373 подписчика

5 фактов о театре 19 века, которые вас удивят

336 прочитали

Никаких бриллиантов? А гардероб где? Ну буфет то хотя бы есть? Театр в России появляется в 18 веке: дочь Петра I — Елизавета Петровна, издаёт указ о создании императорского театра и постоянной придворной труппы актеров.

1. До середины 19 века дамы не имели права сидеть в партере. Они занимали ложи, но и там могли появляться только в сопровождении мужчины: мужа, отца, брата или дяди. Выходить из ложи во время антракта даме тоже было нельзя: фрукты и напитки ей могли принести кавалеры. Когда все-таки стало возможным появляться в партере женщинам, платье нужно было надевать закрытое: чтобы зрители ярусов смотрели на сцену, а не в партер))

Пьер Огюст Ренуар «Ложа», 1874 © Институт искусства Курто, Лондон
Пьер Огюст Ренуар «Ложа», 1874 © Институт искусства Курто, Лондон

2. Театральный вечер начинался значительно раньше, чем сегодня: около 17.00, и мог длиться 5-6 часов. Показывали несколько спектаклей друг за другом. Это напоминало, скорее, концертную программу, чем спектакль в нашем восприятии. Зрители могли приехать к определенному отделению и затем покинуть театр.

Когда театр становится режиссерским, авторы спектаклей начинают бороться со старыми привычками зрителей и приучают их приходить во время. Тогда и появляются 3 звонка перед началом спектакля и закрытые ложи, в которые было нельзя войти, если опоздал. Ключ от них был у служителя театра. Признавайтесь, вас когда-нибудь не пускали на спектакль?

Большой Императорский театр
Большой Императорский театр

3. Зрители разных сословий не встречались друг с другом ни в театральном зале, ни в фойе, ни даже на лестницах. В зданиях театров было предусмотрено несколько входов для публики, а гардероб был только у зрителей партера. Сидящие в ложах верхнюю одежду оставляли прислуге в каретах, а ярусы и галёрка должны были брать свои пальто прямо в зрительный зал. На галерке сидячих мест не было вовсе: зрителям приходилось стоять.

Шарпантье, «Спектакль в Большом театре», 1856
Шарпантье, «Спектакль в Большом театре», 1856

4. Но стоять приходилось не только бедным студентам 4 яруса! В императорской ложе, её еще называют «свитской», сидеть могли только государь с императрицей и наследник с цесаревной. Остальные — свита, состоящая из фрейлин, статс-дам и адъютантов, должны были пребывать в ложе стоя. Конечно, выход из положения был найден: свита менялась, можно было уйти в соседнюю ложу, присесть и немного отдохнуть.

Антонина Ржевская «Музыка», 1903
Антонина Ржевская «Музыка», 1903

5. Этикет позволял надевать в театр только бриллианты. Но перебарщивать с украшениями не стоило: на входе стоял особый смотритель, который следил за тем, чтобы никто из зрительниц не затмил императрицу, если она присутствовала на спектакле. Любопытный момент, конечно, учитывая тот факт, что коллекция драгоценностей императорской семьи была самой роскошной и превзойти её даже аристократии было сложно.

Б.М. Кустодиев «В ложе», 1912 © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Б.М. Кустодиев «В ложе», 1912 © Государственная Третьяковская галерея, Москва

Делитесь в комментариях, какой факт удивил вас больше всего? Рассказываем об искусстве и культурных событиях Санкт-Петербурга у нас в блоге. Подписывайтесь и следите за новыми публикациями!

BigCity.Art — это увлекательные встречи об искусстве для новичков и тех, кто уже в теме. Мы знакомим с миром культуры на арт-бранчах, арт-ужинах и экскурсиях. Присоединяйтесь по ссылке https://bigcityart.art/, чтобы с комфортом расширить собственную картину мира и получить новые впечатления!