Вот уже 15 месяцев наши мужики воюют в Украине. Кто-то выбрал этот путь сам, кто-то таким образом решил сбежать от тюрьмы, а кого-то под страхом этой же тюрьмы забрали.
Мы толком не знаем, сколько наших погибло на украинской земле. Сколько пропало без вести, потому что их бросили гнить на поле боя. Сколько из них стали сначала «трехсотыми», а потом - «двухсотыми», потому что им вовремя не оказали помощь.
Мы отдаем наших отцов, мужей, братьев и сыновей, а получаем…гробовые. Земельные участки. Деньги. Выплаты. Для многих из нас - невиданные деньги, которые ни мы, ни наши мужчины не заработали бы честным трудом за всю оставшуюся жизнь.
Но это - кому повезет. Кто-то вообще ничего не получает.
Быть может, для кого-то обменять отца, брата или мужа на пачку денег - отличный вариант. Но для большинства из нас (я хочу верить) это сделка с дьяволом. Для большинства из нас даже самая малая вероятность потерять любимого человека - сделка с дьяволом, вне зависимости, как оцениит его жизнь государство.
Многие из нас потеряли своих мужчин. Многие - не знают, когда они вернутся. Кто-то пытается изо всех сил не отдать мужа или брата. И все мы живем надеждами, что «все это скоро закончится». Как «это» должно закончиться, нам сложно себе представить. Но есть все предпосылки к тому, что «это» не закончится годами (я объясню свои домыслы в отдельной статье). А значит, страна продолжит совершенно законно забирать наших мужчин на бойню, и этому не видно ни конца, ни края.
Поэтому, я невольно возвращаюсь к вопросу, который все мы пытаемся обходить, замалчивать.
За что наши мужчины умирают в Украине?
Если подумать, это совершенно разумный и закономерный вопрос. Ведь любая война - это самая мрачная сторона нашей жизни, которую вообще можно вообразить. Мы (люди, человеки) не ходим на войну просто так, ради развлечения. Война - это, по сути, обмен жизней реальных людей на достижение каких-то общих целей. Политических или, как сейчас модно говорить, гео-политических целей.
Так вот я хочу знать, ради каких таких великих целей мы должны отдавать наших сыновей, братьев и мужей? Ради чего наши дети рискуют остаться без отцов? И стоит ли оно этого?
Большинство наших соотечественников не сильно задаются этим вопросом, потому что «СВО» их никак не затронуло. Для них война - это как футбольный матч. Они смотрят его в телевизоре. Есть «своя» команда, есть «чужая». Они болеют за «наших» и обкладывают трехэтажным «чужаков». Они размахивают флагами, выкрикивают лозунги и призывают «идти до конца».
Им всем кажется, что современная война - это видосики о том, как на головы противника падают гранаты, какие супер-современные вооружения используются в бою, и заявления наших чиновников о том, что «цели СВО будут достигнуты».
А для семей тех, кто воюет, война - это ужас. Это несметные вечера рыданий, битья головой о стену от безысходности, депрессии и ощущения тупика.
Однако, как только мы решаемся открыть рот и спросить, какого черта наш отец или муж забыл в Украине, нам его моментально закрывают сапогом. Нашим женам внушают, что их дело - не ныть, а терпеть и не задавать вопросы. Быть «удобными женщинами». А если нас все же прорывает, страна схаркивает нами в урну с надписью «Предатели». Нас обзывают «хохлами», обвиняют в анти-патриотичности. Некоторых выборочно судят и сажают за распространение каких-то «фейков». А оставшихся сиротами детей отправляют в детские дома, где травят и бьют.
Создается впечатление, что страна не хочет, чтобы мы знали правду. Чтобы мы не задавали неудобных вопросов, ответы на которые не угодны правителям поднебесной.
Что ж, я спешу их огорчить. Мы имеем право знать, за что наши мужья, братья, отцы и дети умирают и убивают в Украине. Я попытался разобраться.
Что нам говорят
«СВО» идет уже 15 месяцев, и каждый месяц появляется очередная «задача». Задачи друг с другом не бьются, одна подменяет другую. Создается такое впечатление, что где-то стоит такой печатный станок, задача которого - строчить новые «цели и задачи СВО». И этот станок реально сбрендил, потому что каждая новая задача - более сумасшедная и нелепая, чем предыдущая.
Да и чего тут говорить - буквально на днях Шойгу заявил, что главной задачей «СВО» является освобождение военнопленных (без шуток - товарищ, наверное, забыл, как и почему эти военнопленные появились). Или вот еще один «перл» от спикера МИР РФ Захаровой - оказывается, «наши ребята» «жизнями своими отстаивают право не только Африканского континента, а всех людей на нашей планете быть свободными».
И выглядит все так, как будто бы семьи мобилизованных мужчин считают за дураков. Дескать, и это схавают, и это схавают. И, пока наши мужчины умирают в чужой стране, нам втюхивают все более идиотские объяснения, почему так правильно.
Но начался этот маразм с «денацификации», «демилитаризации» и «защиты людей, которые на протяжении восьми лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима».
«Геноцид русских на Донбассе»
Ключевым мотивом, связывающим все эти «цели СВО» является утверждение, что в Украине, в ее восточных областях, 8 лет проводился «геноцид русскоговорящего населения и/или этнических русских». Именно этим утверждением оправдывается полномасштабное вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года, и именно им оправдываются нескончаемые попытки захватить Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области Украины.
Вообще, геноцид - страшная штука. Сегодня словом «геноцид» назвается все, что угодно. Но реальный геноцид - это целенаправленное групп населения по национальному или религиозному принципу, самым ужасным примером которого является Холокост. Если детально, то Конвенция ООН о геноциде определяет геноцид как "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу".
Поэтому, если в Украине действительно проводился геноцид этнического меньшинства, у меня встречный вопрос к России: «А где Россия была 8 лет?»
Россия с 2014 года выступает с обвинениями в геноциде в адрес Украины, утверждая, что украинские власти предпринимают в Донбассе меры, которые равносильны геноциду русскоязычных жителей Украины. Однако, за все время с начала этих заявлений Россия ни разу официально не предоставила никаких доказательств этих обвинений.
То есть обвинений - уйма, а доказательств - ноль. Их вообще нет нигде.
К примеру, Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, могла бы в любой момент зарегистрировать документ в Специальной Комиссии по Правам Человека ООН, созвать экстренное заседание Совбеза, показать все свидетельства «геноцида» и потребовать введение миротворческого контингента ООН.
Однако, ни одного официально зарегистрированного документа от России, предоставляющего хоть какие-то свидетельства так называемого «геноцида русских на Донбассе» нет. И это при всех возможностях России как постоянного члена Совбеза ООН.
Вместо этого, буквально за месяц до полномасштабного вторжения в Украину российские представители распространили в Организации Объединенных Наций документ, в котором опять утверждали, что Украина "истребляет гражданское население" Донбасса. Этот документ был на столе участников экстренно созванного совещяния Совбеза ООН 17 февраля 2022 года, связанного с якобы «нарушениями Минских соглашений».
Текст этого документа в Интернете отсутствует. Он нигде не зарегистрирован официально.
Тем пременем, все обвинения России в адрес Украины о так называемом «геноциде русскоговорящих» были разгромлены международными организациями, имеющими непосредственное отношение к вопросам безопасности. Главных опровержений - два.
Первое - от Международной Ассоциации Исследователей Геноцида International Association of Genocide Scholars (IAGS), которая осудила "незаконное присвоение и злоупотребление термином геноцид", заявив, что доказательств геноцида на Украине не существует.
Второе - от ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), миссия которой работала с 2014 года в зоне конфликта на Донбассе. ОБСЕ суммировала все свои выводы из работы на Донбассе вот в этом общем докладе.
Доклад сделан на английском языке, поэтому я выписал основные тезисы на русском:
- Согласно фактам и оценкам ОБСЕ, заявления России о якобы имеющем место "геноциде" русскоговорящих в Украине не соответствуют действительности.
- В докладах ОБСЕ неоднократно отмечалось, что права национальных меньшинств, в том числе русскоговорящего населения, в целом соблюдаются на Украине. Нет данных о систематических преследованиях или дискриминации.
В частности:
- В докладе ОБСЕ за 2021 год говорится, что в Украине представители национальных меньшинств имеют возможность получать образование на родном языке и развивать свою культуру. Русский язык широко используется в повседневной жизни.
- В докладе ООН от 2016 года отмечается, что русский язык активно применяется в Украине в образовании, СМИ, публичной и культурной сферах. Дискриминации русскоговорящих не выявлено.
- По данным переписи 2001 года, русские составляли 17% населения Украины. Русский язык назвали родным 29% граждан Украины.
Таким образом, никакого «геноцида русскоговорящих» на территории Украины на самом деле не было. Это сто-прцентная ложь и выдумки.
«Украина 8 лет бомбила Донбасс»
Очередной версией того-же обвинения является утверждение, что Украина 8 лет обстреливала Донецк.
Утверждение "Вы 8 лет бомбили Донбас" ссылается на вооруженный конфликт в Донбассе, который начался в апреле 2014 года и продолжался до 2022 года. Этот конфликт разгорелся между украинскими вооруженными силами и пророссийскими вооруженными формированиями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
Утверждение "8 лет бомбили Донбас" стало часто использоваться в российской политической пропаганде после начала вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Основной аргумент этого утверждения заключается в том, что на протяжении 8 лет с 2014 по 2022 года жители так называемых ДНР и ЛНР "подвергались геноциду со стороны Украины".
Кто участвовал в конфликте в Донбасе?
В начале 2023 года ЕСПЧ вынес решение, что территории востока Украины, контролируемые ДНР и ЛНР, находились под де факто контролем России. Война в Донбассе была частью российско-украинской войны и предшествовала полномасштабному вторжению России на Украину 24 февраля 2022 года.
Военные РФ присутствовали на территориях ДНР и ЛНР по меньшей мере с апреля 2014 года, включая полномасштабное присутствие армии РФ с августа 2014 года.
Верно ли утверждение, что Украина бомбила Донбас 8 лет?
Утверждение о том, что Украина в течение восьми лет бомбила Донбасс, неверно.
Конфликт в Донбассе привел к более чем 14 000 смертям. Однако, многие независимые исследователи, изучив статистику и свидетельства военного конфликта на протяжении 8 лет, не нашли подтвержения того, что Украина единолична ответственна за эти потери.
На протяжении всего конфликта в боях участвовали обе стороны: как вооруженные силы Украины, так и поддерживаемые Россией сепаратисты. При этом, важно отметить, что Россия обеспечивала сепаратистов снабжением и оружием.
Более того, Россия регулярно нарушала Минские соглашения, которые были установлены в качестве основы для политического урегулирования конфликта в Донбассе. Число регулярных войск России в Донбассе оценивается между 3 600 и 4 200 солдатами. Так же, Россия и ее поддерживаемые силы препятствовали доступу Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (SMM) к зоне конфликта.
Анализ смертей гражданского населения во время войны в Донбасе также опровергает утверждение, что "Украина бомбила Донбас 8 лет".
С 2014 по 2021 год тенденции снижения жертв среди гражданского населения во время войны в Донбассе были заметными. В 2014 году соотношение гражданских жертв к общему числу погибших составляло 33-34%, в то время как в 2019-2020 годах это число снизилось до 4-5%.
В 2016 году погибли 348 человек, в 2017 — 278 (из них 32 гражданских), в 2018 — 154 (гражданских 19), в 2019 — 160 (гражданских 9), в 2020 — 44 (гражданских 9), в 2021 — 77 (гражданских 7) [источник]. В 2021 году УВКПЧ ООН зафиксировало 110 случаев гибели или ранения гражданских лиц, что на 26,2% меньше, чем в 2020 году (149: 26 погибших и 123 раненых) [источник]. Это является самым низким годовым количеством за весь период конфликта[источник].
Если бы Украины продолжала "бомбить Донбас" или, еще хуже, проводить "геноцид", мы бы увидели не снижение, а увеличение жертв среди гражданского населения.
В реальности же мы видим постоянное снижение числа жертв среди гражданского населения. И связано это как раз с уменьшением интенсивности конфликта и введением перемирий, таких как новый режим прекращения огня на Донбассе, начавший действовать с 27 июля 2020 года[источник] вплоть до полномасштабного вторжения России в 2022 году.
Таким образом, утверждение, что «Украина 8 лет бомбила Донбасс» - та же ложь и выдумка, что и обвинения в геноциде русскоязычных.
За что наших мужчин гонят на войну?
Как я писал в начале статьи, война – это не просто слово. Это кровь, слёзы, страдания и потери. Это самый ужасный род человеческой деятельности, в котором можно участвовать.
Война несёт в себе угрозу жизни каждого участника. На поле боя каждый рискует быть убитым, и каждый может стать убийцей. Во всех культурах мира убийство считается одним из самых тяжких преступлений.
Война не является простой прогулкой или спортивным матчем. Это не игра, где можно просто выйти из поля и забыть о произошедшем. Война оставляет глубокие шрамы на душе каждого участника. Именно поэтому многие ветераны, вернувшись с войны, предпочитают молчать о своих переживаниях, потому что словами невозможно передать всю глубину ужасов войны.
Единственная война, которая может иметь моральное обоснование, – это война в защиту своего дома, своей семьи, своей земли. Когда нет другого выбора. Когда стоит вопрос выживания.
Так почему же мы продолжаем отправлять своих мужчин на войну? Официальные причины - бред сивой кобылы. Наши мужчины рискуют своими жизнями, но ради чего? Длч защиты русскоязычного населения или реализации чьих-то собственных политических абмиций?
Нам с вами от этой войны пользы нет. Никто из нас не хочет, чтобы наши близкие стали военными преступниками или погибли на чужой земле. Никто не хочет видеть своих родных и близких с психологическими травмами, ставшими результатом участия в войне. Никто не хочут потерять отцов, мужей и братьев. Никто не хочет, чтобы осиротели дети.
Поэтому, мы должны уберечь своих мужчин от этой войны, прятать их от мобилизации. Здесь не будет комфортных вариантов. Государство явно решило перемолоть наших мужчин совершенно законно. Но альтернатива - еще более мрачная: потерять наших мужчин или жить с тем, что они были военными преступниками на захватнической войне.