258,7K подписчиков

"Вижу Берлин. Захожу на цель". Наши самолёты, бомбившие в 1941 Берлин, бились уже на посадке

4,1K прочитали
82 года назад, в августе 1941 года, балтийские летчики впервые в истории Великой Отечественной войны нанесли бомбовой удар по Берлину… Взрывы советских бомб были услышаны во всем мире, это имело огромное политическое и международное значение. Это поднимало моральный дух людей, вселяло уверенность в победу. Победу, которая пришла через четыре года.
Герои Советского Союза командир 1-го минно-торпедного авиаполка  ВВС ВМФ полковник Евгений Николаевич Преображенский и флагманский штурман полка капитан Петр Ильич Хохлов у самолета ДБ-3 перед очередным вылетом на бомбардировку Берлина. Аэродром Кагул, остров Сааремаа (Эзель). 15.08.1941. Автор: Алексей Межуев
Герои Советского Союза командир 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС ВМФ полковник Евгений Николаевич Преображенский и флагманский штурман полка капитан Петр Ильич Хохлов у самолета ДБ-3 перед очередным вылетом на бомбардировку Берлина. Аэродром Кагул, остров Сааремаа (Эзель). 15.08.1941. Автор: Алексей Межуев

«Мое место – Берлин. Задачу выполнил»

9 мая 1945 года первый комендант Берлина генерал-полковник Николай Берзарин прислал летчикам Балтики телеграмму:

“Вы первыми начали штурм логова фашизма с воздуха. Мы его закончили на земле и водрузили Знамя Победы над рейхстагом”...

В бытность моей службы на Северном флоте на атомном ракетном крейсере “Киров” последовательно служили братья Чарины. Отслужив без замечаний три года, главный старшина Виталий Чарин сдал боевой пост младшему брату Андрею.

На флоте в свое время служил и их отец. Будучи у него в гостях в Москве, я узнал, что обоих внуков на честное служение Отчизне напутствовал дед – Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Ефремов. От дочери прославленного балтийского летчика и его зятя я и узнал тогда впервые подробности о налете балтийских летчиков в августе сорок первого на Берлин.

Андрей Яковлевич Ефремов с внуком Павлом. 21 июня 1984 года
Андрей Яковлевич Ефремов с внуком Павлом. 21 июня 1984 года

Уже живя в Калининграде, фотографию Андрея Ефремова увидел у майора в отставке Ивана Трофимовича Шевченко. В альбоме, посвященном генерал-полковнику авиации Евгению Преображенскому, были собраны поистине уникальные фотографии, рассказывающие о боевом пути летчика, копия навигационного журнала самолета полковника Преображенского с записями, сделанными штурманом экипажа П. Хохловым в ходе первого налета на Берлин. У Ивана Трофимовича хранились и другие уникальные документы, относящиеся к тому периоду войны.

Андрей Яковлевич Ефремов с внуком и дочерью. 7 ноября 1983 года
Андрей Яковлевич Ефремов с внуком и дочерью. 7 ноября 1983 года

Майор в отставке Шевченко был инициатором проведения встреч ветеранов 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС БФ, восстанавливал добрые имена погибших летчиков, благодаря его инициативе на здании, где жил в сорок первом году летный состав, появилась памятная доска, а на эстонском острове Эзель памятная стела в честь тех, кто бомбил Берлин.

Сегодня новые эстонские власти взорвали памятный знак, демонтировали памятную мемориальную доску. На кладбище в селении Кагул, где покоятся останки погибших летчиков, осквернили памятник. Но разве возможно осквернить память?

- В начале августа сорок первого года наш полк базировался в местечке Беззаботном под Ленинградом,- рассказывал мне незадолго до своей кончины Иван Трофимович Шевченко.- 4 августа мы на 20 самолетах перелетели на остров Эзель, сели на аэродром селения Кагул. Аэродром очень неудобный для взлета и посадки. Но именно отсюда балтийские летчики должны были выполнить решение Верховного Командования: в ответ на разрушение наших городов и бомбардировку Москвы бомбить военные объекты в столице фашистской Германии Берлине…

Экипаж бомбардировщика ДБ-3
Экипаж бомбардировщика ДБ-3

Для выполнения этого задания были выделены лучшие экипажи – 16 самолетов ДБ-3. В августе на Балтике ночи короткие. Настолько короткие, что совершить удар по Берлину в пределах ночи не представлялось возможным. Расстояние Эзель - Берлин- Эзель составляет почти 1800 километров, из них 1300 над морем. Семь часов требовалось, чтобы долететь до гитлеровской столицы, отбомбиться и вернуться на базу. Это было почти пределом для изношенных ДБ. Любая задержка, любой бой с истребителями, попытка обойти грозовой фронт – и падай в море: ближе Эзеля в те дни не было ни одного нашего аэродрома.

Схема полета самолетов на Берлин от о. Сааремаа (бывший Эзель)
Схема полета самолетов на Берлин от о. Сааремаа (бывший Эзель)

Оперативная сводка Главного Морского штаба ВМФ, которую удалось обнаружить в Центральном военно-морском архиве, сухо гласит:

“1-й налет на Берлин был совершен в ночь с 7 на 8 августа, 5 самолетов ДБ-3 бомбили Берлин. Над центром города было сброшено 30 бомб типа “ФАБ- 100”

А вот как описывает этот полет участник тех событий генерал-лейтенант авиации Петр Хохлов:

- Погода совсем улучшилась. На небе ни облачка. И Берлин мы увидели издалека. Сначала на горизонте появилось светлое пятно. Оно с каждой минутой увеличивалось, разрасталось. Наконец, превратилось в зарево на полнеба. От неожиданности я оторопел – фашистская столица освещена. А мы у себя на Родине уже столько времени не видели огней города.

Ночной Берлин после советской бомбардировки, 1941 год
Ночной Берлин после советской бомбардировки, 1941 год

Передаю командиру полка:

- Перед нами - Берлин.

- Вижу, - взволнованно отвечает он.

Аэронавигационными огнями Преображенский подает идущим за флагманом экипажам команду: рассредоточиться, выходить на цели самостоятельно. Я вывожу флагманский самолет к Штеттинскому железнодорожному вокзалу. Конфигурация освещенных улиц, площадей четко различима с воздуха. Видно даже, как искрят дуги трамваев, скользящие по электрическим проводам. Отсвечивает в огнях гладь реки Шпрее. Тут не заблудишься, не перепутаешь выбранный объект.

Освещенный город молчит. Ни одного выстрела, ни одного прожекторного луча, устремленного в небо. Значит, противовоздушная оборона и здесь принимает наши самолеты за свои.

Цель! Теперь только цель. И вот она перед нами. Вот вокзал, опоясанный паутиной рельсовых путей, забитых железнодорожными составами.

- Так держать! – передаю я в микрофон командиру корабля. Открываю бомболюки. Снимаю бомбы с предохранителей. Берусь рукой за бомбосбрасыватель. И когда самолет подошел к цели на угол бомбосброса, я нажимаю кнопку…

Мы уходим от Берлина, целиком погруженные во мрак ночи. И я невольно подумал: где же твоя надменная самоуверенность, Берлин – цитадель кровавого фашизма? Где твои ярко освещенные штрассе, блеск их витрин? Мы, балтийские летчики, вмиг погрузили тебя во мрак ночи, оставив вместо сияющих огней костры пожарищ. Получай же то, что принес нашим советским городам”

Подготовка бомбардировщика к боевому вылету
Подготовка бомбардировщика к боевому вылету

Еще несколько раз бомбили Берлин балтийские летчики. Вот сухая хроника оперативной сводки:

  • 2-й вылет – 9 августа, 12 самолетов ДБ-3 сбросили на Берлин 72 бомбы типа “ ФАБ-100” и 2500 листовок.
  • 3-й вылет – 12 августа, 8 самолетов ДБ-3 бомбили Берлин. Сброшено 80 бомб различных типов и 100000 листовок.
  • 4-й вылет – 15 августа. Берлин бомбили 17 самолетов, сбросили на город 123 бомбы различных типов.
  • 5-й вылет – 19 августа, 5 самолетов сбросили на Берлин 24 бомбы различных типов.
  • 6-й вылет – 21 августа. 3 самолета бомбили Берлин.
  • 7-й вылет – 31 августа. На бомбардировку Берлина вылетели 6 самолетов. До цели дошли два самолета ДБ-3 и сбросили 14 фугасных и зажигательных бомб и 2000 листовок.
  • 8-й вылет – 4 сентября. Четыре самолета ДБ-3 сбросили на Берлин 14 фугасных и 18 зажигательных бомб.
Жители Берлина читают воззвание рейхсминистра пропаганды и просвещения и гауляйтера Берлина Йозефа Геббельса в связи с бомбардировками города. В воззвании были сформулированы правила и инструкции для поведения во время авианалетов. Название плаката: «Оберегайте вашу жизнь и ваше имущество!»
Жители Берлина читают воззвание рейхсминистра пропаганды и просвещения и гауляйтера Берлина Йозефа Геббельса в связи с бомбардировками города. В воззвании были сформулированы правила и инструкции для поведения во время авианалетов. Название плаката: «Оберегайте вашу жизнь и ваше имущество!»

Уже 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования при полетах на Берлин звание Героя Советского Союза было присвоено капитанам Василию Гречишникову, Андрею Ефремову, Михаилу Плоткину, Петру Хохлову, половнику Евгению Преображенскому. Каждый из этой золотой пятерки заслуживает особого рассказа о себе. Остановлюсь лишь коротко на основных датах биографии тех, кто первым бомбил Берлин.

Фото:
Фото:

Петр Хохлов родился в 1910 году в селе Есипово Серебряно-Прудского района Московской области. Работал токарем. А по комсомольскому набору пришел в авиацию. После окончания военного авиационного училища в Ейске был назначен в 1-й минно-торпедный авиационный полк на БФ. Участвовал в войне с белофиннами, был награжден орденом Ленина. Как один из наиболее опытных штурманов, был назначен флаг-штурманом авиагруппы, которая совершала налеты на Берлин. В годы войны служил на Черном море, на Северном флоте. Последняя должность – начальник штаба авиации ВМФ, генерал-лейтенант авиации.

Командный состав 1-го гвардейского минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота (слева направо): флаг-штурман 1-й авиаэскадрильи гвардии майор Владимир Яковлевич Соколов, флаг-штурман полка гвардии капитан Пётр Ильич Хохлов и заместитель командира полка гвардии майор Николай Васильевич Челноков, апрель 1942 года.
Командный состав 1-го гвардейского минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота (слева направо): флаг-штурман 1-й авиаэскадрильи гвардии майор Владимир Яковлевич Соколов, флаг-штурман полка гвардии капитан Пётр Ильич Хохлов и заместитель командира полка гвардии майор Николай Васильевич Челноков, апрель 1942 года.

Командир авиационной эскадрильи капитан Василий Гречишников родился 5 декабря 1912 года в Николаеве, в семье потомственных корабелов. После окончания военно-морского авиационного училища служил в авиации Киевского военного округа. В марте 1938 года переведен в 1-й минно-торпедный полк БФ. Во время войны с белофиннами совершил 44 боевых вылета, награжден был орденом Боевого Красного Знамени.

После возвращения с Моонзундского архипелага 6 сентября 1941 года капитан Гречишников приступил к боевым вылетам на защиту Ленинграда. 24 октября 1941 года при бомбёжке механизированных частей врага в районе населённого пункта Грузино Чудовского района Новгородской области бомбардировщик ДБ-3Ф В. А. Гречишникова был подбит зенитным огнём противника и загорелся. Экипаж направил горящий самолёт на вражескую танковую колонну и геройски погиб при взрыве. Экипаж ДБ-3Ф — командир В. А. Гречишников, штурман А. И. Власов, начальник связи 1 ап М. П. Семенков, стрелок-радист Н. А. Бураков
После возвращения с Моонзундского архипелага 6 сентября 1941 года капитан Гречишников приступил к боевым вылетам на защиту Ленинграда. 24 октября 1941 года при бомбёжке механизированных частей врага в районе населённого пункта Грузино Чудовского района Новгородской области бомбардировщик ДБ-3Ф В. А. Гречишникова был подбит зенитным огнём противника и загорелся. Экипаж направил горящий самолёт на вражескую танковую колонну и геройски погиб при взрыве. Экипаж ДБ-3Ф — командир В. А. Гречишников, штурман А. И. Власов, начальник связи 1 ап М. П. Семенков, стрелок-радист Н. А. Бураков

Погиб 24 октября 1941 года, совершив огненный таран по танкам и боевой технике противника в районе местечка Грузино Чудовского района Новгородской области.

Михаил Плоткин родился 2 мая 1912 года в деревне Ардонь Клинцовского района Брянской области. Работал на заводе, в 1931 году поступил в военно-теоретическую школу летчиков. После ее окончания служил на Балтийском флоте. В годы войны с белофиннами совершил 38 боевых вылетов, награжден орденом Ленина. 7 марта 1942 года, возвращаясь с боевого задания, Плоткин погиб.

Последний боевой вылет майор М. Н. Плоткин произвел 7 марта 1942 года. Он отправился ночью в составе авиаполка для постановки мин в порту Хельсинки. Видимость была крайне плохой, в воздухе стояла густая дымка, которая сильно затрудняла наблюдение. Экипажи шли на задание с интервалом в десять минут. За Плоткиным летел самолет капитана Бабушкина, который после постановки мин при возвращении на свой аэродром не выдержал заданный режим полета и при ограниченной видимости врезался в ДБ-3 гвардии майора Плоткина. От удара оба самолета разрушились в воздухе и упали в районе Сестрорецка[6]. Весь экипаж Плоткина (штурман Григорий Надха и стрелок-радист Михаил Кудряшов) погиб, как и штурман Бабушкина, старший лейтенант Василий Рысенко. Сам Бабушкин успел выброситься с парашютом
Последний боевой вылет майор М. Н. Плоткин произвел 7 марта 1942 года. Он отправился ночью в составе авиаполка для постановки мин в порту Хельсинки. Видимость была крайне плохой, в воздухе стояла густая дымка, которая сильно затрудняла наблюдение. Экипажи шли на задание с интервалом в десять минут. За Плоткиным летел самолет капитана Бабушкина, который после постановки мин при возвращении на свой аэродром не выдержал заданный режим полета и при ограниченной видимости врезался в ДБ-3 гвардии майора Плоткина. От удара оба самолета разрушились в воздухе и упали в районе Сестрорецка[6]. Весь экипаж Плоткина (штурман Григорий Надха и стрелок-радист Михаил Кудряшов) погиб, как и штурман Бабушкина, старший лейтенант Василий Рысенко. Сам Бабушкин успел выброситься с парашютом

Капитан Андрей Ефремов родился 26 августа 1910 года в семье железнодорожника Скопинского района Рязанской области. Работал токарем на заводе, а после окончания Оренбургской школы военлетов служил в бомбардировочной авиации Балтийского флота. С 1937 по 1942 год был командиром звена и командиром эскадрильи в 1-м гвардейском минно-торпедном полку. За войну с белофиннами был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В годы Великой Отечественной, кроме Балтики, воевал на Черном море, на Севере, участвовал в разгроме милитаристской Японии. С 1959 по 1964 год командовал учебным отрядом ВВС Балтийского флота. В звании полковника уволился в запас.

С июня 1941 по март 1944 года Андрей Ефремов выполнил 132 боевых вылета, в том числе 32 ночью (наградные документы за последующее время в ОБД «Память народа» отсутствуют). Воевал на бомбардировщиках ДБ-3 и «Бостон».
С июня 1941 по март 1944 года Андрей Ефремов выполнил 132 боевых вылета, в том числе 32 ночью (наградные документы за последующее время в ОБД «Память народа» отсутствуют). Воевал на бомбардировщиках ДБ-3 и «Бостон».

Евгений Николаевич Преображенский родился 22 июня 1909 года в селе Благовещенье Кирилловского района Вологодской области. В 1927 году был направлен в Ленинградскую военно-теоретичесую школу летчиков, затем обучался в Севастопольской морской школе летчиков. С 1930 –го по апрель 1943 служил в частях авиации Балтийского флота - от рядового летчика до командира минно-торпедной дивизии.

С апреля 1943 года был начальником штаба ВВС Северного флота, затем зам. командующего и командующим ВВС Тихоокеанского флота. С апреля 1950 и по день своей смерти, 29 октября 1963 года, генерал-полковник авиации Преображенский командовал авиацией ВМФ СССР.

Полковник Преображенский со своим экипажем
Полковник Преображенский со своим экипажем

…Тем же указом 12 авиаторов Балтийского флота награждены орденом Ленина, 21 человек - орденом Красного Знамени, 20 - орденом Красной Звезды, 14 – медалью “ За боевые заслуги”. В этом списке награжденных, я, к сожалению, не нашел членов экипажей самолетов, не вернувшихся на базу. Согласно официальному документу, полученному в Центральном военно-морском музее, с боевого задания не возвратились 9 августа 1941 года командир звена старший лейтенант Иван Финягин, штурман лейтенант Александр Дикий, стрелки-радисты старшина Василий Марокин, краснофлотец Николай Шуев.

В последний день лета, 31 августа, не возвратились с боевого задания командир звена лейтенант Михаил Русаков, штурман лейтенант Василий Шилов, стрелок-радист краснофлотец Василий Саранча. А 3 сентября – летчик лейтенант Константин Мильгунов, штурман звена лейтенант Петр Чубатенко, стрелок младший сержант Георгий Кулешов. Еще два экипажа погибли при посадке на аэродром Кагул. Один – 15 августа и один 24 августа- всего десять человек.

Военнослужащие люфтваффе среди обломков советского бомбардировщика, бомбившего Берлин и сбитого зенитной артиллерией. Предположительно на фото обломки ДБ-3 из состава 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота, потерянного 4 сентября 1941 года. В эту ночь 4 бомбардировщика из состава полка отправились бомбить Берлин с острова Эзель, это был последний советский налет на Берлин в 1941 году. Три из них сбросили на немецкую столицу 32 бомбы ФАБ-500, ФАБ-100 и ЗАБ-50, один сбросил бомбы в районе Свинемюнде ( Swinemünde; сейчас Свиноуйсьце в составе Польше). Самолет лейтенанта Мильгунова не вернулся с задания. Экипаж: пилот — лейтенант Константин Александрович Мильгунов (1919 г.р.), штурман — лейтенант Петр Яковлевич Чубатенко (02.02.1915 — 11.11.1941; умер в плену), стрелок-радист — младший сержант Георгий Михайлович Кулешов (1916 г.р.).
Военнослужащие люфтваффе среди обломков советского бомбардировщика, бомбившего Берлин и сбитого зенитной артиллерией. Предположительно на фото обломки ДБ-3 из состава 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота, потерянного 4 сентября 1941 года. В эту ночь 4 бомбардировщика из состава полка отправились бомбить Берлин с острова Эзель, это был последний советский налет на Берлин в 1941 году. Три из них сбросили на немецкую столицу 32 бомбы ФАБ-500, ФАБ-100 и ЗАБ-50, один сбросил бомбы в районе Свинемюнде ( Swinemünde; сейчас Свиноуйсьце в составе Польше). Самолет лейтенанта Мильгунова не вернулся с задания. Экипаж: пилот — лейтенант Константин Александрович Мильгунов (1919 г.р.), штурман — лейтенант Петр Яковлевич Чубатенко (02.02.1915 — 11.11.1941; умер в плену), стрелок-радист — младший сержант Георгий Михайлович Кулешов (1916 г.р.).

- Самолеты бились уже на аэродроме, и это было очень обидно, - рассказывал мне Шевченко, - за семь часов полета летчики очень уставали. Ведь летали на большой высоте, температура минусовая за бортом, воздуха не хватало. И при посадке было и такое, что дотягивали на одном моторе, а тут и второй отказывал…

А по поводу наград погибших, так и тут есть объяснение. Время тогда было страшное. Ведь никто не знал, как погиб экипаж. Не вернулся с задания – и все. Думали наверху: а вдруг летчики в плену. Вот и не представляли навернувшихся…

В начале Великой Отечественной войны балтийские авиаторы развеяли миф фашистских главарей о том, что якобы советской авиации не существует, что она никогда не появится в небе над Берлином.

ТБ-7 в полете
ТБ-7 в полете
82 года назад, в августе 1941 года, балтийские летчики впервые в истории Великой Отечественной войны нанесли бомбовой удар по Берлину… Взрывы советских бомб были услышаны во всем мире, это имело...-17

Валерий Громак

Фото: из архива автора, wikipedia.org, waralbum.ru, warheroes.ru

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему Великая Отечественная война вы можете увидеть здесь

Топ-3

76 лет назад нацисты превратили генерала Дмитрия КАРБЫШЕВА в ледяную глыбу
Белорус и Я
19 февраля 2021