Что из себя представляет? Для чего создавался? Как спастись пилоту если борт подбили? Почему проект закрылся?
Предисловие
Холодная война... гонка между СССР и США за первенство... В 60-х годах в США началось проектирование проекта "Х-20" (космического самолёта-бомбардировщика под названием "Dyna Soar"). В ответ, в СССР решают создать конкурента "Х-20". Этому конкуренту дают название "Спираль".
Разработка и испытания
"Спираль" начал свою разработку в 1966 году в ОКБ-155 А. И. Микояна. под руководством конструктора Г. Е. Лозино-Лозинского (создателя всем известного "Бурана"). Испытания были с 1969 года по 1974 год, они проводились в атмосфере и специально для них были созданы дозвуковой аналог МИГ 105.11 и беспилотные орбитальные ракетопланы БОР-5.
Для того чтобы поднять "Спираль" на околоземную орбиту (именно на такой высоте должна была производиться боевая работа орбитального самолёта), требовался самолёт-разгонщик. Задумка заключалась в том, что после взлёта с аэродрома самолёт-разгонщик с орбитальным самолётом на спине набирал скорость около 6 махов (это ~7500 км/ч) и одновременно поднимаясь на высоту 25-30 км, орбитальный самолёт отделялся и с помощью двухступенчатого ракетного ускорителя доразгонялся до первой космической скорости (это ~7,9 км/с) и поднимался на высоту 150-170 км.
Возможности и предназначение
"Спираль" способен был совершить один виток вокруг Земли, выполняя при этом радиолокационную разведку (ночь и облака были для него не помехой) и ведя манёвренный бой в космическом пространстве. Специально для "Спирали" создавался новый тип боевых ракет класса "космос-космос" и была возможность нести на борту ракету с ядерной боеголовкой.
"Вести манёвренный бой в космосе" звучит невероятно даже в наше время, а уж про 70-е года так и вообще речи не идёт.
Система катапультирования
Как на военных истребителях работает система катапультирования - это понятно: отстреливается крышка кокпита и выстреливается катапультное кресло, но это всё происходит в атмосферных условиях. А как же спастись пилоту из космоса, где нет таких условий и повсюду вакуум? Само собой парашют раскрыть не получится. Для этого нужна специальная капсула, и не просто капсула, а капсула, которая способна выровняться, в случае если при попадании будет сильное вращение, скорректировать направление, войти в атмосферу и обеспечить мягкую посадку пилоту. Но и это ещё не всё, мало того что капсула безопасно спустит пилота, она должна обеспечить его всем необходимым для экстренного выживания. Поэтому капсулу, вдобавок, оборудовали минимальным комфортом для пилота: начиная с набора для выживания, заканчивая даже мини кухней и туалетом.
Закрытие проекта
К сожалению, главной причиной закрытия, послужило закрытие Штатами проекта "Х-20" из-за полёта Ю. А. Гагарина в космос, который имел огромное политическое влияние в мире. Да к тому же в США ещё и отказались от крылатых систем подобных типу как Х-20.
Началась следующая гонка, и теперь соревнование было за первого человека на Луне. Из-за этого сам по себе проект "Спираль" утратил своё значение и вынужденно закрылся.
Понравилась статья? Поставь нравиться, а лучше подпишись и порадуешь автора!
- Читай также: "Адский жнец": Самолёт убивающий только сверхзвуком.
- Читай также: ТОП 3 самые опасные вьетнамские ловушки.
- Читай также: Ми-26: Самый большой вертолёт в мире.