Мои поиски книги Мирчи Элиаде увенчались успехом на сайте royallib.com Читаю on-line. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми главами книги «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения» в моем изложении, то есть, мой взгляд на ее содержание. Жанр этой книги – религиоведение, и это цикл лекций, прочитанных Мирчей Элиаде в Чикагском университете в 1956 году.
Что же это такое, инициация, в первую очередь возрастная инициация?
У людей, как и у животных, при достижении половой зрелости наблюдается риск и склонность к совершению необузданных, необдуманных, эксцентричных и эпатажных поступков. В животном мире это называется «гон». Самцы вступают в поединки, и побеждает сильнейший или умнейший, но обычно, случайный. Не зря говорят,
– Любовь зла, полюбишь и козла.
Хотя существует и другой знаменитый диалог из книги «Двенадцать стульев»,
– А что, отец, в вашем городе невесты есть?
– Кому и коза невеста.
Но вернусь к рассказу об инициации. Мне очень тяжело произносить это слово, так и хочется сказать «инаугурация», «инновация» или «инсинуация» уж лучше я буду употреблять слово «посвящение».
В книге Элиаде говорится, что человек не может «делать» себя сам, не могу с этим не согласиться. Его «делает» общество, жрецы, предки, старейшины от имени магических божественных сил. Здесь кроются истоки всех религий. И автор этой книги описывает ритуалы посвящения неофитов – мальчиков из различных племен Австралии доисторического периода.
Не сомневайтесь, технологии, и приемы посвящения аборигенов Австралии сохранились и действуют при создании тайных обществ нашего времени. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
Основная цель посвящения, это оторвать мальчика от матери и сделать из него полезного племени (обществу) человека – охотника или воина. Это достигается методом «второго рождения». Нельзя построить что-то новое не разрушив старое. Мальчик неофит должен пройти через ритуальную смерть и возродиться новым человеком. У некоторых племен посвящение растягивается на несколько лет. Ритуал смерти сопровождается нанесением неофиту серьезной психологической травмы (его пугают до ужаса), физической травмы (нанесение татуировок, шрамов, обрезание, ритуальное выбивание или затачивание зубов, избиение, лишение сна и пищи). И тут же его учат культуре, истории, легендам и мифам его племени.
Еще в годы моей юности слышал дворовую песню, в которой была такая строка, описывающая внешний вид вождя племени, – …палочкой пробито левое яйцо, а в носу торчало медное кольцо… Можно быть уверенным, этот вождь успешно прошел инициацию. После такой смерти неофит может еще длительное время находится в статусе умершего, прежде чем наступает возрождение. Наконец, рождается новый человек своего племени, который никогда не забудет своего посвящения , и никогда не расскажет о нем ни своей матери, ни своим женщинам. Он будет жить и оглядываться.
Как это все похоже на приемы дедовщины в армии или посвящение в заключенные в современной тюрьме. Вы скажете, что я пишу ужасы, что так делать нельзя. Можно, и даже нужно. Не зря говорят, – битье определяет сознание. Самое главное не опоздать, не упустить время. Такая форма возрастного посвящения оправдывала себя не одно тысячелетие. Но мое поколение, рожденное в эпоху торжества диалектического материализма, отрицавшего существование религии, не получило такого заряда бодрости как возрастная инициация. Задачу воспитания из мальчика-ребенка мужчины, отвечающего за свои поступки, переложили на армию. Но кадровый состав любой армии не отличается большим умом. Патриотизм, да, это у них есть. Что можно сказать о человеке, который говорит и думает короткими армейскими командами. Для него самое главное, это дисциплина, подчинение и чистота. Это я пишу о современных «жрецах-священниках-шаманах», которые должны проводить обряд посвящения неофитов в тайное общество – армию. Современные офицеры вынуждены применять технику и практику посвящения, которую использовали австралийские шаманы доисторического периода. Поэтому в любой армии дедовщина была, есть и будет. Описание посвящения в тайное общество, армию, сделано мной, автором этой статьи. В книге Элиаде этого нет.
Что касается возрастной инициации девочек, она проходит индивидуально, менее драматично основано на физиологических особенностях женского организма. Цель этого посвящения – знакомство неофита с правилами социальной жизни племени, общества.