На сегодняшний день трудно представить себе место на Земле, жители которого были бы полностью ограждены от современной цивилизации и ее плодов. Однако оно существует, и не в сказках, а в нашей с вами реальности.
Вашему вниманию представляем народ сентинельцев, проживших в изоляции без малого 60 тысяч лет на одном из индийских островов в Бенгальском заливе. Удивительно, но до сих пор островитяне не изменили тысячелетним традициям своих далеких предков, по сути оставшись на том же уровне развития, что и прежде.
Сам остров носит название Северный Сентинел (англ. North Sentinel Island), площадью 59,67 км². Его относят к группе Андаманских островов, до ближайшего крупного индийского города Порт-Блэр его отделяет всего каких-то 50 километров, впрочем, это не помешало местному племени в числе от 15 до 400 человек продолжить жить по своим правилам, фактически игнорируя внешний мир, оставаясь на сегодняшний день самым закрытым племенем.
Среди всех аборигенов Андоманских островов сентинельцы продолжают оставаться единственным племенем, которое не хочет иметь ничего общего с современными людьми, ведя закрытый образ жизни, в то время, как остальные народы близлежащих территорий уже давно вышли на контакт с внешним миром, активно пользуясь достижениями человечества.
Первые упоминания о данном регионе датируются девятым веком нашей эры, когда пираты из Малайзии и Китая время от времени путешествовали к островам с целью похищения андоманцев и последующей эксплуатации их в качестве рабов.
В 1771 году британский геодезист Джон Ритчи, который работал в Ост-Индской компании стал первым человеком, сумевшим донести более подробную информацию о Северном Сентинеле, изучив его на корабле со стороны под покровом ночи. Увидев огни с берега, исследователь выдвинул предположение, что территория более чем обитаема местными жителями.
С той поры о Северном Сентинельском острове не было ничего известно в течение следующих ста лет, пока в 1867 году индийское торговое судно "Ниневия" не потерпело крушение во время шторма. Всем 106-ти пассажирам и членам экипажа удалось добраться до берега. Так люди продержались двое суток без происшествий. Однако, наутро третьего дня из леса вышли аборигены и совершили атаку на незваных гостей.
Капитан корабля описал дикарей следующим образом:
"Они были совершенно голыми, с короткими волосами и выкрашенными в красный цвет носами, казалось, что у их стрел были железные наконечники"
Все последующее время в ожидании спасения, экипаж потерпевшего крушение корабля отбивался от аборигенов палками и камнями. Вскоре на горизонте показался пароход британского королевского военно-морского флота и спас потерпевших. К слову, в этот период Андаманские и Никобарские острова перешли под британское правление и официально стали считаться частью британской Индии.
Вскоре представители британской власти быстро настигли ряд островов Андаманского архипелага, расчищая лесные массивы. Вместе с тем неосторожные гости принесли с собой болезни, от которых у местных племен отсутствовал иммунитет, из-за чего спустя какое-то время представители диких народов умерли от гриппа и пневмонии. Таким образом, численность андаманцев снизилась примерно на 50% в течение нескольких лет.
В 1879 году офицер британского военно-морского флота Морис Видал Портман занял должность ответственного за Андаманскую колонию, которую он занимал впоследствии более 20-ти лет. За это время он активно изучил коренные народы, их языки, культуру и обычаи. Портман также активно принимал участие в экспедициях на Северный Сентинел с целью раздачи подарков местным его обитателям, тем самым он стремился добиться с ними мирного контакта, несмотря на то, что остальные андаманцы предупреждали о нежелании сентинельцев идти на контакт с чужаками. Помимо всего прочего, Портман принял сентинельцев за джарвов, соседнюю группу андаманцев, которая де-факто являлась древним врагом для племени Северного Сентинела.
При попытке установить контакт с островитянами экспедиционная группа столкнулась с проблемой: сентинельцы говорили на отличном от других андаманцев языке. В этой связи исследователи решили взять в плен шестерых туземцев, забрав их в Порт-Блэр. Очевидно, идея была не из лучших: вся группа аборигенов заболела, а пожилая пара островитян вскоре скончалась от болезней. Морис посчитал уместным вернуть выживших членов племени обратно на остров, вместе с щедрыми подарками. Дальнейшая судьба выживших, к сожалению, остается неизвестна по сей день.
Позже установление дружественных отношений с сентинельцами было решено прекратить. Более того, Портман публично выступил перед королевским географическим сообществом, заявив, что он глубоко сожалеет о том, что вступил в контакт с племенем Северного Сентинела.
Следующая встреча с аборигенами произошла в 1896 году, когда трое осужденных индейцев сбежали из колонии в Порт-Блэре и не самодельном плоту добрались до ближайшего острова, коим оказалась уже знакомая нам земля. Двое сбежавших утонули на рифах, не добравшись до берега, третий же успешно высадился на сушу, а спустя несколько дней поисковая группа нашла лишь бездыханное тело беглеца, пронзенное множеством стрел. Стоит отметить, что самих представителей племени тогда замечено не было.
В 1947 году Индия получила независимость от британцев, а через пять лет островитян признали обитателями заповедной зоны, в связи с чем, правительство ввело запрет на приближение к их земле.
В 1967 году покой аборигенов вновь нарушили, когда индийскому антропологу Чулакнатху Пандиту было разрешено посетить остров для достижения мирного контакта с островитянами посредством дарения подарков по уже знакомой схеме британцев. Любопытно, что при приближении к Сентинелу племя не стало нападать, наоборот, туземцы приняли решение уйти вглубь лесных массивов. Так, исследователи обнаружили 18 хижин с наклонной крышей, снаружи которых виднелись остатки маленьких костров. Команда положила в каждый дом по кокосовому ореху, а также несколько предметов кухонной утвари, молотки и ножи из железа. Позже индийский антрополог предположил, что поведение сентинельцев обусловлено чересчур большим количеством членов экспедиции (20 человек), что и спугнуло дикарей.
Следующий визит аборигенам нанесла команда National Geographic в 1974 году, ее участникам удалось установить дружественные отношения с племенами онге и джарава. Но сентинельцы идти на мирный контакт отказались: несмотря на множество подарков, оставленных группой геологов, туземцы стали агрессивно себя вести, ранив стрелой режиссера съемочной группы. Помимо всего прочего, дикари убили и похоронили подаренные им свинью и куклу, оставив себе лишь предметы кухонной утвари.
В конце июля 1981 года грузовое судно "Примроуз", управляемое 28-ю членами экипажа потерпело кораблекрушение на мелководье острова. Матросы стали ждать спасения, через некоторое время они заметили местных туземцев, которые уже стали подготавливать каноэ, дабы нанести визит незваным гостям. Параллельно сентинельцы вели прицельный огонь из луков по кораблю, но из-за ветра все стрелы вело в сторону. Капитан судна немедленно связался по радио с Гонконгом, требуя доставки огнестрельного оружия, чтобы команда смогла отбиться от атакующих их туземцев. Однако вместо этого на помощь потерпевшим вылетела команда пилотов, которая работала на частную индонезийскую авиационную компанию. Так, борясь с неблагоприятной погодой, вертолет сумел приземлиться. Экипаж "Примроуза" был доставлен в Порт-Блэр в течение трех рейсов. Что касается самого судна, то оно так и осталось лежать на берегу острова.
В 1991 году произошел ряд успешных из известных на сегодняшний день встреч сентинельцев с людьми из внешнего мира. В одном из таких визитов команда из 13-ти человек, в которую входил индийский антрополог Мадхумала Чаттопадхай смогла добиться мирного контакта с сентинельцами. Члены экспедиции привлекли внимание аборигенов с помощью кокосов, которые успешно были переданы туземцам прямо из лодок. Но не все сентинельцы последовали примеру своих соплеменников. Так, дети дикарей оставались на берегу, наблюдая за всем происходящем издалека, а один из мужчин продемонстрировал угрожающий жест чужакам, проведя ножом по горлу. Команда исследователей вскоре после этого покинула остров, отдав все подарки представителям сентинельского народа.
26 декабря 2004 года разрушительное землетрясение и цунами в Индийском океане затронуло Северный Сентинельский остров, власти приняли решение послать вертолет, чтобы узнать о состоянии представителей известного народа. Удивительно, но аборигены оказались живы и здоровы. Пилоты смогли убедиться в этом, когда дикари поприветствовали их градом стрел. Так была сделана известная фотография одного из воинов племени.
Печальная история произошла позднее в начале 2006 года. Два индийских рыбака занимались незаконной ловлей крабов. Мужчины напились пальмовым вином и уснули, а их лодку тем временем отнесло течением к берегам Северного Сентинела. К сожалению, островитяне не проявили дружелюбия по отношению к чужакам. В результате рыбаки были убиты сентинельцами. Позже власти Индии послали вертолет, чтобы забрать тела неудачливых браконьеров, но сделать этого не удалось, ведь, как и в прошлый раз, поисковая команда была встречена теми же средствами. Лопасти вертолета смогли расчистить песок, в результате чего были замечены трупы рыбаков.
Эта история получила большую огласку в СМИ, но сентинельцы привлечены к ответственности не были, ведь, несмотря на то, что их остров де-факто принадлежал Индии, островитяне не подчинялись законам страны, разумеется, они даже не подозревали о ее существовании. В результате, благодаря широкой поддержки международных природных организаций, сентинельцев было решено оставить в покое.
Последний на сегодняшний день визит к сентинельцам, вопреки запрету властей, нанес американский миссионер Джон Аллен Чау в ноябре 2018 года. Молодой путешественник посчитал своим долгом донести христианство до аборигенов Андаманских островов. Хорошо заплатив рыбакам, миссионер добрался до берегов Северного Сентинельского острова. Не обращая внимания на все предупреждения, Чау предпринял попытку приблизиться к острову в одиночку на байдарке. Туземцы не оценили действия молодого человека, встретив того агрессивными криками. Миссионер вскоре отступил, но до конца не сдался. Во время своего следующего визита на остров ему удалось ступить на берег и разложить такие подарки, как ножницы, булавки, футбольный мяч и немного рыбы. Аборигены не заставили себя долго ждать: группа сентинельцев вышла к Чау. Тот, в свою очередь, стал петь для них христианские песни, читать отрывки из Библии. Миссионер попытался пообщаться с дикарями, используя свои знания языка коса, одного из основных языков Южной Африки. Островитяне, очевидно, не понимая ни слова, терпели его, отвечали ему молчанием. Через какое-то время один из детей племени запустил стрелу с железным наконечником, которая пронзила священную книгу, когда Чау держал ее у груди. Американец спешно отступил, доплыв до рыбацкого судна вплавь из-за того, что сентинельцы решили "одолжить" у него его байдарку. В каюте Чау вел личный дневник, записывая в него все свои мысли и переживания по поводу своего путешествия.
16 ноября Чау отправился на остров в последний раз. Он попросил рыбака отплыть на судне подальше, чтобы не пугать островитян его присутствием. Спустя немного времени, тело Чау было замечено в момент, когда один из членов племени тащил его по песку, готовя к захоронению по традиции своего племени.
Один из людей, отвезших Чау к острову, сообщил об инциденте властям, передал дневник и письма миссионера одному из своих друзей. Вскоре он и остальные рыбаки были арестованы.
Родные Джона не стали обвинять сентинельцев в его смерти, напротив, они возложили вину на миссионерскую организацию, в которую входил Чау.
Все попытки людей надежно укрепить дружественные отношения с жителями Северного Сентинельского острова не увенчались успехом, даже с учетом экспедиций 1991-го года. Их опыт показал, что племя может спокойно жить без внешнего вмешательства, не боясь стихийных бедствий, обходясь без современных технологий, медицины и остальных благ современного общества, сохраняя неприкосновенность своего уединенного и уникального острова.