5,2K подписчиков

5 способов выстроить границы и выйти из созависимости. Простые советы психолога

Созависимость формируется в детстве из-за травмы, связанной с недостатком родительской любви. Ребенок остается эмоционально голодным и старается заполнить эту пустоту, заботясь о других.

Во взрослом возрасте созависимый готов терпеть очень многое, лишь бы получить подтверждение правильности своих действий и одобрение окружающих. Это закрывает его потребность в любви.

Созависимый перекладывает ответственность за свои действия на других или внешние обстоятельства. Решения за него всегда принимали родители, потом партнеры. Ему важно, чтобы кто-то другой руководил им.

Смотрите видео:

Он не дает близким взрослеть, постоянно решая за них проблемы. Так созависимый пытается заполнить свою внутреннюю пустоту.

Физические и эмоциональные наказания бесполезны для воспитания ответственности. Наказания демонстрируют беспомощность родителя и его неумение решать проблемы иначе.

В семье с зависимым человеком (алкоголик, наркоман) обязательно присутствует и созависимый. У них классический треугольник: жертва, агрессор, спасатель.

Созависимый играет роль спасателя по отношению к зависимому, но жертвы - по отношению к другим членам семьи. Он не дает им взрослеть, занимаясь решением их проблем.

Когда созависимый старается сделать всех счастливыми, люди начинают раздражаться и чувствовать себя жертвами его опеки. Они хотят жить своей жизнью и принимать собственные решения.

А созависимый потом обижается: я так старался, а вы неблагодарные. Это уже позиция жертвы, в которую он сам себя загнал изначально.

Где грань между зависимостью и неравнодушием, желанием помочь людям? Например, можно ли ругать чужого ребенка или помогать коллегам без просьб с их стороны?

Главное - помогать другим не в ущерб себе. Если свои дела не сделаны, а тратишь время на чужие проблемы - это уже созависимость.

Как воспитывать ответственность у детей:

  • Не помогать без просьбы ребенка
  • Если не справляется с задачей, предложить помощь, но дать возможность сделать самому
  • Поддерживать в трудных ситуациях, но позволять делать ошибки и учиться на них
Каждый сам определяет, в чем может помочь, а в чем ему нужна помощь других.  Важно научиться просить о помощи, а не ждать, что кто-то сделает всё за тебя.

Советы для общения с подростками:

  • Понимать, что с ними происходит в переходном возрасте
  • Не перекладывать на них свои тревоги и страхи
  • Спокойно спрашивать, что происходит, предлагать помощь
  • Быть эмоциональной опорой
  • Давать советы, но позволять учиться на ошибках
  • Со старшими детьми выстраивать границы, предоставлять самостоятельность.
  • С подростками сейчас тяжелый возраст, важно их эмоционально поддерживать.
  • Нельзя запрещать, а нужно объяснять.

Особенности подросткового возраста:

  1. Бурный рост, гормональная перестройка
  2. Новые чувства и опыт, с которыми не знают как справляться
  3. Огромная нагрузка в школе и дома
  4. Закрытость от родителей

Очень важно понимать эти особенности, чтобы помочь подростку.

Нельзя навязывать помощь тем, кто о ней не просит. Это работа созависимости. Нужно заботиться о себе, тогда и другим сможешь помочь больше.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, что Вы вынесли из нашей статьи?

Психолог Юлия Келлиш. Специально для канала ПУТЬ К СЕБЕ

Выводы: что можно получить в этой статье

  • Понимание того, что такое созависимость - когда человек берет на себя чрезмерную ответственность за других и забывает о собственных нуждах.
  • Объяснение причин возникновения созависимости - недостаток родительской любви и внимания в детстве приводит к эмоциональному голоду, который взрослый пытается компенсировать, решая проблемы окружающих
  • Примеры конкретного созависимого поведения из реальной жизни ведущего и участников - как чрезмерная забота о других приводит к проблемам в отношениях и негативным последствиям.
  • Рекомендации, как научиться ставить границы, отказывать в ненужной помощи, перестать контролировать других и брать на себя чужие проблемы.
  • Советы по общению с детьми и подростками, чтобы научить их самостоятельности и ответственности, не впадая в крайности опеки и наказаний.
  • Практические инструменты для дальнейшей работы над собой и преодоления созависимости.
Избыток внимания: когда забота вредит отношениям
Избыток внимания: когда забота вредит отношениям