Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу ненадолго отвлечься от рассказа о старинных кладбищах Санкт – Петербурга и пригласить вас совершить небольшую виртуальную экскурсию по Богословскому кладбищу которое уже более 30 лет является культовым местом для поклонников рок музыки не только проживающих в Северной столице, но и со всей России и даже из зарубежья.
Главными местами их притяжения стали могилы Виктора Цоя и Михаила Горшенева. Хочу сказать сразу, в силу своего возраста и музыкальных предпочтений я не являюсь большим поклонником творчества этих музыкантов, но и яростным критиком и антагонистом тоже не могу себя назвать. Как в свое время написал Маяковский:
… если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо …
Свидетельством непрекращающейся любви к творчеству этих рокеров являются толпы поклонников, которые приходят сюда практически ежедневно, а в дни памяти своих кумиров буквально заваливают их памятники цветами. Вот о памятниках, этим музыкантам я собственно и хочу рассказать, потому что они являются весьма необычными и интересными произведениями мемориального искусства достойными этих неординарных личностей. Начнем с Михаила Горшенева поскольку сегодня этому лидеру российского панк – рока, могло бы исполниться ровно 50 лет
Михаил Юрьевич Горшенев (1973–2013)
Музыкант, шоумен, лидер знаменитой панк-рок-группы «Король и Шут». Автор музыки и текстов к самым популярным композициям исполнявшимся группой. После восьмого класса средней школы поступил в реставрационное училище, но в итоге отдал предпочтение рок – музыке.
Выступать на сцене начал в 1993 году, но настоящая слава пришла к Горшку (сценический псевдоним Горшенева) и его группе «КиШ» (Король и Шут) на рубеже 20 – 21 веков.
В нулевые годы без их участия не обходилось ни одно значимое рок событие в нашей стране. Команда выпустила 11 альбомов, а в 2010 году на свет появился мюзикл «TODD».
К сожалению, Михаил Горшенев был сторонником основного принципа панк-культуры «Живи быстро, умри молодым».
В результате мягко говоря нездорового образа жизни, который он вел, музыкант скончался от сердечного приступа в июле 2013 года, немного не дожив до своего сорокалетия.
Похоронен на Богословском кладбище. Уже через год на могиле был открыт весьма интересный и нестандартный памятник.
Обратите внимание на то, что плита весом в несколько тон не лежит на земле, а как бы парит над ней. По задумке супруги музыканта, она должна символизировать сцену, на которой установлена вертикальная стела из уникального карельского гранита — габбро-диабаза. Издалека кажется, что портрет музыканта на стеле выполнен с помощью гравировки но, только подойдя ближе, становится понятно, что он является мозаичным.
Данная технология в настоящее время применяется достаточно редкой, и поэтому можно говорить, об уникальности данного памятника.
Неподалеку от Михаила Горшенева похоронен лидер группы «Облачный край»
Богаев Сергей Иванович (1961–2011)
и солистка группы "Колибри"- Наталья Пивоварова.
Цой Виктор Робертович (1962–1990)
Человек не нуждающийся в особом представлении. Думается что имя этого музыканта в нашей стране известно каждому, а его гибель в автомобильной катастрофе 15 августа 1990 года стала шоком для одной шестой части суши сравнимым разве что со смертью Высоцкого в 1980.
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище, стала местом паломничества его фанатов буквально с первого дня после похорон. Сейчас над местом его последнего покоя установлен весьма выразительный памятник, отражающий, как мне кажется, саму суть его жизни и творчества
Высокая гранитная стела увенчана бронзовым портретом музыканта и поэта на фоне «звезды по имени Солнце. Круглый подиум, облицованный серыми гранитными плитами, как мне кажется символизирует нашу Землю, над которой никогда не гаснет свет этой звезды. Могила обнесена металлической решёткой, простой, но оригинальной, очень хорошо вписавшейся в общую композицию.
Неподалёку от могилы Виктора похоронена
Марианна Цой его жена и мать единственного сына.
Хотя они и не жили вместе последние три года, но официально разведены небыли. Марианна, сделавшая многое для увековечивания памяти мужа скончалась в 2005 году от тяжёлого онкологического заболевания.
Памятник на её могиле внешне прост, но очень оригинален в плане художественного решения.
На высокой вертикальной стеле с грубо обработанными боковыми изображена женская фигура. Распущенные волосы и «летящий» плащ создают иллюзию движения. Люди, лично знавшие Марианну, говорят, что на этом портрете, выполненным достаточно схематично, в стилистике древнеегипетских рельефов она выглядит как живая.
Ещё один из ярких представителей питерского рока
Александр Юрьевич Аксенов (1964–2007)
Рок музыкант, лидер группы "Объект Насмешек". После смерти Виктора Цоя был гражданским мужем его вдовы Марианны. После распада своей группы снимался в кино, был звукорежиссером, продюсером и организатором нескольких крупных рок мероприятий в Петербурге. Скончался в 2007 году.
Памятник на его могиле представляет собой массивный каменный крест, на лицевой стороне которого выгравирован сценический псевдоним музыканта, с мишенью вместо буквы О. Говорят, что заказчик памятника Константин Кинчев из-за этой надписи имел большие проблемы с церковью, что думается, было вполне справедливо.
Конечно, кроме рок музыкантов на Богословском кладбище похоронено множество других достойнейших людей.
Как и на многих других кладбищах Санкт Петербурга здесь можно увидеть памятники работы выдающихся скульпторов, а иногда как это не покажется странным в них можно проследить преемственность поколений.
Например, на могиле известного русского и советского скульптора
Василия Львовича Симонова (1879 – 1960)
известного в первую очередь тем, что он воссоздал статую Самсона в Петергофе, установлен памятник работы его ученика Виталия Козенюка.
Бронзовая фигура обнаженного и атлетически сложенного юноши особенно красиво смотрится летом на фоне сочной зелени. Скульптура установлена на невысоком постаменте, на лицевой грани которого имеется прямоугольная мемориальная доска из серого гранита. На табличке выгравированы звание, имя и годы жизни скульптора. Перед надгробным памятником располагается каменная ваза-клумба.
Совсем в другой стилистике, подчеркнуто строгой, лаконичной и в то же время торжественно строгой оформлено место последнего покоя замечательного советского и российского актера
Кирилла Юрьевича Лаврова (1925 - 2007) и его супруги
Голгофа и крест на ней. Предельно лаконичный символ достойно прожитой жизни достойного человека.
Иногда надгробие может быть достаточно скромным, но композиционно очень гармоничным и завершённым, как например могила популярнейшей ленинградской певицы 60 –х годов прошлого века
Лидии Клемент (1937 – 1964).
Она покинула этот мир почти 60 лет назад, прожив всего 26 лет, но её чарующий голос помнят и сегодня.
По Богословскому кладбищу, так же, как и по любому другому старинному некрополю Санкт Петербурга можно ходить часами, читая знакомые имена на памятниках и задерживаясь у особо выразительных и запоминающихся надгробий.
Лично для меня самым любимым изваянием находящимся здесь является скульптура девочки на могиле замечательного детского писателя
Виталия Валентиновича Бианки (1894 – 1959)
Подробнее об этом великолепном литераторе и историю памятника на его могиле можно прочесть, перейдя по ссылке
А я мои уважаемые читатели сегодня с вами прощаюсь и желаю всего доброго.