Унеси меня на Луну

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.

Может быть трудно заставить людей понять или вникнуть в суть чего-то технически непонятного для обывателя, как блокчейн. Но после того, как два года назад о NFT Бипла на $70 млн стало известно, все только и говорили о блокчейне. Сейчас то же самое происходит с частной космонавтикой. Этот новый сектор создает более дешевые ракеты и строит совершенно новую экономику где-то там очень далеко, используя спутники для наблюдения за всем, от ядерных объектов до вырубки лесов, и доставляя интернет в отдаленные районы.

Они нанимают художников, чтобы привлечь внимание к своим инновациям и сделать более понятным на Земле всё что происходит там.

Чем бессмысленнее космическое искусство, тем больше заголовков оно вызывает. Джефф Кунс и Илон Маск — союз, заключенный в неолиберальном аду — объединились для нового проекта, который стартует буквально этим летом и позволяет коллекционерам, которым, возможно, надоело покупать на Земле, владеть произведениями искусства на Луне. Кунс отправляет 125 скульптур, изображающих разные лунные фазы, на Луну на ракете SpaceX, а затем соединяет их с земными версиями, каждая из которых украшена драгоценным камнем, на котором указано точное местоположение их лунных аналогов. Естественно, все выпуски имеют соответствующие NFT.

Фазы Луны Джеффа Кунса.
Фазы Луны Джеффа Кунса.

Если бы вы могли отправить что-нибудь на луну, почему бы это была… луна? Неважно, что лунные фазы там не имеют значения, так как они существуют только с точки зрения землянина. Если предполагается, что сотрудничество должно представлять такие гонзо-идеи, как колонизация Марса, более гуманными, то Кунс, чьи блестящие скульптуры собак из воздушных шаров печально известны своей резкой пустотой, — странный выбор. Вместо этого сотрудничество имеет противоположный эффект: оно подчеркивает идею частного космического сектора как игрушки для сверхбогатых.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-3

Вы можете подумать, что космическому искусству нет предела, но на самом деле ограничений много. Даже Кунс — один из самых богатых ныне живущих художников, сотрудничающий с одним из самых богатых людей Земли — жаловался на стоимость проекта.

Джефф Кунс
Джефф Кунс

Его решение самое очевидное: сделать скульптуры крошечными. Но другие художники становятся умнее и находчивее, придумывая способы обойти материальные и корпоративные ограничения.

Сюй Бин. Художник-концеатуалист
Сюй Бин. Художник-концеатуалист

В прошлом году китайскому художнику-концептуалисту Сюй Бину пришлось задержать запуск ракеты, и не из-за технических неполадок, которые вполне ожидаемы при таком сложном инженерном проекте. Это произошло потому, что китайские официальные лица потребовали от художника доказать перед отправкой, что китайские иероглифы, нарисованные на внешней стороне ракеты, действительно, как утверждал Сюй, просто билиберда, абракадабра. Если он отправлял секретное сообщение миру — или инопланетянам — правительство не хотело узнать об этом последним.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-6

Это было непросто. Как доказать, что что-то ерунда? Проблема на какое-то время поставила художника в тупик, пока он не переформулировал вопрос — как умилостивить государственного чиновника? В конце концов, он нарисовал сертификат, подтверждающий, что сообщение действительно было бредом, и это, похоже, помогло. Готов к взлету.

Прошлой осенью Сюй сказал что идея « Сюй Бин Тяньшу» (2019–2020) пришла ему в голову, когда космическая компания предложила ему сотрудничество. Он уже разработал персонажей для одной из своих предыдущих работ «Книга с неба».(ок. 1987–1991 гг.), Набор свитков из 4000 шт. На вопрос, какая компания, он сказал, что не может озвучить. Впрочем, найти было несложно: это i-Space, частная китайская компания. Я подозреваю, что он избегал называть их, потому что ракета не прошла через атмосферу, прежде чем взорвалась.

На следующий день Сюй и его команда нашли разбитый космический корабль в пустыне Гоби, где он оставил кратер шириной 90 футов, а затем выставили его в Художественном музее красного кирпича в Пекине. Получившаяся инсталляция стала размышлением о маленькой роли нашего вида в большом мире, который внушает смирение и благоговение перед лицом вселенной, которую мы едва можем понять. Это не только грустный исход эксперимента, но большая дыра в бюджете и сломанная ракета, вероятно, не та реклама, которую хотела компания.

Кроме того, есть ограничения по размерам и материалам: непомерная стоимость, ограничения на то, что может выжить при температурах намного ниже нуля, и вся эта невесомость. Ракеты часто сбрасывают несколько спутников, принадлежащих разным сторонам, в своего рода райдшеринге. Чем больше веса и места они занимают, тем дороже запуск.

Тревор Паглен
Тревор Паглен

Художник-исследователь из Нью-Йорка Тревор Паглен придумал умное решение для своего проекта 2018 года Orbital Reflector . Он запустил воздушный шар на спутнике с устройством, которое надуло бы его, когда он выйдет на орбиту.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-10

Паглен выбрал легкий отражающий материал, который отражал бы солнце, делая воздушный шар видимым с Земли в сумерках и на рассвете. Художник хотел подчеркнуть лучшее, что может предложить частная космическая индустрия — исследования и инновации, не связанные с военными или слежкой, — с помощью проекта, который, как и лучшие космические произведения искусства, должен был вызывать удивление и трепет. К сожалению, во время закрытия правительства в том году уволенные сотрудники FCC не смогли предоставить разрешение, необходимое для надувания воздушного шара после того, как он взлетел. Спутник был потерян в космосе вместе с 1,5 миллионами долларов, которые стоили его производства.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-11

Однако неудачи и смирение — неотъемлемая часть освоения космоса.

Вот как Синь Лю, художник и куратор Инициативы по исследованию космоса Массачусетского технологического института, выразилась во время беседы в феврале.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-12

Лю была поражена всеми ресурсами, предлагаемыми в Институте, когда она поступила в институт в качестве аспиранта в 2015 году — не каждый художник может делить кулер с водой с учеными и инженерами мирового уровня. Лю, которая имеет опыт работы в области инженерии и производительности, давно интересовалась «экспериментами с измерениями» и стремилась к расширению масштабов. Но она призналась, что только после своего первого полета в невесомости она начала задаваться важным вопросом об отправке искусства в космос: зачем? Часто ответ таков: «чтобы посмотреть, сможем ли мы.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-13

В невесомости Лю почувствовала себя грустной и одинокой. То, что она знала всю свою жизнь — «земля, которая всегда держала меня», — исчезло. Подобное чувство потери она испытала, когда ей удалили зуб мудрости: часть ее тела исчезла. И вот, в 2019 году она вспоминая это, ненадолго отправив в космос один зуб. Вскоре она начала задаваться вопросом, почему многие люди разделяют такое глубокое любопытство к вселенной, и подумала, что, возможно, это побуждение может быть таким же естественным, как голод или любовь.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-14

Лю задокументировала появление своего зуба мудрости в видео виртуальной реальности Living Distance (2019), которое будет показано этим летом на ее персональной выставке в Pioneer Works в Бруклине. В рамках другого проекта она запускала картофель в космос на 30 дней на полезной нагрузке, которую разработала сама; теперь она сажает их в саду Pioneer Works. Это основа образовательных семинаров, кульминацией которых станет раздача этого картофеля детям, которые запишутся. Когда она рассказала об этом, все были сбиты с толку и задали вопрос, о котором она упоминала ранее: почему?

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-15

И она ответила, потому что хотела настоять на том, чтобы исследование космоса не было прерогативой эксцентричных миллиардеров. Она надеялась принести его домой для следующего поколения, чтобы они могли начать представлять там свои роли.

Обретает ли что-то новое значение, когда вы отправляете это в космос?

Если это так просто, то это объясняет странные символические жесты, которые засоряют недавнюю историю: люди присылали кости динозавров, копии Нобелевской премии, артефакты 11 сентября. В 2001 году Pizza Hut даже доставила еду на Международную космическую станцию ​​на ракете-носителе. Но для Сюй Бина произведение не считается настоящим «космическим искусством», когда вы просто запускаете в космос предметы, созданные для Земли. (Например, проект Амоако Боафо 2021 года «Суборбитальный триптих», для которого ганский художник прислал три картины через частную ракетную компанию Джеффа Безоса Blue Origin.)

Амоако Боафо с автопортретом на одной из панелей ракеты
Амоако Боафо с автопортретом на одной из панелей ракеты

Но “Енох” Таварес Страчана — который совершил поездку на SpaceX Falcon 9 с воздушным шаром Паглена в 2018 году — является хорошим примером работы, которая осмысленно взаимодействует с условиями космического пространства.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-17

Работа Страчана включала в себя урну из 24-каратного золота с бюстом Роберта Генри Лоуренса-младшего, первого афроамериканского астронавта, который трагически погиб в результате крушения сверхзвукового самолета в 1967 году, так и не побывав в космосе. Эта работа — памятник тому, что могло бы быть, способ помочь Лоуренсу осуществить его мечту посмертно.

"Енох” Тавареса Страчана
"Енох” Тавареса Страчана

Этим летом Сюй планирует запустить первый в мире спутник, созданный исключительно для искусства. Он знает, что будет первым, потому что сейчас около 6000 спутников летают вокруг, и каждый классифицируется по своей основной функции. Сюй надеется сотрудничать с музеями и приглашать художников для «резиденций».

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-19

Это приятная новость: самый вдумчивый из космических художников сейчас возглавляет новую волну. Спутник Сюй — не столько инструмент для отправки объектов, сколько канал для использования пространства в качестве среды. Если все пойдет по плану, у него будут экраны для воспроизведения видео и камеры для фотосъемки. Спутник также должен иметь возможность собирать данные с соседних спутников и передавать код Морзе.

Удивительно, но много космического искусства настолько странного по своему смысловому наполнению, учитывая, что космос, как и большинство хороших произведений искусства, по своей сути задает все эти экзистенциальные вопросы о том, откуда мы пришли и что значит быть человеком. Создавать хорошее космическое искусство не просто

У нескольких влиятельных людей космос, вместо трепета и смирения перед бездной бесконечности, вызывает желание покорять бесконечные просторы.

В течение последних нескольких лет техническое сообщество рассчитывало, что художники создадут ажиотаж вокруг нового освоения космоса и окупятся.-20

В итоге сегодня у художников есть уникальная возможность — и даже ответственность — формировать наше восприятие и роль в нашем внеземном будущем.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Готовлю для вас ещё много захватывающих историй из мира современного искусства.

Как думаете, может ли что-то пойти не так в этих грандиозных и немного утопических планах?!

Нужно ли, по вашему мнению, искусство в космосе?

Художник Олег Зеликов

Арт-студия Canvas. Москва