79 подписчиков

Рассказываю о русском традиционном костюме географически

272 прочитали

Русский национальный костюм - это то, что удивляло меня с детства. Многие из нас, первый раз видят его в сценическом варианте, в стилизованном, в сказочном (по фильмам и книгам), но мало кто имеет представление о нем в историческо-традиционном смысле. Например, я в детстве долго не могла понять почему бабушки из русских народных ансамблей носят кокошники, в моем детском представлении это был головной убор невесты или молодой девушки.

Кокошник. II половина XVIII в. Россия. Костромская губ. ГИМ
Кокошник. II половина XVIII в. Россия. Костромская губ. ГИМ

Как оказалось позже, тут я угадала. Русский народ издавна проживал на большей половине Европейской части России, соседствуя при этом с совершенно разными народами, проживающими в разных климатических зонах, это отразилось на формировании русской традиционной одежды. Она довольно сильно отличалась по областям (губерниям в прошлом).

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния
Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение
Источник: https://www.perunica.ru/tradicii/8967-vo-vseh-ty-dush..
Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение Источник: https://www.perunica.ru/tradicii/8967-vo-vseh-ty-dush..

Позвольте начать рассказ с Русского Севера. Русский Север - это историческая область, которая включает в себя бывшие Архангельскую, Олонецкую, Новгородскую, Вологодскую, часть Тверской и Костромской губерний. Костюмы этого большого региона отличаются разнообразием головных уборов и украшений из жемчуга. Выходцы из этих губерний позже заселили совершенно разные уголки России.

Прекрасный Пинежский венец и целый свадебный комплекс💫 
Труд Полины Берг: вышивка, ткачество, шитье.
Прекрасный Пинежский венец и целый свадебный комплекс💫 Труд Полины Берг: вышивка, ткачество, шитье.
Молодая женщина в традиционном праздничном костюме Каргопольского уезда Олонецкой губернии, конец 19 века. Фотограф: Д. Давыдов
Молодая женщина в традиционном праздничном костюме Каргопольского уезда Олонецкой губернии, конец 19 века. Фотограф: Д. Давыдов
Девушка в повседневном костюме Каргопольского уезда Олонецкой губернии, конец 19 века. Фотограф: Д. Давыдов
Девушка в повседневном костюме Каргопольского уезда Олонецкой губернии, конец 19 века. Фотограф: Д. Давыдов

Хотелось бы отдельно выделить Вологодский комплекс северного костюма. Вологда поражает красотой тканей, использовавшихся для шитья одежды.

Фольклорно-этнографический клуб "ВАСИЛИСА". 
Традиционная одежда из набойки д. Наваксино Вологодской области.
Фольклорно-этнографический клуб "ВАСИЛИСА". Традиционная одежда из набойки д. Наваксино Вологодской области.

Коллекция реплик традиционных костюмов Тотемского уезда Вологодской губернии. 
Фото Дениса Тарасова.
Коллекция реплик традиционных костюмов Тотемского уезда Вологодской губернии. Фото Дениса Тарасова.

Коллекция реплик традиционных костюмов Тотемского уезда Вологодской губернии. 
Фото Дениса Тарасова.
Коллекция реплик традиционных костюмов Тотемского уезда Вологодской губернии. Фото Дениса Тарасова.
Русский традиционный костюм, Вологодская область. 
Источник фото: https://cultinfo.ru/art/decorative-and-applied-art/we..
Русский традиционный костюм, Вологодская область. Источник фото: https://cultinfo.ru/art/decorative-and-applied-art/we..
Коллекция "Праздничный женский костюм тарножан Вологодской губернии конца 19-начала 20 в." 
Клуб ПАРАСКЕВА: ткачество, традиционный костюм, Санкт-Петербург.
Коллекция "Праздничный женский костюм тарножан Вологодской губернии конца 19-начала 20 в." Клуб ПАРАСКЕВА: ткачество, традиционный костюм, Санкт-Петербург.

В старые времена к Русскому Северу относили и земли Вятской и Пермской губернии.

Русская крестьянка из села Филейка Фаленского района Кировской области (бывшая Вятская губерния). Фотограф: С.А.Лобовиков.
Русская крестьянка из села Филейка Фаленского района Кировской области (бывшая Вятская губерния). Фотограф: С.А.Лобовиков.
Русский костюм, вероятно, Вятская губерния. 
«Женские национальные костюмы севера Удмуртии».
Локация: фотостудия «Контраст» «Короленко-8»
Визажист: Алена Абашева
Фотограф: Василий Балахонов
Подбор костюмов: Марина Коростелёва, Любовь Лихачева
Модели: Ксения Богданова, Люция Касимова, Надя Дементьева
Бекстейдж: Аня Балахонова
Больше фото в альбоме → vk.com/album-37396420_285912509
Русский костюм, вероятно, Вятская губерния. «Женские национальные костюмы севера Удмуртии». Локация: фотостудия «Контраст» «Короленко-8» Визажист: Алена Абашева Фотограф: Василий Балахонов Подбор костюмов: Марина Коростелёва, Любовь Лихачева Модели: Ксения Богданова, Люция Касимова, Надя Дементьева Бекстейдж: Аня Балахонова Больше фото в альбоме → vk.com/album-37396420_285912509

Далее поговорим о губерниях западной части, а именно, о Пскове, Смоленске, Брянске., Курске и Орле. Это зона граничащая с местами проживания украинцев и белорусов, поэтому в костюме и вышивке тут есть общие моменты.

Русский мужчина. 
Место съемки: Псковская обл., Печорский р-н, дер. Изборск.
Архив Владимира Александровича Карлова.
Русский мужчина. Место съемки: Псковская обл., Печорский р-н, дер. Изборск. Архив Владимира Александровича Карлова.

Наряды Смоленщины Фотограф: Ольга Юрьевна  https://vk.com/olganival
Наряды Смоленщины Фотограф: Ольга Юрьевна https://vk.com/olganival

Вышивка на смоленских рубахах - это настоящее произведение искусства.

Фото и описание из Госкаталога РФ: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10190793

Место создания: Смоленская губерния, Вяземский уезд, п. Издешково
Фото и описание из Госкаталога РФ: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10190793 Место создания: Смоленская губерния, Вяземский уезд, п. Издешково

Традиционный русский костюм, Брянщина. Костюм из коллекции С. Глебушкина.
Источник фото: © РИА Новости / Марат Валиев
Традиционный русский костюм, Брянщина. Костюм из коллекции С. Глебушкина. Источник фото: © РИА Новости / Марат Валиев
Традиционный русский костюм Курской губернии. Фото: Анастасия Белова.
В качестве модели Анна Кудрявцева, - студентка кафедры народного пения и этномузыкологии.
Традиционный русский костюм Курской губернии. Фото: Анастасия Белова. В качестве модели Анна Кудрявцева, - студентка кафедры народного пения и этномузыкологии.
Традиционный русский костюм, Орловская губерния. Костюм из коллекции С. Глебушкина.
Источник фото: © РИА Новости / Марат Валиев
Традиционный русский костюм, Орловская губерния. Костюм из коллекции С. Глебушкина. Источник фото: © РИА Новости / Марат Валиев

А теперь речь пойдет о Центральной России. Здесь находятся территории бывших Владимирской, Ярославской, Московской, Тульской, Нижегородской, Калужской, Рязанской губерний.

Петри Б.Э. Две женщины в традиционных костюмах (фас). 
Русские. Россия, Тульская область, Арсеньевский р-он, Манаенки д. (Тульская губ.). Начало XX века Фото из коллекции МАЭ РАН
Петри Б.Э. Две женщины в традиционных костюмах (фас). Русские. Россия, Тульская область, Арсеньевский р-он, Манаенки д. (Тульская губ.). Начало XX века Фото из коллекции МАЭ РАН
Женский праздничный костюм. ХIХ век.  Епифанский уезд (?), Тульская губерния. 
Полный комплекс костюма. Пост. в 1954 г. через ЭЗК ГРМ. Русский музей
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Епифанский уезд (?), Тульская губерния. Полный комплекс костюма. Пост. в 1954 г. через ЭЗК ГРМ. Русский музей
Рубаха-покосница. ХIХ век.  Ярославская губерния.
Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе. 
Выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Русский музей
Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния. Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе. Выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Русский музей
Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии.  Из книги М. Мерцаловой "Поэзия народного костюма".
Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Из книги М. Мерцаловой "Поэзия народного костюма".
Русский народный костюм Калужской губернии" 
Фотограф: Дмитрий Счеславский Организатор и автор идеи Алексей Кузнецов
Музей народного костюма https://etno-costume.ru
Русский народный костюм Калужской губернии" Фотограф: Дмитрий Счеславский Организатор и автор идеи Алексей Кузнецов Музей народного костюма https://etno-costume.ru
Женщина в праздничном костюме, Нижегородская губерния, конец 19 века. 
Фотограф: Д. Давыдов
Женщина в праздничном костюме, Нижегородская губерния, конец 19 века. Фотограф: Д. Давыдов
Реконструкция свадебного обряда. Нижегородская обл., Семеновский район, д.Филлипово.
Фото: Алена Крылова.
Реконструкция свадебного обряда. Нижегородская обл., Семеновский район, д.Филлипово. Фото: Алена Крылова.
Подвенечный костюм невесты села Криуши Нижегородской области (Тамбовская губерния). Фотограф: Дмитрий Давыдов.
Подвенечный костюм невесты села Криуши Нижегородской области (Тамбовская губерния). Фотограф: Дмитрий Давыдов.
Видео из ГИМа http://mediashm.ru/?p=9090#9090 
Городской костюм Кокошник. Русские. Владимирская губ., г.Муром. вт. половина 18 в.
Бархат, холст, ситец, золотные нити, галун, шнур, фольга, колотый перламутр, дутые бусины под жемчуг, цветные стекла, блестки; золотное шитье, низание.
Выставка ГИМ.
Фоторепортаж Анны Бескровной.
Видео из ГИМа http://mediashm.ru/?p=9090#9090 Городской костюм Кокошник. Русские. Владимирская губ., г.Муром. вт. половина 18 в. Бархат, холст, ситец, золотные нити, галун, шнур, фольга, колотый перламутр, дутые бусины под жемчуг, цветные стекла, блестки; золотное шитье, низание. Выставка ГИМ. Фоторепортаж Анны Бескровной.

В Южная часть России очень интересна в плане этнографии. С одной стороны здесь огромный пласт культуры казачества, а с другой не менее интересные русские костюмы Воронежской и Белгородской области.

Русский народный костюм в работах Дмитрия Давыдова. 
Белгородская губерния
Русский народный костюм в работах Дмитрия Давыдова. Белгородская губерния

Праздничный костюм молодой женщины, Воронежская губерния ( ныне Алексеевский район Белгородской области РФ), конец 19 - начало 20 века. 
Фотограф: Aisha Kamchatka.
Модель: Елизавета Балова.
Костюм: Ася Щукина.
Праздничный костюм молодой женщины, Воронежская губерния ( ныне Алексеевский район Белгородской области РФ), конец 19 - начало 20 века. Фотограф: Aisha Kamchatka. Модель: Елизавета Балова. Костюм: Ася Щукина.
Донская казачка в старинном костюме Серафимовичского района Волгоградской области. 
Фотопроект ,,Казачьи Моды".Фотограф: Кирилл Чеботарёв (научный сотрудник Центра Русского Фольклора). Модель: Юлия Филимонова.
Донская казачка в старинном костюме Серафимовичского района Волгоградской области. Фотопроект ,,Казачьи Моды".Фотограф: Кирилл Чеботарёв (научный сотрудник Центра Русского Фольклора). Модель: Юлия Филимонова.
Донская казачка. На фото Анастасия Василенко. Автор костюма Варвара Зенина.
Донская казачка. На фото Анастасия Василенко. Автор костюма Варвара Зенина.
"ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАЧЕК"  Фотограф: Кошкин Константин Модель и идеолог съемки Polli Grafitova Автор костюма: МЕЛАНЬЯ. Мастерская казачьей одежды
"ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАЧЕК" Фотограф: Кошкин Константин Модель и идеолог съемки Polli Grafitova Автор костюма: МЕЛАНЬЯ. Мастерская казачьей одежды

Уникальными костюмами обладают уральские казаки, проживающие в Оренбуржской области. Традиционные русские сарафаны у них шились из богатых восточных тканей, а рубахи украшались золотом и парчой.

Коллекция женских уральских костюмов из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Праздничный костюм оренбургской казачки конца XIX века. Сарафан.
Коллекция женских уральских костюмов из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Праздничный костюм оренбургской казачки конца XIX века. Сарафан.
Коллекция женских уральских костюмов из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Праздничный костюм оренбургской казачки конца XIX века. Сарафан.
Коллекция женских уральских костюмов из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Праздничный костюм оренбургской казачки конца XIX века. Сарафан.
Оренбуржская казачка Наталья Низкодуб в традиционной сарафанке. Фотограф: Дмитрий Ширский.
Оренбуржская казачка Наталья Низкодуб в традиционной сарафанке. Фотограф: Дмитрий Ширский.
Оренбургская губерния, станица Сакмарская  
Санкова Павлина Дмитриевна , дочери - Просковья, Елизавета, Агрофена.
Источник: Оренбургский частный архив.
Оренбургская губерния, станица Сакмарская Санкова Павлина Дмитриевна , дочери - Просковья, Елизавета, Агрофена. Источник: Оренбургский частный архив.

Когда Сибирь заселялась русскими, каждая семья привозила с собой костюмы своей губернии, но проживая там долгие годы костюм менялся, использовались местные ткани и украшения.

Поляков И.С. Группа русских Западной Сибири. 
Русские. 1879 г. Фото из коллекции МАЭ РАН
Поляков И.С. Группа русских Западной Сибири. Русские. 1879 г. Фото из коллекции МАЭ РАН
Девушка в праздничном костюме села Тургусуново Томской губернии, начало 20 века. Русские.  Фотограф: Дмитрий Давыдов.
Девушка в праздничном костюме села Тургусуново Томской губернии, начало 20 века. Русские. Фотограф: Дмитрий Давыдов.
Традиционная одежда семейских старообрядцев забайкалья. 
Источник фото: http://wiki.starover.net/index.php?title=Одежда_семей..
Традиционная одежда семейских старообрядцев забайкалья. Источник фото: http://wiki.starover.net/index.php?title=Одежда_семей..

Старообрядцы имели свои правила в одежде, но у них же сформировались и собственные костюмы в местах отдаленного проживания от Европейской части страны.

Верещагин Василий Петрович - "Кружевница". 1890-1891 гг. 
«Кружевница» - одна из самых значительных работ русского цикла художника. Живописец показывает зрителю не только внешний облик и характер своей героини, но с скурпулезно выписывает разные типы кружева, сплетенные мастерицей и использованные ей для украшения льняной рубахи.
Верещагин Василий Петрович - "Кружевница". 1890-1891 гг. «Кружевница» - одна из самых значительных работ русского цикла художника. Живописец показывает зрителю не только внешний облик и характер своей героини, но с скурпулезно выписывает разные типы кружева, сплетенные мастерицей и использованные ей для украшения льняной рубахи.

Конечно же, в этой статье представлен лишь краткий обзор. В старину все костюмы имели отличия от статуса человека и материального состояния. Русская национальная одежда сохранилась благодаря крестьянам и мелким купцам, которые продолжали ее носить до начала 20 века.