Смена поколений перестала быть для вузов абстрактным выражением: университеты профессионально ведут аккаунты в TikTok и Инстаграм, изучают тренды веб-дизайна, выпускают мобильные приложения. Томский Политех — один из флагманов в работе с абитуриентами на всероссийском уровне.
Совместно с digital-агентством «Паравеб», ТПУ запустил новый сайт для абитуриентов, объединив дух нового поколения и традиции топового технического университета.
Новое «лицо» старого сайта
Томский политехнический университет, старейший технический вуз Сибири, увидел необходимость «осовременить» свой сайт для поступающих, чтобы соответствовать запросам нового поколения к «цифровому лицу» организации.
— При постановке задачи мы понимали, что информация сегодня стоит на 3 китах: доступность, удобство и красота. Визуальная часть задумывалась с учетом последних тенденций web-дизайна, мы ориентировались на лучшие образцы, в том числе зарубежных вузов. Сложность была в том, чтобы совместить нормативные требования к сайтам образовательных организаций и сделать его легким, полезным, интересным.
Мария Моисеенко, начальник управления корпоративных и внешних связей ТПУ
— У ТПУ уже была запущена рекламная кампания «Инженеры придумали все», ориентированная на ребят-технарей. Потенциальная аудитория сайта — это, в основном, молодежь от 14 до 23 лет, играющая в компьютерные и мобильные игры, активно использующая соцсети. Сайт должен быть интересен пользователям, находящимся на волне этих информационных трендов.
Эмиль Ахтямов, директор digital-агентства «Паравеб»
Требовалось переработать прежнюю структуру сайта для поступающих и объединить на одной «территории» все направления для поступления: бакалавриат, специалитет, магистратуру и аспирантуру. Важно, чтобы сайт был полезным и интересным как ребятам, которые закончат школу еще только через несколько лет, так и поступающим уже сегодня.
Разница аудиторий
Объединение под одним сайтом всех групп поступающих вызвало вопрос — а будет ли отличаться подача материала для этих групп? Ведь каждый приходит на сайт за «своей» информацией.
Так, в разделе бакалавриата размещается как можно больше общих сведений, ведь сюда в основном заходят те, кто еще не учился в Томском политехе. Им важно и про программу узнать, и про кампус, уточнить даты подачи документов, выбрать траекторию обучения в вузе. Здесь уместно использовать элементы геймификации, чат-бот, интерактивные эмодзи, чтобы «подсвечивать» ключевые элементы страницы.
А вот у будущих аспирантов в разделе уже другая картина: у них особый порядок подачи документов и формат экзаменов. Это взрослые поступающие, большинство хорошо знают кампус ТПУ, отлично представляют себе, на какое направление будут поступать — поэтому в таком разделе не нужна лишняя интерактивность, все должно быть более лаконично.
— На старте мы планировали делать значительно более унифицированный по содержанию сайт. Думали, все будет проще. Но запросы уточнялись и команда генерировала множество идей, как сделать по-настоящему круто: динамические 3D-объекты, параллакс-эффекты, карты глубины страницы, анимации в игровом стиле и многое другое. Распределяли между разделами, где будет уместнее выглядеть. Работы прибавилось.
Эмиль Ахтямов, директор digital-агентства «Паравеб»
Взгляд изнутри
По правилам набора, каждый абитуриент может подать документы максимум в 5 учебных заведений. Задачей Паравеба было сделать такой сайт, который выделил бы ТПУ в этой «топовой» пятерке и замотивировал глубже изучить направления Политеха, его программы, место в рейтингах и историю. Конечно, выделиться — не значит, что человек гарантированно сюда поступит, но с задачей вовлечения сайт однозначно должен справляться.
Проверить, насколько правильной была ставка команды на использование игровых трендов, помогли фокус-группы. Исследование проводили с девушками и юношами 14-16 лет, отдельно — со студентами разных курсов. Фиксировали, что участники отмечали как удобный или неудобный в использовании формат, как реагировали на интерактивы в разных разделах, что говорили про дизайн.
Интересно, что результаты работы фокус-групп подтвердили гипотезу ученых, изучающих сайты университетов: школьники действительно оценивают сайт вуза как аргумент «за» или «против» поступления, стилистика и качество исполнения «цифрового лица» университета влияет на отношение к предлагаемым образовательным программам.
Результаты работы фокус-групп обсуждались с представителями разных подразделений университета. Томский политех неизменно проявлял интерес к тому, какие идеи высказывает команда Паравеба, что интересного заметили участники фокус-групп, активно участвовал в разработке дизайн-концепции и вносил собственные идеи.
Однако назревал важный для всех вопрос: смогут ли рядовые сотрудники университета сами управлять многообразием разделов и контента на сайте, не нарушая его целостность.
«Автопилот» управления сайтом
Для того, чтобы специалистам ТПУ было удобно работать с сайтом и оставаться в рамках единой стилистики, была проработана админ-панель по работе с контентом, чтобы всем содержанием сайта можно было управлять без специальных технических знаний.
Также для дизайнеров и контент-менеджеров ТПУ были составлены подробные инструкции, как оформлять различные публикации, чтобы они не «выбивались» из общего стиля. Например, как в фотографии добавить параллакс (эффект трехмерного изображения), как визуально оформлять разные разделы, насколько «молодежными» могут быть иллюстрации к новостям и т.д.
Админ-панель также позволяет создавать новые структуры на сайте в пару кликов, автоматически «подтягивать» на страницы нужные эффекты анимации. Дизайнеры Паравеба сгенерировали целую библиотеку динамических 3D-эмодзи и отдельных элементов на все случаи университетской жизни, чтобы контент-менеджерам не пришлось ничего дополнительно моделировать.
— Мы не хотели отдавать университету просто «красивые картинки», мы стремились максимально упростить работу тем, кто в дальнейшем будет заниматься сайтом, множеству людей в разных ролях. С одной стороны, это дополнительная задача для команды разработки, с другой — важный для нас пункт, повышающий качество создаваемого проекта.
Эмиль Ахтямов, директор digital-агентства «Паравеб»
Результаты работы
Университетам, в которых сильны традиции обучения сложным наукам, бывает нелегко решиться на более свободный стиль общения с абитуриентами, есть сомнения насчет «несерьезности».
— Уникальность сайта абитуриента ТПУ еще и в том, что Томский Политех, сильнейший технический вуз Сибири, согласился отойти от традиционной «сдержанной» подачи, и начал использовать элементы современной цифровой среды, привычной новому поколению поступающих.
Эмиль Ахтямов, директор digital-агентства «Паравеб»
Паравебом также была проработана и мобильная версия сайта: адаптировали дизайн, верстку, оптимизировали вес страниц, скорость воспроизведения анимаций, динамичность элементов.
Вся работа над сайтом заняла 8 месяцев, начиная от концепции и до финального запуска. Что было сделано за это время:
- Переработали структуру уже имеющегося, но устаревшего сайта, и представили в одном месте все направления обучения в ТПУ;
- Сделали для бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры различающийся дизайн разделов с собственными интерактивными «фишками» направлений;
- Упростили и автоматизировали работу с контентом для специалистов вуз;
- Проработали добавление новых разделов, конструирование страниц и оформление их в стилистике сайта без программировани;
- Разработали сложные шаблоны верстки для страниц новостей и мероприятий;
- Создали библиотеки элементов, которые можно использовать для конструирования и оформления страниц в едином стил;
- Настроили анимации кнопок и интерактивных элементов в стилистике игр и популярных мобильных приложений.
Еще на стадии дизайна Абитуриент ТПУ получил «серебро» Tagline Awards и был отмечен на конкурсе CSS DA. Команда была рада, что такой «нетипичный» и смелый подход к сайту абитуриента вуза был высоко оценен даже через «чистый» статичный дизайн без верстки.
— Сайт Абитуриента ТПУ получился по-настоящему крутым. Он сильно отличается от всех своих конкурентов, особенно на российском образовательном рынке. И это невозможно было бы сделать, если бы ТПУ, один из топовых вузов России, не осмелился запустить такое сильное и смелое решение. За это стоит сказать им спасибо.
Эмиль Ахтямов, директор digital-агентства «Паравеб»