескольких десятилетий стала смена традиционной парадигмы («ЗУН – парадигма результата») на «парадигму результата образования – через систему компетенций». Сегодня тема «компетентностного подхода» является объектом дидактики высшей школы, управления персоналом и пр., однако, вспомнив историю, можно уверенно говорить о преимущественной роли философии образования в развитии этой парадигмы. В 1970-е гг. образование, ориентированное на компетенции, было впервые описано американским философом-теоретиком, лингвистом Ноамом Хомским (Массачусетский университет). Значительный вклад в области диагностики и исследования компетентностей высокого уровня, их природы, развития, оценки и реализации внес Джон Равен (Эдинбургский университет, Шотландия).

Философия образования позволяет по-новому взглянуть на образование в XXI в. Наиболее перспективным признано образование, которое развивается на основе двух взаимосвязанных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, находить нужное и умения применить полученную информацию. Стало привычным и очевидным, что целью образовательной деятельности служит не триада – «знания, умения и навыки», а культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто так или иначе включается в пространство образовательной деятельности. В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав четыре столпа, на которых основывается образование (научить- ся познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить), определил, по сути, базовые глобальные компетентности. Согласно Делору, важнейший принцип образования – «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и, в более широком смысле, компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».

Формирование философии образования как самостоятельной отрасли знания имело длительную историю. Философия образования впервые появляется в США. Датой возникновения принято считать 1941 г., – время основания Американского общества философии образования при Колумбийском университете. Целью данного общества являлось изучение философских проблем образования, налаживание конструктивного сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, обучение кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ. Общество регулярно организовывало и проводило тематические конференции по проблемам образования.

Трудности становления философии образования как науки вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью самого определения «философия образования». Приведем лишь несколько примеров концептуализации философии образования. Определение в энциклопедии Britannica: «философия образования – это область изучения, исследования и практического применения, в которой философские методы применяются к изучению проблем, тем и сущности образования...» На рубеже XX–XXI вв. В. А. Караковский определил философию образования как ветвь современной философии; В. В. Краевский видел философию образования как эклектическую область приложения определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности, приравнивая философию образования к прикладной философии. Согласно Г. Л. Ильину, философия образования есть научное направление, предполагающее определенный способ мышления и изучающее наиболее общие и существенные закономерности и зависимости современных образовательных процессов в историческом и социальном контексте (экономическом, политическом, технологическом, педагогическом, психологическом, нравственном). Философию образования как философскую метафизику, более широкую область философского знания по сравнению с социальной философией и философской антропологией, представляет О. Е. Крашнева. Как неуловимую структуру современной педагогики рассматривает философию образования Д. И. Корнющенко.

Философия образования есть научная область изучения противоречий, проблем и вопросов образования, возникшая в XX– XXI вв., которая привлекает идеи философов, педагогов, социологов, антропологов, создавая собственную «калейдоскопичную» картину образовательной действительности человека и общества в современном мире.

На наш взгляд, в концептуальном плане предметом философии образования являются наиболее общие основания картины образовательной действительности.

Задача философии образования – решение двух основополагающих проблем:

1) определение места и роли образования в жизни человека;

2) определение места и роли образования в жизни общества.

Анализ истории философии образования как научной дисциплины показывает, что сегодня уже оформилась четкая структура данной предметной области: онтология образования; гносеология образования; логика образования; аксиология образования; методология образования; этика и эстетика образования; история образования.

Функциями философии образования можно считать следующие: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксиологическая, мировоззренческая, преобразовательная, регулятивная, прогностическая.

Изучение философии образования незаменимо для организации полноценного профессионального образования. Сегодня философия образования нужна и философам, и педагогам. Она способна сформировать кругозор, обеспечивающий педагогу понимание места педагогики или преподаваемой им предметной области в современном мире, а не только в истории и теории педагогики. «Учитель может вырабатывать свою собственную философию и придерживаться ее, она может оказаться повторением или сочетанием известных из литературы, может оказаться и довольно оригинальной, но дело не в этом: какова бы ни была сама по себе твоя личная философия образования, если ты вообще даешь себе труд продумывать природу образовательного процесса, качество твоего преподавания всегда улучшается».