Приятная духота предвещала грозу. Асклепий Сергеевич жевал травинку и с удовольствием вдыхал тяжелый воздух. Сегодня обеденный перерыв у него выдался позже обычного: пациенты попадались все, как под копирку – со сложными диагнозами. Только в начале четвертого доктору удалось найти свободную минутку, чтобы перекусить и подышать свежим воздухом.
Из цикла "Истории немедицинской помощи"
Асклепий Сергеевич стоял в тени берёзы и жевал бутерброд, гордо именуемый «сэндвич», попутно подкармливая оборзевших воробьев. Доктор наслаждался минуткой тишины и явно получал удовольствие от променада. Внезапно, как гул, в сознание Асклепия Сергеевича начали проникать посторонние шумы: вначале, как ниточка, затем гул начал перерастать в шум, который спугнул стаю воробьёв и она взмыла в небо. Асклепий Сергеевич решил, что пора обратить внимание на источник шума. Источником оказалась женщина старше средних лет, которая спорила с лучшим специалистом кардиологического отделения Любовью Алексеевной, которая, видимо, тоже решила подышать свежим воздухом и неосмотрительно вышла на крыльцо, где её и поджидала пациентка.
- Любовь Алексеевна, ну посмотрите еще раз на моё УЗИ. Ну неужели Вы не видите? Вот! – женщина ткнула пальцем в центр распечатанного снимка УЗИ. – Вот, смотрите, черная точка! Это похоже на опухоль в сердце! Я прошу меня обследовать ещё раз!
- Евдокия Тимофеевна, при постановке диагноза мы ориентируемся не на фотографии, а на результаты обследования и показатели, которые записаны у вас в карте на основании проведенного ультразвукового исследования. Изображение распечатано для общей картины. – Любовь Алексеевна тяжело вздохнула, но взяла в руки снимок. – Евдокия Тимофеевна, это у вас не опухоль на снимке, это муха покакала, вы бы хранили снимки в специальном конверте, тогда бы они не пачкались.
- А вы меня не обманываете? Просто у меня отдышка началась и головокружение, а еще покалывание в левом боку, на опухоль похоже… Я гуглила симптоматику. – Женщина, казалось, расстроилась и уменьшила диапазон звуков. – Может, выпишите мне направление на анализы?
- Вы неделю назад сдавали общий анализ крови, проверялись на гемоглобин и сахар. Все показатели в норме. Давление, для вашего возраста, прекрасное, я вам даже справку выписала… - Любовь Алексеевна вертела головой, казалось, в поисках спасения от навязчивой пациентки. Внезапно она увидела притаившегося под березами Асклепия Сергеевича, лицо сердечных дел доктора, озарилось улыбкой, а Асклепий Сергеевич понял, что его сейчас познакомят с «захватывающим» диагнозом очередной пациентки. Спасаться бегством уже было некогда, и он приветливо помахал рукой коллеге. Любовь Алексеевна тут же направилась к нему, а женщина засеменила рядом.
- Вот, знакомьтесь, Асклепий Сергеевич – заведующий отделением. – Любовь Алексеевна подмигнула доктору и представила пациентку – Евдокия Тимофеевна, моя пациентка со сложным… эээ… диагнозом. В общем, Асклепий Сергеевич помогите поставить диагноз.
Асклепий Сергеевич раскрошил остатки хлеба воробьям и жестом пригласил пациентку следовать за собой. Любовь Алексеевна устало улыбнулась и осталась на крыльце наблюдать за приближающейся грозой.
Пройдя в кабинет, Асклепий Сергеевич надел, поверх футболки, халат и нацепил на нос очки.
- Слушаю вас, Евдокия Тимофеевна.
- Ну … Я почувствовала боль в области сердца, недели две назад. Перепугалась, загуглила симптомы, тут-же накапала Корвалола, вроде полегчало, нитроглицерин под язык положила, еще больше полегчало. Потом…- не успела Евдокия Тимофеевна договорить, как её перебил Асклепий Сергеевич:
- То есть у вас просто кольнуло, а вы сразу таблеток решили напиться?
- Конечно! Вдруг это предынфарктное состояние у меня? Нужно быть ко всему готовой! Я вот, например, готова: у меня на все случаи жизни лекарства в аптечке имеются живот крутит - от поноса, живот камнем – от запора, газы…
- Я понял! И часто это у вас? -спросил доктор
- Газы или запор? – решила уточнить Евдокия Тимофеевна
- Живот крутит.
- Аааа, ну бывает. Но я сразу лекарство начинаю пить. Но вы не подумайте, я сразу симптомы гуглю, а уже потом лекарство пью. Я ж не враг себе! – оправдывалась пациентка.
- Да уж… Не враг… - Асклепий Сергеевич ухмыльнулся и принялся изучать карту пациентки. Удивился, что за последние пол года она сдавала общий анализ крови двенадцать раз и всякий раз анализы оказывались в норме. Просмотрел все возможные результаты УЗИ всех её внутренних органов и примерно сформировал картину о пациентке.
- Как вы сейчас себя чувствуете?
- Сейчас нормально, только голова кружится, наверное это симптом нарушения кровообращения в головном мозге, можно мне воды? Таблеточку запью, у меня там в сумке…- женщина уже протянула руку к сумке
- Нельзя! – рявкнул Асклепий Сергеевич – Что ж вы так таблетки любите глотать вам печень не жалко? Я просмотрел все ваши свежие результаты анализов, УЗИ, томограмм и прочее. Вы абсолютно здоровы. Единственный доступный для вас диагноз это – ипохондрия.
- Ипо… Что? Это смертельно, заразно, я буду жить? – Евдокия Тимофеевна побледнела.
- Я дам Вам направление на МРТ мозга на нашем новом аппарате, идите делайте сейчас и со снимком ко мне, посмотрим, что там у вас в голове.
Пациентка схватила направление и помчалась в отделение компьютерной томографии. Через две минуты телефонный аппарат на столе Асклепия Сергеевича ожил.
- Заведующий, слушаю!
- Асклепий Сергеевич, тут барышня ломится без очереди, визжит, что у неё опухоль в голове и вы её к нам в срочном порядке отправили. – послышался в трубке бас главного рентгенолога больницы, а Асклепий Сергеевич прикрыл глаза. – Пропустить?
- Пропустите, а не то она вам весь мозг съест.
Еще через десять минут Евдокия Тимофеевна стояла на пороге кабинета со свежим снимком и результатами КТ. Доктор внимательно посмотрел снимок на лампе.
- Ну что там доктор? Диагноз подтвердился? – женщина жалась у стенки, пока Асклепий Сергеевич не пригласил её подойти.
- Вот – тыкнул он указкой в снимок – что вы видите?
- Ого! Это что такое у меня в мозгу? Какое огромное пятно! – Евдокия Тимофеевна затряслась.
- Вы видите огромное пятно… - Асклепий Сергеевич задумчиво почесал щетину. – Однако! На самом деле это маленькая точка у нас в мозгу – мушка - она как сгусток и есть у всех. Большинство людей её никак не замечают и живут с этой мушкой, а некоторые постоянно акцентируют внимание на ней и видят её огромным пятном у себя в воображении. Иными словами, делают из мухи слона. А у вас еще и ипохондрия – вы любите придумывать себе несуществующие болячки, да еще и на фоне слона из мухи…
Неожиданно пациентка нахохлилась и завопила:
- Да как вы смеете! Вы обвиняете меня в том, что я придумываю? Я вруха по-вашему? Да я буду жаловаться!
- Ваше право, Евдокия Тимофеевна, но я бы на вашем месте задумался!
- О чем тут думать, доктор? Вы только что обвинили меня в том, что я - вруха!
- Я такого не говорил - Асклепий Сергеевич был предельно спокоен, что выглядело контрастно на фоне скандальной пациентки. – Я сказал, что у вас ипохондрия. А это вполне внятный диагноз, вот и снимок с мушкой это подтверждает…
- Это не мушка! Эт о огромная мухища … - пациентка, внезапно осеклась – доктор, а если вы правы… Я, наверное, психически нездорова? Это же мне психотропы пора колоть, это же…
Асклепий Сергеевич потер пальцами виски.
- Евдокия Тимофеевна, это не психическое, а психологическое отклонение. Это корректируется терапией и, скажите пожалуйста, вы работаете? Учитесь? Как проводите свободное время?
- Я? Я-пенсионер! Куда мне работать, я ж больная везде, то тут колет, то там тянет, я ж по врачам да аптекам целыми днями хожу… Ой… - Евдокия Тимофеевна, внезапно, замолкла.
- Итак! Я так понимаю, Любовь Алексеевна Вам выдала справку о здоровье? Значит с этой справкой я Вам выписываю направление на активити проекта «Столичное долголетие», займетесь спортом, живописью и шахматами (для поддержания активности мозга). Это времяпровождение будет эффективнее походов по врачам. По вторникам в нашем досуговом центре проводятся занятия по компьютерной грамотности, я вас записываю, там вас научат использовать ноутбук не для того, чтоб «гуглить» симптомы болезней, а будете изучать, как пользоваться фотошопом, например или нейросетью.
- Зачем это мне?
- Для общего развития! Может вы блоггером захотите стать и вообще! Все ваши проблемы от того, что у вас слишком много свободного времени, вы проводите много времени с собой любимой, прислушиваетесь к себе и выискиваете у что-то, чего нет. Итак вот, держите, бегунок на «Столичное долголетие», я позвоню предупрежу, чтоб вас приняли по моей протекции. Вам там подберут оптимальные по нагрузкам занятия. Через месяц приходите ко мне на приём, я вас еще раз обследую. Лично!
- Спасибо, вряд ли это поможет, у меня ж отдышка и сердце барахлит, я ж рассказывала… Эх… А вы новатор, доктор! Увидимся через месяц, а может даже и раньше, у меня в мозгу… эх!
Евдокия Тимофеевна вышла, нарочно громко хлопнув дверью. Асклепий Сергеевич облегченно вздохнул.
Но не через месяц, ни через два Евдокия Тимофеевна на прием к доктору Асклепию не явилась. Асклепий Сергеевич решил пойти в ва-банк и позвонил пациентке, чтоб справиться о её здоровье. В ответ на его любезные речи только услышал:
- Что? Какой доктор? У меня ничего не болит… Аааааа, здравствуйте! Нет, не приду я ни на какое обследование, мне некогда! Разве, что завтра после йоги, перед шахматами у меня будет свободный часик, я заскочу. Или послезавтра перед турниром по зумбе, но это не точно. В общем некогда мне, звыняйте, ничё не болит, вы ж сами мне справку выдали, а там чётко написано «ЗДОРОВА», короче в ближайшее время не ждите!
Евдокия Тимофеевна повесила трубку, а Асклепий Сергеевич, улыбаясь, наклеил зеленую наклейку на медицинскую карту пациентки.