10 подписчиков

Великие фильмы, снятые одним дублем или выглядящие так, как будто они сняты одним дублем

118 прочитали

В последние несколько лет, с момента премьеры военной драмы Сэма Мендеса "1917", активно обсуждается "техника одного кадра". Этот метод предполагает съемку всего фильма одним непрерывным кадром или, по крайней мере, создание такого впечатления. Синефилы обожают эту технику съемки, которая позволяет создать у зрителя ощущение, что действие происходит в реальном времени. Это не так просто сделать, поэтому лишь немногие режиссеры пытались это сделать, но нельзя отрицать, что у большинства из них это получилось.

Итак, если вы хотите познакомиться с подобными фильмом поближе, предлагаем вашему вниманию подборку фильмов, которые были сняты одним дублем (или, по крайней мере, выглядят так, как будто они были сняты одним дублем).

Веревка (1948)

Веревка (1948)
Веревка (1948)

Альфред Хичкок был одним из первых, кто попытался снять фильм одним дублем. Самые ранние попытки были предприняты им в 1937 г. в фильмах "Молодой и невинный" и в 1946 г. в "Бесславном". Лишь два года спустя он добился успеха, сняв в 1948 г. фильм "Веревка".

Один из самых экспериментальных его фильмов, он был снят серией 10-минутных дублей - 35-мм кинокамеры того времени не могли снимать дольше. Мастер саспенса и операторы фильма Джозеф А. Валентайн и Уильям В. Скалл решили не скрывать ни одного дубля. Вместо этого они снимали фильм в режиме реального времени. При этом они идеально передали клаустрофобию, заложенную в пьесе Патрика Гамильтона, по которой был снят фильм.

Утёйя, 22 июля (2018)

Утёйя, 22 июля (2018)
Утёйя, 22 июля (2018)

Фильм 2018 года "Утёйя: 22 июля" - фильм, основанный на реальных событиях трагедии в норвежском летнем лагере в июле 2011 г., когда экстремист правого толка, выдававший себя за полицейского, застрелил 69 подростков.

Прежде чем создать фильм об этом событии, режиссер Эрик Поппе провел интервью с сорока выжившими, чтобы как можно более реалистично изобразить происходящее. При этом Поппе воссоздал происшествие в одном непрерывном 83-минутном кадре, в точности как это случилось в тот день, что позволило зрителям увидеть катастрофу глазами жертвы. В фильме "Утёйя: 22 июля", по словам Поппе, даже было произведено столько выстрелов, сколько их было в реальности. Единственная неточность - фильм снимался на соседнем острове, а не на самой Утёйе.

После недели репетиций Поппе и его команда пять дней пытались добиться идеального дубля, причем в день делалось всего по одному дублю. В фильме был использован дубль, сделанный на четвертый день.

Виктория (2015)

Виктория (2015)
Виктория (2015)

Немецкий режиссер Себастьян Шиппер добился невозможного, сняв фильм "Виктория", вышедший в 2015 году. Фильм рассказывает о девушке-тусовщице и трех мужчинах, которые поздно вечером пытаются ограбить банк. Как и следовало ожидать, все идет не совсем так, как планировалось.

В 138-минутном криминальном триллере 22 локации, ограбление банка, сцены в ночных клубах, большой актерский состав и съемочная группа, съемки проходили в Берлине одним дублем с 4:30 до 7:00 утра.

Шиппер не был уверен, что это возможно, но он хотел сделать что-то, что существовало бы за пределами ожиданий современной киноаудитории. Ему удалось добиться успеха, сняв фильм одним дублем от начала до конца. На это ушло три попытки. В конце он просмотрел все три дубля и выбрал наиболее понравившийся, который затем использовал в качестве финального фильма.

Бегущее время (1997)

Бегущее время (1997)
Бегущее время (1997)

Другим примером фильма о грабежах, в котором использован прием одномоментной съемки, является фильм 1997 года "Бегущее время". В нем актер Брюс Кэмпбелл играет роль недавно освободившегося заключенного, готовящегося к следующему крупному ограблению, и на собственном опыте убеждается, что хорошего помощника трудно найти. Режиссер Джош Беккер и соавтор сценария Питер Чой отдают дань уважения фильмам о грабежах 1940-50-х годов в стиле нуар.

Вдохновленный фильмом Хичкока "Веревка", фильм снят в черно-белых тонах и кажется, что действие происходит в одном плавном и непрерывном кадре благодаря потрясающему монтажу. Съемки проходили в течение десяти дней и завершились в последний день ровно в 10 часов утра.

Сын Саула (2018)

Сын Саула (2018)
Сын Саула (2018)

"Сын Саула" - это душераздирающая драма о жизни венгерского еврея Саула Ауслендера, заключенного в Освенциме, когда ему поручают убирать за другими заключенными, чтобы спасти свою жизнь. На протяжении 107 минут камера редко покидает голову главного героя, который борется за то, чтобы спрятать и похоронить тело мальчика в соответствии с еврейскими обрядами.

Как можно себе представить, фильм невероятно мучителен и эмоционален, но его одномоментный подход позволяет зрителям получить очень реальные впечатления. По замыслу режиссера Ласло Немеша, точка зрения режиссера не должна выходить за рамки ограниченных представлений Саула, что придает фильму атмосферу, синхронизирующую зрителя с мыслями борющегося героя. После выхода на экраны "Сын Саула" получил положительные отзывы критиков и даже стал первым венгерским фильмом, получившим премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".

1917 (2019)

1917 (2019)
1917 (2019)

Лауреат премии "Оскар" режиссер Сэм Мендес перенес на большой экран свой замысел, представив в 2019 г. фильм о Первой мировой войне "1917". В фильме два солдата вынуждены пересечь вражескую территорию, чтобы доставить сообщение, которое остановит контрнаступление британских солдат, которые не подозревая готовились попасть в засаду.

Эта буквальная гонка со временем стала идеальным фоном для демонстрации экспериментальной техники "одного кадра". Фильм должен был выглядеть так, как будто он снят одним непрерывным дублем (хотя технически отключение сознания персонажа переводит фильм из дневного в ночной режим). Зритель чувствует себя как в реальном времени, следя за каждым шагом и переживая вместе с солдатами напряжение, опасность и трагедию.

Грандиозные масштабы фильма - буквально полтысячи статистов и бюджет в 100 млн. долл. - сделали подход "одного дубля" невероятно сложным, но он стал одним из самых известных благодаря использованию этого приема (или хотя бы его видимости).

Сэм Мендес и знаменитый оператор Роджер Дикинс сделали этот фильм поистине возвышенным кинематографическим искусством, обеспечив техническое совершенство и жесткость повествования. После выхода на экраны фильм стал не только хитом, но и кинематографическим достижением. Точка зрения "без монтажа" в этом фильме не похожа ни на что, виденное ранее зрителями. Как будто Мендес взял легендарную десятиминутную сцену выживания из шедевра Алехандро Иньярриту "Дети людей" и растянул ее еще на два часа.

За пределом двух бесконечных минут (2020)

За пределом двух бесконечных минут (2020)
За пределом двух бесконечных минут (2020)

Однако бесконечный актерский состав и раздутый бюджет - отнюдь не обязательное условие для жанра одного дубля. Возьмем, к примеру, фильм "За пределом двух бесконечных минут". Снятый за семь дней с помощью крошечной камеры, закрепленной на задней панели смартфона, этот микробюджетный фильм был смонтирован так, что создавалось впечатление, будто он был снят всего одним длинным кадром.

Создатели не стали тянуть с сюжетом. Эта японская научно-фантастическая драма читается так, как будто "Все и сразу" - это микрожанр. Вместо прачечной действие фильма разворачивается в кафе Киото. Фильм рассказывает о человеке, который обнаруживает экран, на котором транслируется его жизнь на целых две минуты вперед.

Премьера фильма состоялась в небольшом кинотеатре для 12 зрителей, но после того, как он был выбран для показа в Японии во время пандемии COVID-19, он получил широкую известность.

Вторжение (2017)

Вторжение (2017)
Вторжение (2017)

Криминальная драма Шахрама Мокри "Вторжение" рассказывает о расследовании полицией убийства на стадионе. Несмотря на то что полиция арестовала подозреваемого, друзья убитого оказались не готовы к сотрудничеству. Дальше все становится только сложнее, когда в эту иранскую детективную историю врываются вампиры из артхауса. Одним словом, фильм сложный, но именно это и делает его замысловатым, уникальным и чертовски напряженным.

Фильм "Вторжение" был снят одним впечатляющим непрерывным кадром, что позволило зрителям почувствовать, что они раскрывают преступление в режиме реального времени вместе с полицейскими. Это позволило оживить захватывающий сюжет, несмотря на то, что в реальности он явно неправдоподобен и откровенно безумен.

Слепое пятно (2018)

Слепое пятно (2018)
Слепое пятно (2018)

Фильм "Слепое пятно" рассказывает о трагедии, с которой сталкивается мать девочки, пытающаяся справиться с психическим заболеванием своей дочери и обнаруживающая, что оно гораздо серьезнее, чем она могла себе представить. Мы следим за тем, как она переживает каждую душераздирающую минуту, когда вынуждена отойти в сторону в травматичный и опасный момент жизни своей дочери. Шведский фильм написан и поставлен Тувой Нувотны, которая, опираясь на свой опыт великого актера, смогла проникнуть в душу своих героев и раскрыть их замечательные качества.

Этот великолепный интимный фильм нельзя назвать иначе как душераздирающим. Оказавшись внутри, зритель не может оторваться от переполняющего горя. Это эмоциональные американские горки, и одномоментная съемка как нельзя лучше подходит для этого. Зритель чувствует себя как бы рядом с семьей, что делает фильм более увлекательным и личным.

Тихий дом (2011)

Тихий дом (2011)
Тихий дом (2011)

И американский психологический фильм ужасов "Тихий дом", и одноименный уругвайский фильм производят впечатление одного напряженного, изнурительного, непрерывного кадра. В центре сюжета фильма - молодая женщина и ее отец, которые отправляются наводить порядок в давно заброшенном семейном поместье... и только после этого их неожиданно начинают терроризировать незваные гости.

Хотя фильм не был снят одним дублем, он был гениально смонтирован и срежиссирован так, чтобы создать впечатление, что это именно так. Таким образом, сложный сюжет передается, казалось бы, в режиме реального времени. Использование механизма "одного дубля" помогает вовлечь зрителя в детали, а также позволяет передать каждый момент грядущего ужаса. Поклонникам фильмов ужасов будет приятно почувствовать себя в доме с привидениями, потому что они как будто находятся в самом центре страшного действа. Элизабет Олсен, исполняющая эту роль в американской версии, великолепна - нелегкий подвиг, особенно для ремейка.

Ведь игра в фильме сродни игре на сцене в режиме реального времени, где все видят твои ошибки.

Бёрдмэн (2014)

Бёрдмэн (2014)
Бёрдмэн (2014)

В фильме "Бёрдмэн" мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту и мексиканский оператор Эммануэль Лубецки создали иллюзию, что их оскароносная комедия-драма была снята одним длинным кадром.

Иньярриту рассказал, что иллюзия одного непрерывного дубля была использована потому, что он хотел, чтобы главный герой, угасающий киноактер, когда-то прославившийся ролью голливудского супергероя, "погрузился в эту неотвратимую реальность, и зритель должен был прожить эти отчаянные три дня вместе с ним".

Каждая сцена снималась по пятнадцать-двадцать раз, а затем сшивалась, чтобы создать нужный эффект. Впечатляющее техническое достижение, Иньярриту этим фильмом разрушил кинематографические границы и даже получил "Оскар" за свою работу вместе с Любецки. Этот фильм Иньярриту с Майклом Китоном в главной роли - обязателен к просмотру.

Русский ковчег (2002)

Русский ковчег (2002)
Русский ковчег (2002)

Историческая драма "Русский ковчег" рассказывает о безымянном рассказчике, который бродит по коридорам Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, утверждая, что он погиб в результате несчастного случая и теперь является призраком. В ходе своих странствий он сталкивается с различными историческими личностями. Это неуловимый сюжет, такой же призрачный, как и его главный герой, но при этом потрясающий и гипнотический шедевр для любителей артхаусного кино.

Подготовка к съемкам фильма заняла четыре года. Впечатляющий непрерывный 96-минутный дубль был снят в тридцати трех комнатах, расположенных на расстоянии полутора километров, с участием более двух тысяч актеров и трех оркестров. Как сообщается, режиссер Александр Сокуров в течение нескольких месяцев отрабатывал операторскую работу, чтобы добиться нужного результата.

Он является одним из лучших фильмов, снятых за один дубль, не только потому что сделан без скрытого монтажа. Это редкий случай, когда носитель фильма соответствует его посланию, а форма, в которой он снят, идеально подходит к его смыслу. Полнометражный дубль "Русского ковчега" - это не прикол. Просто эту историю нельзя рассказать по-другому. И именно это делает "Русский ковчег" таким замечательным: не то, что его история оправдывает его формат или наоборот, а то, что все вместе дает завораживающий результат.