«Мосинжпроект»: команда профессионалов

 📷
📷

Планами на будущее и результатами, которыми гордится компания, поделился в интервью генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.

– Юрий Николаевич, какие изменения претерпел « Мосинжпроект» за свою историю? И как можно охарактеризовать деятельность компании в настоящее время?

– «Мосинжпроект» создавался в конце 1950-х, в период, когда стартовала массовая застройка новых территорий. Москве нужна была организация, которая занялась бы комплексным проектированием инженерных сооружений и сетей подземных коммуникаций.

Не будет преувеличением сказать, что современная Москва стоит на коммуникациях, спроектированных когда-то специалистами холдинга. При участии «Мосинжпроекта» проведена массовая газификация столицы, запроектированы тысячи километров теплотрасс, канализации. Среди важнейших проектов – система освещения МКАД и комплексная схема электроснабжения центра столицы.

Еще одним ключевым направлением работы с самого начала деятельности «Мосинжпроекта» стало проектирование дорожных объектов. За годы работы специалисты компании приняли участие в создании свыше 6000 км автодорог в Москве, более 100 мостов и эстакад, 300 подземных и надземных пешеходных переходов.

Например, в 1984 году в рамках строительства масштабного дорожного проекта тех лет – Третьего транспортного кольца специалистами «Мосинжпроекта» была создана уникальная Русаковская эстакада – спроектирован участок пролета длиной 62,5 метра без промежуточных опор. До сих пор это сооружение не имеет аналогов в Европе.

На современном этапе «Мосинжпроект», пройдя путь от проектного института, стал одним из крупнейших российских инжиниринговых холдингов полного цикла, реализующих комплексные проекты под ключ – от создания концепции до ввода в эксплуатацию.

Группа компаний на современном этапе участвует в крупнейших градостроительных программах столицы – формировании нового транспортного каркаса Москвы, развитии территорий крупных градостроительных проектов города. Компания осуществляет также проектирование и строительство знаковых гражданских объектов и общественных пространств.

Но, конечно, ключевые компетенции «Мосинжпроекта» сформированы благодаря участию в Программе развития московского метро. С участием холдинга за 12 лет введено свыше 152 км линий и 70 новых станций метрополитена, построено и реконструировано 11 электродепо.

– Безусловно, историческое событие для Москвы состоялось 1 марта 2023 года, когда замкнулась Большая кольцевая линия метро. Как вы оцениваете работу холдинга над этим флагманским проектом?

– Реализация Большой кольцевой линии, как и другие проекты по созданию и развитию транспортного каркаса Москвы, это в первую очередь заслуга руководства города. Мэр Москвы инициировал масштабные преобразования транспортной системы столицы, в которых развитие метрополитена заняло особое место.

Всего за 10 лет подземка выросла на 30%. Смелый и амбициозный проект БКЛ, зеленый свет которому дал лично Сергей Семенович Собянин, стал венцом современного этапа отечественного метростроения. Большая кольцевая линия – самое длинное в мире 70-километровое метрокольцо, созданное в условиях плотной застройки густонаселенного мегаполиса. К строительству БКЛ были привлечены огромные трудовые ресурсы – число одновременно работающих специалистов в пиковые периоды достигало 11,5 тысячи человек.

Руководитель Стройкомплекса Москвы Андрей Юрьевич Бочкарёв непосредственно координировал реализацию проекта на всех его этапах, лично контролировал ход строительства, обеспечивая оперативное принятие необходимых управленческих решений на самом высоком уровне.

Использование инновационных решений при организации рабочих процессов позволило реализовать столь сложный проект в рекордно короткие сроки – всего за 10 лет. Например, «Мосинжпроект» внедрил систему планирования и мониторинга численности персонала на объектах строительства. Это помогло проанализировать открытые фронты работ и доступность рабочих на стройплощадках, гибко распределяя ресурсы между объектами.

Перед запуском строительства мы проанализировали все возможные сценарии и лучшие мировые практики. Например, оценили перспективы внедрения различных методов для оптимизации глубоких проходок и для ускорения щитовой проходки, активно внедряли цифровое моделирование. Все это потребовало серьезной адаптации и доработки в московских условиях. Например, гидрогеологии (нестабильные обводненные грунты), эксплуатационных особенностей, нормативного регулирования («Мосинжпроект» участвует в формировании российской законодательной базы по метростроению и ТИМ). Тем не менее нашим специалистам удалось выработать оптимальные технологические решения, которые позволили обеспечить масштабное строительство в сжатые сроки.

– Все ли удалось выполнить в плановые сроки? Какие работы еще предстоят?

– БКЛ сегодня – это 31 станция, 20 пересадок на действующие линии метро и три на перспективные, а также на станции Московского центрального кольца и платформы Московского центрального диаметра. В связи с особенностями взаимной интеграции с действующей инфраструктурой метрополитена, в том числе со станциями – объектами культурного наследия Москвы, работа на ряде объектов продолжается.

Так, на станции «Электрозаводская» ведется строительство подземной пересадки на Арбатско-Покровскую ветку. Проходка перехода уже закончена, она осуществлялась с помощью средств малой механизации без использования тоннелепроходческих комплексов. Это обусловлено близостью двух действующих станций метро и инфраструктуры железной дороги – необходимо было обеспечить их бесперебойную работу.

На базе станции БКЛ «Нагатинский Затон» продолжается формирование пересадочного узла и общественного пространства. Первым этапом его создания стал ввод в эксплуатацию станции метро и благоустройство 1,9 гектара прилегающей к ней территории.

В рамках второго этапа началась реконструкция улично-дорожной сети общей длиной 730 метров. На очереди – сооружение отстойно-разворотной площадки для электробусов со зданием конечной станции. В проект также входит благоустройство парковой территории и набережной Нагатинского затона.

– Какими техническими решениями, реализованными в рамках БКЛ, вы гордитесь?

– Среди ключевых могу выделить переход к станциям преимущественно мелкого заложения, что позволило интенсифицировать проходку тоннелей с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), а также унификацию конструктивных элементов станционных комплексов метро для их повторного применения.

Всего при строительстве БКЛ было применено 33 ТПМК – из них 29 диаметром шесть метров и четыре щита диаметром 10 метров, которые предназначены для строительства двухпутных тоннелей. Использование щитов-гигантов позволяет отказаться от возведения дополнительных притоннельных сооружений. Это особенно важно в случаях, когда трассы тоннелей проходят, например, под крупными водоемами. Именно десятиметровые ТПМК построили протяженные участки тоннелей БКЛ под Нагатинским затоном и Москвой-рекой длиной 550 и 500 метров.

Во время строительства БКЛ специалистами Группы компаний «Мосинжпроект» был специально организован центр управления проходкой, куда в режиме реального времени поступала вся информация о ходе строительства тоннелей. Это позволяло оперативно реагировать на любые отклонения и корректировать действия экипажей тоннелепроходческих комплексов. Технология по итогам апробации признана успешной и применяется при строительстве других линий метро в Москве.

Также при возведении тоннелей БКЛ была внедрена система научного сопровождения подземного строительства. Наших строителей консультировали специалисты Тоннельной ассоциации России (ТАР) – общественной организации, объединяющей самых авторитетных специалистов в области подземного строительства в нашей стране и входящей в структуру Международной тоннельной ассоциации. В 2022 году «Мосинжпроект» с проектом БКЛ стал победителем конкурсов Тоннельной ассоциации за лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений и за разработку математического моделирования тоннелепроходки и расчет параметра, влияющего на оседание земной поверхности.

В ходе работы над БКЛ специалисты холдинга «Мосинжпроект» разработали систему интерактивного управления технологическими параметрами производства горнопроходческих работ. На стадии проектно-изыскательских работ проводилась оценка рисков строительства применительно к конкретной территории, подбирались оптимальные для этого участка города технологии подземного строительства, машины и механизмы, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду и городскую застройку, разрабатывались регламенты работы проходческих щитов.

И, конечно, использование 3D-моделей и элементов ТИМ оптимизировало многие процессы работы над БКЛ.

Впервые элементы технологий информационного моделирования были применены для увязки инженерных систем на строительстве станций «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково». Это позволило минимизировать коллизии, возникающие в ходе строительства. Трехмерное моделирование также использовали на станциях «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» и трех притоннельных сооружениях восточного участка.

– Каковы планы по строительству метро в Москве на 2023 год и ближайшие годы?

– В ближайших планах – завершение строительства нескольких участков радиальных линий метро. Это продление Люблинско-Дмитровской линии до поселка Северный со станциями «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Также в высокой степени готовности находится Солнцевская линия с новыми станциями «Пыхтино», «Аэропорт Внуково» и метромостом. С запуском этого участка впервые в России аэропорт будет иметь свою станцию метро.

На завершающей стадии находятся и два электродепо для обслуживания поездов метро – «Южное» и «Аминьевское».

Продолжается строительство Троицкой линии. В зоне ответственности «Мосинжпроекта» сегодня – строительство девяти станций: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Корниловская». На многих станциях новой ветки уже ведутся архитектурная отделка и монтаж инженерных систем. И холдинг продолжает работу над созданием новых веток метро – Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской.

В ближайшей перспективе также собираемся начать строительство станции метро «Южный порт» на перегоне «Кожуховская» – «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии метро. Станция станет центром притяжения огромной территории «Южный порт», которую реорганизуют.

Планируется, что этот новый район столицы будет больше по объему застройки, чем «Москва-Сити». Это будет подземная станция, возведение которой на действующей ветке метро выполнят без остановки движения поездов в определенные технологические окна.

«Южный порт» расположится под Южнопортовой улицей, станция будет иметь выходы на обе стороны дороги, и в том числе непосредственно к причалу.

– Какие дорожно-транспортные проекты планируете сдать в эксплуатацию в этом году?

– «Мосинжпроект» выступает генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком нескольких участков Московского скоростного диаметра – одного из главных проектов дорожного строительства в столице. В этом году мы должны выполнить основные работы по организации сквозного проезда по Юго-Восточной и Северо-Восточной хордам, которые формируют МСД.

В этом году мы завершили реконструкцию Ступинского проезда и открыли ряд участков южного направления МСД. Два участка – от улицы Шоссейной до улицы Полбина и от улицы Полбина до Курьяновского бульвара. Строительство было завершено на шесть месяцев раньше срока по контракту. Общая длина шестиполосной трассы составляет порядка 6,5 километра.

В начале августа состоялось открытие еще двух участков МСД – от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления Московской железной дороги и от железной дороги до пересечения с МКАД. Два новых отрезка Московского скоростного диаметра соединены путепроводом тоннельного типа длиной 46 метров.

Сооружение объединяет семь полос движения – три в направлении центра города и четыре – в сторону области. При строительстве тоннеля был сформирован защитный экран из металлических труб, который в процессе выемки грунта принял на себя нагрузку от железнодорожного полотна.

Использование такой технологии позволило обеспечить непрерывность движения поездов при строительстве несущих конструкций путепровода.

На других отрезках МСД, которые в основном состоят из эстакад, путепроводов и тоннелей, строительство находится на финальном этапе. Например, на крайнем участке МСД – от МКАД до автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе – ведется строительство четырех эстакад, двух тоннелей и моста через реку Битцу.

Работы ведутся под контролем Департамента строительства города Москвы и лично его руководителя Рафика Равиловича Загрутдинова, который неоднократно отмечал высокое значение новой магистрали для транспортного каркаса столицы.

Также «Мосинжпроект» создает три участка Южной рокады – новой магистрали столицы, которая пройдет от развязки Рублёвского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне. Общая длина дороги – 40 км. Коме того, холдинг создает улично-дорожную сеть на ЗИЛе, в Новой Москве и на территориях ряда крупных градостроительных проектов.

– Холдинг реализует уникальные концепции развития каждой территории, над которой работает. Расскажите, как развиваются территории в Мнёвниках и АДЦ «Коммунарка»?

– На территории административно-делового центра (АДЦ) «Коммунарка» в конце прошлого года завершили первый этап создания улично-дорожной сети. Были открыты три путепровода длиной 1,7 км, которые связывают АДЦ с Калужским шоссе. А также одновременно ввели в эксплуатацию 10 км внутриквартальной дорожной сети и участок магистральной дороги (1,66 км) с мостом через реку Сосенку.

В рамках развития территории Мнёвниковской поймы, где «Мосинжпроект» выступает оператором развития крупного градостроительного проекта и координирует взаимодействие всех участников, ведется строительство автомобильного моста в сторону улицы Мясищева.

Выполняется проектирование второго моста, которой свяжет пойму с Новозаводской улицей. Также специалисты Института «Мосинжпроект» в этом году приступили к созданию проектной документации по велопешеходному мосту через Москву-реку, который свяжет пойму с Филёвским парком.

Недавно прошел государственную экспертизу подготовленный специалистами Института проект надземного пешеходного перехода через улицу Нижние Мнёвники, который свяжет территорию около станции Большой кольцевой линии метро «Мнёвники» с набережной Москвы-реки.

Все искусственные сооружения будут взаимно интегрированы с улично-дорожной сетью на территории Мнёвниковской поймы общей протяженностью 11,9 км.

Территория Мнёвниковской поймы занимает площадь в 352 га. Проект планировки предусматривает создание жилой и деловой застройки, объектов социальной инфраструктуры и парковых зон за счет как городского бюджета, так и частных инвесторов. В результате развития территории этого крупного столичного градостроительного проекта здесь появится порядка 30 тыс. рабочих мест. Развитая улично-дорожная сеть повысит инвестиционную привлекательность развивающихся территорий.

Хочу отметить ключевую роль в реализации крупных градпроектов наших коллег из Стройкомплекса Москвы – Департамента строительства, Департамента строительной политики, Москомэкспертизы, Москомархитектуры.

Подробнее читайте на нашем сайте