Любая война, тем более такая долгая и кровопролитная, как Великая Отечественная, не обходится без потерь и без наличия плена. Попадали в плен не только рядовые и сержанты, младшие офицеры, что непосредственно воюют на передовой, в прямом огневом контакте с противником. Попадали в плен и генералы - командиры дивизий, корпусов, командармы, высокопоставленные офицеры, члены Военного Совета и т.д.
И не только в 1941 году, когда клинья вермахта прорывали оборону советских войск, брали их в "котлы". Так, для примера, в плен попали генерал-майор П.В.Сысоев, командир 36-го стрелкового корпуса КОВО - 11 июля 1941 года; генерал-лейтенант Ф.А.Ершаков, командующий 20-й армией Западного Фронта - 10 октября 1941 года; генерал-майор П.Г.Макаров, замкомандира 11-го механизированного корпуса ЗапОВО - 8 июля 1941 года и т.д.
Конечно, основная масса плененных советских генералов приходится на 1941-1942 годы.
Но было и пленение советских генералов в апреле (!!) 1945 года! Когда война уже отсчитывала последние дни и все давно было понятно. Но враг дрался до последнего.
Так 22 апреля 1945 года попал в плен Герой Советского Союза генерал-майор А.А.Вашкевич. Стоит сказать, тогда он был полковником. Был назначен командиром 5-й пехотной дивизии Войска Польского еще в июле 1944 года. Получил звание "генерал бригады Войска Польского".
В апреле 1945 года в ходе Баутцен-Вайсенбергского сражения, как части Берлинской наступательной операции, 5-я пехотная дивизия понесла большие потери. В результате контратаки гитлеровцев штаб дивизии был окружен, Вашкевич получил тяжелое ранение и попал в плен. Что с ним было - досконально неизвестно, но 4 мая 1945 года страшно обезображенный труп Вашкевича был обнаружен в лесу.
11 июля 1945 года полковнику А.А.Вашкевичу посмертно присвоено воинское звание "генерал-майор".
А 24 апреля 1945 года в ходе этого же сражения в плен попал Герой Советского Союза генерал-майор В.К.Максимов, заместитель командира 7-го гвардейского механизированного корпуса 1-го Украинского Фронта (командующий - маршал Советского Союза И.С.Конев).
Три немецких танковых дивизии внезапно нанесли сильный контрудар по советским войскам, наступавшим на Берлин. В результате часть советских войск под командованием генерал-майора Максимова попала в полное окружение и сражалась еще трое суток! Деблокирующий удар гитлеровцы отразили. Тогда, собрав остатки войск Максимов повел их на прорыв. В ходе боя он пропал без вести.
Толком дальнейшая судьба Героя Советского Союза генерал-майора Максимова неизвестна. По разным данным он попал в плен тяжелораненным. Позднее в захваченных немецких документах обнаружили протокол допроса плененного генерал-майора Максимова.
В немецком госпитале ему ампутировали обе ноги и, якобы, 10 мая он скончался в уже освобожденном госпитале в г.Циттау.
По другим данным - скончался уже 17 мая 1945 года. По третьим - советские бойцы в госпитале в г.Циттау обнаружили и опознали 12 мая уже труп Максимова, а скончался он от ранения или был убит - информации нет...
Но очень странно - В конце апреля 1945 года советские войска в полном окружении сражаются трое суток и их не могут вызволить?? Это, что, 1941-й? Почему???
Может, здесь разгадка - еще 17 апреля 1945 года командующий 1-м Украинским Фронтом маршал И.С.Конев дал распоряжение войскам фронта - "...Наши войска должны быть в Берлине первыми..." (цитата по книге С.Я.Лавренова, И.М.Попова "Крах III Рейха").
Любая заминка на пути войск рассматривалась Коневым через призму "соревнования" с маршалом Жуковым о прорыве к Берлину. Чтобы первому доложить на самый верх - Мой фронт в Берлине!
В этой связи любопытна вот такая телеграмма от Конева с налетом какой-то паники даже -
"...Войска маршала Жукова в 10 километразх от восточной окраины Берлина. Приказываю обязательно сегодня ночью ворваться в Берлин первыми! Исполнение донести"
Интересно, сколько жизней солдат в самом конце войны стоило такое "соревнование маршалов Победы"? ...
Может, поэтому было не до попавших в окружение войск Максимова - Берлин, Берлин скорее брать надо!!! Урррааа!!! ...
________________________________________
Всего, опять - по разным данным, в плену за годы Великой Отечественной оказалось 83 советских генерала.
Кто-то выдержал с честью все муки и испытания, был освобожден, даже вернулся в строй.
Кто-то, как мог боролся и в заключении, за что гитлеровцы таких расстреливали.
А кто-то смалодушничал и пошел на сделку с врагом, стал ему прислуживать ... О таких лучше и не вспоминать.
Этот генерал, командир дивизии на начальном этапе войны, в плен попадал дважды! И стал единственным за годы Великой Отечественной генералом, кто дважды успешно бежал из плена!
Всего же за четыре месяца блужданий, после своих побегов, по оккупированной территории, а второй раз - в одиночку, он прошел путь в 1 000 километров! Уму непостижимо!
Такова военная судьба генерал-майора Александра Васильевича Бондовского -
Родился в Пензе, до революции окончил 4 класса частной гимназии. С началом Первой Мировой войны был мобилизован, направлен учиться в 4-ю Московскую школу прапорщиков. Служил командиром взвода, воевал на Северном Фронте Первой Мировой, стал командиром полуроты.
После революции, в ноябре 1917 года покинул свой полк.
Вернулся на родину - в Пензу, стал сотрудником городской милиции.
В июле 1918 года Бондовского призвали во вновь создаваемую Красную Армию. Он сражался на фронтах Гражданской войны, командовал ротой, батальоном, служил командиром 112-х Пензенских пехотных курсов комсостава.
В 1926 году окончил курсы "Выстрел", на которых готовили командиров среднего и старшего звена. Он еще вернется на эти курсы, но уже в другом предназначении.
Сослуживцы характеризовали Бондовского, как осторожного и хладнокровного, отличавшегося при этом личной смелостью.
Он умел принимать правильные решения в самых сложных ситуациях, не боясь брать ответственность на себя.
Казалось бы, Бондовского ожидает быстрое движение по карьерной лестнице, но все было не так просто. Его военная карьера развивалась неспешно, без резких, головокружительных взлетов.
В 1931 году Бондовский стал командовать стрелковым полком и командовал им целых восемь лет!
К слову - многие из тех, с кем он когда-то вместе учился на курсах "Выстрел" продвинулись выше и заняли куда более высокие посты. Но, может, такая неспешная карьера и помогла в чем-то Бондовскому?
Он спокойно прошел через рифы 1937-1938 годов. Хотя, как известно из истории - он такой был не один. Если человек честно выполнял свой долг - вопросов к нему не было.
В августе 1939 года полковник Бондовский назначается командиром 85-й стрелковой дивизии, в ноябре того же года он становится "комбригом", а в 1940 году ему присвоили звание "генерал-майор".
В начале 1940 года дивизию комбрига Бондовского направили для участия в войне с финнами, но когда дивизия прибыла на фронт, боевые действия уже были завершены.
С июня 1940 года 85-я дивизия вошла в состав Западного ОВО тогда еще генерал полковника танковых войск Д.Г.Павлова.
Вот как сам Бондовский вспоминал о начале войны -
"... Работа над планом действий дивизии и частей на случай войны вынуждала меня отдыхать и часто ночевать в дивизии, для чего рядом с кабинетом была создана комната отдыха, в которой очень часто ночевали: я, мой заместител бригадный комиссар Толкачев Н.И. и начальник особого отдела Гурьев...
...Война вплотную подступала к советской границе. Вернулся в кабинет, где меня ожидал начартдив полковник Тарасов. С ним скоро был решен вопрос о дозавозе недос боекомплектов боеприпасов 23 июня, возложив это на 223 ГАП.
Во время обсуждения этого вопроса неожиданно для на штаба дивизии весьма неприятно провыла, а затем, издав резкий неприятный звук, разорвалась бомба, а за ней начали рваться другие.
Сквозь разрывы отчетливо слышался противный вой самолетов. Как-то невольно у меня из груди вырвался тяжелый вздох: «Ну, Тарасов, война началась!».
«Да, это война»–также тяжело вздохнув, сказал Тарасов. В течение всей моей сознательной жизни у меня выработалась привычка – фиксировать в памяти время выдающего события. Так и тогда за тяжелым вздохом я машинально потянулся к ручным часам. Часы показывали 4 часа 22.06.1941...
... В числе первых телефонных сигналов ко мне был сигнал от начальника оперативного отдела штаба армии полковника Пешкова. Он передал распоряжение наштарма о том, чтобы я из города не выезжал и ждал вызова в штаб армии за получением боевой задачи.
Он же предложил послать в штаб армии командира за планами дивизии и частей. Я отказался получать планы, ибо для меня, да и не только для меня было ясно, что наши планы ни больше – ни меньше, как груда ненужных бумаг... "
85-я дивизия находилась в районе города Гродно (Белоруссия), поэтому попала под удар гитлеровских войск в самые первые часы войны. В течение нескольких суток бойцы соединения, находясь в окружении, вели тяжёлые бои с противником, неся потери и делая отчаянные попытки прорваться.
С 23 июня, применяя подвижную оборону, дивизия отошла на рубеж рек Неман и Свислочь, где вела оборонительные бои. Под натиском превосходящих сил противника ее части с боями, неся большие потери, отходили к городу Гродно.
Из воспоминаний А.В.Бондовского -
"...За время отхода ... дивизия понесла две очень большие потери.
Тяжелую картину увидели все мы на дорогах, идущих из Гродно в сторону нового рубежа обороны р.Свислочь: в одиночку и группами стояли подбитые автомашины или остовы сожженных автомашин нашего 2-го автомобильного батальона ...
... 2-й автобат штатных зенитных средств не имел. Дивизионные и полковые зенитные средства не могли надежно прикрывать свои походные и боевые порядки. Поэтому командир 2-го батальона старший лейтенант Эгерский мог рассчитывать только на 2–3 часа ночного времени, чтобы ... без потерь перебазировать свой автобат, но он с этим не справился. Только отдельным автомашинам удалось оторваться от колонны и уйти в укрытия.
Рано утром 23 июня дивизия лишилась целой части – 2-го автомобильного батальона.
... Полевой автомобильный хлебозавод имел задачу перейти из Гродно в район к востоку от совхоза «Свислочь» и в пункте начальника тыла дивизии развернуться и организовать первую в боевых условиях выпечку хлеба.
Командир ПАХа ... на рассвете 23-го июня ... в месте, напоминающем овраг, развернулся и начал готовиться к выпечке хлеба ... появившимися бомбардировщиками немцев все автомашины ПАХа были жестоко разбомблены. Личный состав понес большие потери. Погиб и командир ПАХа. Это еще больше усугубило проблемы снабжения всеми видами довольствия..."
85-я стрелковая дивизия прикрывала отход соединений 11-го механизированного корпуса, а после встречи с частями 21-го стрелкового корпуса, вместе прорывались южнее Минска. Из боев, как говорится - "не вылезали".
С 5 июля остатки дивизии пробивались к своим уже отдельными группами. Получилось вырваться лишь единицам, и вскоре дивизия, как боевая единица, перестала существовать.
Среди тех, кто пытался выйти к своим, был и командир дивизии Александр Васильевич Бондовский.
Первый раз он попал в плен 21 июля 1941 года, в районе д.Миляково. Бондовский шел вместе с группой военнослужащих дивизии в составе 6 человек. Неожиданно появившиеся гитлеровцы шансов укрыться не оставили...
Но уже через пять дней, когда колонну советских пленных, в числе которых был и Бондовский, вели на Запад, вместе с еще несколькими военнослужащими ему удается бежать.
В течение двух месяцев группа шла по оккупированной территории, пытаясь выйти к линии фронта. Наконец, 16 сентября встретили части Красной Армии.
Казалось, все кошмарное закончилось. Но 21 октября 1941 года, во время переправы через реку Десна в районе деревни Коломыя, Бондовский вновь попал в плен.
Он не стал ждать, что будет дальше, а в эту же ночь бежал.
Теперь он был один и продвигался пешком, ночами, осторожно, стараясь не идти по открытым дорогам, обходя деревни и города - Новгород-Северский, Ямполь, Глухов, Рыльск, Курск.
Шел почти 2 месяца. Только 24 декабря Бондовский перешел линию фронта.
Стоит учесть, что и погода была уже совсем не лето...
В удивительную историю спасения командира дивизии было поверить очень сложно. Нет ничего удивительного, что до апреля 1942 года он проходил спецпроверку в органах НКВД на возможное предательство.
В ходе проведенной проверки ничего компрометирующего обнаружено не было, Александр Васильевич Бондовский продолжил борьбу с захватчиками.
С апреля 1942 по ноябрь 1943 года он был преподавателем Высших стрелково-тактических курсов "Выстрел".
В ноябре 1943 года генерал-майор Бондовский пишет рапорт с просьбой отправить его на фронт, в Действующую армию.
Просьбу удовлетворяют - Бондовский вступил в должность заместителя командира 121-й стрелкового корпуса 50-й армии Белорусского Фронта.
Из наградного листа на награждение орденом Красной Звезды:
"Провел большую работу по формированию корпуса и показал себя хорошо знающим свое дело. … 108 и 110 стрелковые дивизии, где много и плодотворно проработал тов. Бондовский в боевых операциях показали себя подготовленными к успешному форсированию реки Днепр и дальнейшему наступлению".
В составе корпуса участвовал в Гомельско-Речицкой наступательной операции.
В декабре 1943 года генерал-майор Бондовский назначен командовать 324-й стрелковой дивизией Белорусского Фронта.
Ее части вели наступательные бои, приняли участие в Рогачевско-Жлобинской наступательной операции. 23 февраля дивизия форсировала реку Днепр в районе Адаменка (южнее города Быхов) и веле ожесточенные бои с противником за удержание и расширение плацдарма на реки Днепр.
Выехав с группой офицеров дивизии на рекогносцировку и оценку обстановки, Бондовский попал под артобстрел гитлеровцев и получил тяжелое ранение. Долгое время находился в госпиталя, ему ампутировали ногу. После госпиталя, став инвалидом, больше в боях участия не принимал.
Но из рядов Вооруженных Сил Александр Васильевич не ушел - продолжил преподавать на курсах "Выстрел", а уже после войны, с сентября 1946 года являлся начальником военной кафедры Педагогического института в г.Полтава.
Но здоровье оказалось сильно подорвано, в мае 1947 года генерал-майор Бондовский вышел в отставку.
Волею судеб в последние годы жизни переехал жить в г.Иваново.
Генерал-майор Александр Васильевич Бондовский, единственный в истории Великой Отечественной генерал, которому удалось дважды сбежать из вражеского плена, а затем пройти длинный и тяжелый путь домой, скончался 15 марта 1970 года.
Похоронен в г.Иваново.
Вот такая судьба мужественного и много перенесшего в жизни человека, но не сломившегося, не изменившего присяге.
Именно благодаря, в том числе и таким, была выиграна Великая Победа!
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.