Имя Тимур довольно популярно среди кавказцев. Оно напоминает нам о знаменитом среднеазиатском полководце Тимуре. В тюркских языках его имя означает «железный». Этот завоеватель страдал недугом, из-за которого персы прозвали его Тимур Ленг – «Тимур Хромой». Европейцы превратили это прозвище в имя ТАМЕРЛАН.
Тимур (Тамерлан) не являлся потомком Чингис-хана (чингизидом) и поэтому не мог носить титул хана. Но в 1370 г. Тимур женился на чингизидке Сарай-Мульк-ханым и тем самым породнился с домом Чингис-хана. Это значительно увеличило его авторитет и помогло подчинить улус Чагатая (Средняя Азия).
Тимур был ревностным мусульманином. Он являлся приверженцем суфийского тариката (дороги к Аллаху) ЯСАВИЯ.
Этот тарикат получил название от имени проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, жившего в городе Яса (ныне город Туркестан в Казахстане).
Духовным наставником Тимура на пути Ясавия был шейх Мир Саид Барака. В 1370 г. он вручил Тимуру символы власти: барабан и знамя. Мир Саид Барака сопровождал Тимура во всех походах и предсказал ему великое будущее. Тимур так доверял этому человеку, что передавал ему в руки управление всеми завоеванными местами.
Первый большой поход Тимур начал в 1385 году. Он захватил Персию. Затем огромная армия Тимура вторглась в Грузию. Тамерлан потребовал, чтобы грузины приняли ислам, но натолкнулся на сопротивление с их стороны. Напротив, мусульманский правитель Ширвана Ибрагим I Дербенди в 1386 году стал верным вассалом Тамерлана.
В 1387 г. Тимуру пришлось уйти из Закавказья, так как его главный враг Тохтамыш, вторгся в Среднюю Азию и, тем самым отвлек его.
Но вскоре ареной борьбы Тохтамыша и Тимура стал уже Кавказ.
Тохтамыш находился на Северном Кавказе, и его отряды, прорвавшись через Дарьяльский проход, стали опустошать владения Тимура. Тогда Тимур задался целью установить контроль над двумя главными путями из Северного Кавказа в Закавказье – Дарьяльским ущельем и Дербентом, а также прилегающими к ним землями, население которых он собирался обратить в ислам.
Сначала Тимур принялся за исламизацию Грузии. С 1394 г. он шесть раз вторгался в эту страну. Грузинский царь Георгий VII стремился дать отпор захватчикам.
Он собрал большое войско, в котором кроме грузин было много предков современных чеченцев.
Самоназвание чеченцев – «нохчий». Соответственно их язык относят к «нахской ветви» нахско-дагестанской языковой группы. Историческая родина нахских народов – Закавказье. Их представители составляли важную часть войска грузинских царей. В родословных чеченских тайпов говорится о приходе их родоначальников с юга и расселении затем с запада на восток. Возможно, так в народной памяти сохранились события конца XIV в. – начала XV вв., когда предки чеченцев и ингушей ушли под натиском полчищ Тимура на Северный Кавказ.
В предгорьях Северного Кавказа каждое воинское подразделение заняло определенную территорию со своей горой.
Оно образовало поселение и составило тайп – общину воинов.
В названиях тайпов были отражены особенности задач, выполнявшихся этими подразделениями во времена службы грузинским царям и вооружения и доспехов, которые у них имелись (например, Ширдой – пращники, Гилахой – конники, Пхьярчхой – лучники, Бавлой – башенные люди). В этот период предки чеченцев и ингушей ещё являлись православными (христианство они приняли в Грузии). Как память об этом этапе истории нахских народов на территории Джейрахского района Ингушетии сохранился древний христианский храм Тхаба-Ерды.
В 1395 г. Тамерлан через Дербент отправился в большой поход на владения Тохтамыша. Охрану Дербентского прохода он поручил своему вассалу ширваншаху Ибрагиму I Деребенди.
К северу от Дербента находилась область Кайтаг (современный Кайтагский район). Уцмий (правитель) Кайтага был вассалом Тохтамыша. Поэтому войско Тимура обрушилось на Кайтаг, а далее захватило город Тарки (около современной Махачкалы). Тамерлан оставил там обоз.
От Дербента до Тарков и Терека по его велению была насыпана цепь курганов.
Эти холмы вплоть до XIX в. называли Аксак Теймурун хори («вал хромого Тимура»). Курганы обозначали краткий путь для войска Тимура от Дербента к Тереку. На этой реке в апреле 1395 г. в кровавой битве Тимур разгромил орду Тохтамыша. Тот бежал. Тимур преследовал его. По пути он уничтожил города Золотой Орды на Волге, в том числе её столицу Сарай.
Хан Золотой Орды устремился на запад. Войско Тимура преследовало его вдоль Дона и дошло до русского города Ельца, который был разрушен.
Тохтамыш укрылся в Литве. Тамерлан в Литву не пошёл. Но он уничтожил основу экономического благополучия Золотой Орды: торговый путь через Северный Кавказ в Крым. Тимур разорил богатые итальянские города Кафа (Феодосия) и Тана (Азов), а также Черкесский улус.
Свою зимнюю Ставку Тамерлан устроил в Пятигорье (в современной Карачаево-Черкессии).
Перезимовав на Северном Кавказе, в 1396 г. Тимур направился от Терека в сторону Тарков, где его дожидался обоз. По пути он покорил кумыков, обитавших на равнине между реками Терек и Сулак. (Здесь существовал т.н. Тюменский улус Золотой Орды).
Далее некоторые отряды Тимура продолжили движение к Таркам, а сам он с частью сил поднялся на хребет Салатавских гор и прошёл по его гребню (Буйнакский, Казбековский, Гумбетский районы Дагестана), разрушая встречавшиеся на пути аварские селения.
Наместники Тимура силой оружия распространяли ислам, там, где он не был крепко укоренен.
По преданию, в это время в селении Гагатли (Ботлихский район) были построены три мечети. Тимур оставил здесь мулл. Благодаря политике Тимура произошла исламизация лакцев и значительной части даргинцев и аварцев.
Основной целью Тимура стало Ушкудже (ныне – Усиша, селение в Акушинском районе) – главный центр христианства, оставшийся в Дагестане.
После разрушения Ушкуджы к Тимуру явились с раскаянием и признанием своей вины представители селений Хунзах и Казикумух. Тимур одарил их разными милостями: дорогими халатами, золотыми поясами для мечей и арабскими конями. При этом предписал им бороться с врагами веры. После этого Тамерлан выдал им ярлыки на княжение и закрепил за «эмиром» хунзахцев земли по левому берегу реки Аварское Койсу.
Его потомки стали называть себя аварскими ханами. «Эмиру» Казикумуха передавался правый берег Аварского Койсу. Правители Казикумуха носили титул «шамхалов».
После походов Тимура, на территории современного Дагестана осталось очень немного христиан и приверженцев традиционных верований.